В ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» принята «Программа инновационного развития на 2011–2016 гг. и на перспективу до 2020 г.». Программа ставит целью повышение экономической и энергетической эффективности энергоснабжения потребителей за счет обеспечения инновационного развития путем создания современной электросетевой инфраструктуры на уровне мировых стандартов. О направлениях инновационного развития компании, гранях этой программы и путях достижения обозначенных в ней целей рассказывает руководитель дирекции по развитию, информационным технологиям и операционной эффективности ОАО «МОЭСК» Андрей Сницкий.
Инновации – это не самоцель, не модный тренд. Государством определен курс на переход к инновационному развитию экономики. Это потребует создания инфраструктуры, среды для появления и успешного внедрения инноваций. Энергетика, как ключевая отрасль российской экономики, органично вписана в этот вектор развития.
А что до амбиций, то цели программы, по нашим оценкам, вполне достижимы. К этому нас стимулирует развитие рыночной ситуации. Ведь лидерство ОАО «МОЭСК» – не самоцель, а темп развития, его ориентир. Выражаясь образно, кто не гребет, тот тонет.
Инновационность – это не только прорывные, передовые технологии и оборудование. Это прежде всего новизна мышления, способность ставить амбициозные цели, определять пути их достижения и добиваться их реализации. Активная жизненная позиция, если хотите. Когда удастся сформировать такую среду, то движение вперед будет обеспечено и для компании, и для экономики страны в целом.
– Андрей Викторович, чтобы сформулировать программу, нужны наработки, определенный инновационный потенциал?– Конечно, создавалась она не на ровном месте. У нас были наработки, предложения научно-технического совета. Те или иные идеи находили свое применение или отрабатывались в виде научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Хотя их было мало: сказались недофинансирование, кризис. Но и в этих условиях компании удалось сохранить потенциал, интерес персонала, который готов этим заниматься. Подтверждением тому – целый набор инновационных проектов, ниокровский набор, который мы получили уже в первый период. Это послужило платформой, стартовой площадкой для воплощения в программу.
Ее разработкой мы начали заниматься примерно год назад. Причем первыми в Холдинге МРСК. И, когда в холдинге создались такие структуры, МОЭСК достаточно гармонично в них влился. У нас уже были свои наработки, был сформирован портфель идей.
Но главное – мы отработали механизм инновационной деятельности. Он закреплен в положении, в котором учтены все вопросы и порядок этой деятельности. Скажу с уверенностью: механизм работает.
– Инновации – сфера довольно спорная. Что считать таковыми? У всякой идеи найдутся как сторонники, так и противники.– Я бы добавил, что реализация любой инновации требует средств. Эти средства берутся из тарифных источников. Ответственность высока, как и цена ошибки. Поэтому в ОАО «МОЭСК», кроме уже существующего научно-технического совета, появился комитет по инновациям и энергоэффективности. В него, кроме сотрудников компании, вошли авторитетные в отрасли эксперты: представители Московского энергетического института, различных инфраструктурных организаций, Российского энергетического агентства. Это достаточно известные люди. К примеру, Георгий Петрович Кутовой, другие авторитеты в энергетике. Как показал опыт, коллегиальность в решении вопросов инновационного развития оправданна и мы на правильном пути. В повседневной работе мы концентрировались на решении насущных задач, у нас определенный стереотип выработался. Мы как бы зашорились. А эксперты на заседаниях говорят: вы посмотрите иначе… И зачастую проходят проекты, которые бы мы у себя зарубили точно.
Например, методика оценки динамической устойчивости оборудования. Эту проблему, кстати, поднял один из сотрудников компании. Поначалу к ней отнеслись скептически. Но на самом деле проблема актуальная. Если учесть, что часть существующего оборудования устарела, его характеристики уже далеки от паспортных. Как оценивать его динамическую устойчивость, то есть устойчивость в условиях коротких замыканий? Возможно, нужно разработать методику оценки устойчивости, чтобы потом четко определить, что вот это оборудование надо менять точно. Вроде ничего инновационного, но никто не знает, как подходить к этой проблеме. Ее решение необходимо компании. Для этого требуется простое, недорогое, нестандартное решение. Стандартное – это взять и все заменить на новое.
– На первый взгляд, не особо революционно.– А революций и не ждите. Революции – это скачки, а нам нужно поступательное движение вперед. Здесь нужно четко представлять, что мы и не собираемся вести фундаментальных исследований. Нет у нас на это денег. Наша роль сейчас – преодолеть технологическое отставание и решить наиболее острые проблемы.
Мы, безусловно, ориентируемся на поиск новых эффективных технологий. Когда создавали программу, проанализировали наше технологическое отставание от компаний – лидеров энергетической отрасли, и отечественных, и зарубежных.
Есть немало интересных находок в Холдинге МРСК. Мы взяли их на заметку. Изучили опыт зарубежных компаний. Причем не столько аналоги и оборудование, сколько качественные характеристики, потребительские свойства услуги по передаче электроэнергии, а именно время перерывов в электроснабжении: за какое время коллеги его восстанавливают в случае отказов, уровень потерь в сети, частота отключений, то есть базовые понятия, критерии эффективности. Они отражают уровень качества, достижимого за вполне понятные разумные деньги. Мы ориентируемся на эти показатели. Убежден, что в реальные сроки до 2020 года компания ОАО «МОЭСК» способна войти в обойму первых. Мы должны ставить перед собой такую цель.
– Цель заманчивая. Какими инновационными средствами предполагается ее достигать? Может, беспроводная передача электричества?– Зря иронизируете. А я говорю да! Это не тупиковая идея. Уже сейчас известна полутораметровая беспроводная передача. Правда, она сопряжена с огромными потерями. Не сегодня, не завтра, но… да.
Сейчас у компании МОЭСК существуют реальные инновационные проекты. Это создание инфраструктуры для зарядки электротранспорта. Уже существуют технологии, когда зарядка происходит не через розетку, а электромагнитным образом. Вот вам и передача на расстоянии. Никаких контактов. Это реальность. Различные электронные устройства, те же мобильные телефоны, сегодня могут заряжаться именно таким образом. И это наша якорная тема. Я говорю о так называемых якорных технологиях, которые применимы в МОЭСК и способны дать определенную отдачу.
– Какая тематика рассматривается в первую очередь?– В выборе приоритетов мы ориентировались на проблемы, которые сейчас существуют и мешают нам выйти на новый технологический уровень. Эти проблемы связаны со спецификой Московской энергосистемы. На их преодоление и фокусируется инновационная составляющая деятельности компании.
Если так дальше будут расти токи короткого замыкания, то скоро нам придется заменять свои выключатели. Нужно будет устанавливать более мощные выключатели, имеющие возможность отключения высоких токов короткого замыкания. А это очень дорогостоящее мероприятие. В этой сфере внедрения инноваций может быть реальная отдача. И в этом направлении мы намерены работать очень серьезно.
Сергей Прокопенко