В разгар спора вокруг газовых контрактов, который ведут Газпром и Киев, премьер-министр России Владимир Путин дал старт альтернативному маршруту экспорта российского сырья в Европу. В Выборге он запустил газопровод «Северный поток», который, по задумке российских властей, позволит ослабить зависимость Газпрома от транзитных стран. Вскоре Москве представится еще один шанс напомнить Киеву, что Украина может в ближайшие годы потерять до 70% объемов транзита российского газа.Газопровод «Северный поток» протяженностью более 1200 км обошелся России в 8,8 млрд. евро, что вдвое превосходит изначальную смету. Все это, впрочем, мало волнует руководство России и Газпрома, для которого труба станет подспорьем в непрекращающихся газовых спорах с Киевом. Запуск «Северного потока», проложенного по акватории Балтийского моря, позволит Газпрому позиционировать себя в Европе в качестве надежного поставщика, выполняющего свои обязательства, тогда как ситуация с транзитом на украинском направлении все сильнее напоминает подготовку к газовой войне.
Украина, транспортирующая 70–80% российского топлива в ЕС и Турцию, больше года добивалась от России скидки на газ, закупаемый для собственных нужд. Президент Украины Виктор Янукович, которого в Москве долгое время считали «своим», называет «беспредельной» цену на импортное топливо для «Нафтогаза». В Газпроме, впрочем, утверждают, что руководство Украины введено в заблуждение, а цена топлива для соседа меньше, чем у целого ряда европейских клиентов российского концерна.
С августа конфликт между Москвой и Киевом лишь набирает обороты. После того как Россия выдвинула неприемлемые, с точки зрения Киева, требования (скидка на газ в обмен на вступление в Таможенный союз и продажу местной трубы Газпрому), власти Украины заявили, что будут добиваться скидки в международном арбитраже. Более того, чтобы ликвидировать десятилетний контракт с Россией, Киев готов разделить свою газовую компанию «Нафтогаз».
Угрозы, которые доносятся из Киева, пока Москву не пугают. В Газпроме твердят, что действующие газовые контракты обязывают Украину покупать минимум 33 млрд. кубометров российского топлива в год до 2019 года. Обещания Киева снизить закупки иностранного топлива ниже этого уровня россияне предпочитают не замечать.
В 2010 году Украина прокачала в ЕС около 100 млрд. кубометров российского газа, а в текущем году поставки возрастут в связи с увеличением экспорта из России. При условии, что экспорт газа в Европу в 2011 году составит, как обещает Газпром, 155–158 млрд. кубометров газа, на украинские трубы придется около 70% всех поставок российской монополии в дальнее зарубежье. В будущем году, несмотря на запуск «Северного потока», ситуация практически не изменится, а вот с 2013 года Украина начнет терять деньги, которые «Нафтогаз» зарабатывает на транзите российского топлива.
В конце 2012 года, когда «Северный поток» выйдет на запланированную мощность (55 млрд. кубометров в год), Газпром получит более весомый аргумент для давления на Украину в ходе газовых переговоров. Действующие контракты с Киевом не ограничивают Москву в объемах транзита через украинскую ГТС. Напротив, заполнение «Северного потока» Газпром обязан обеспечить. Если первая ветка «Северного потока» будет загружена за счет газа, который пойдет в ЕС в дополнение к уже потребляемому европейцами, то для заполнения второй очереди трубы Москве придется перебросить часть транзита через Украину на северный экспортный путь.
К концу 2013 года Украина, потеряв более миллиарда долларов ежегодных платежей от Газпрома, все еще будет оставаться основным транзитером, прокачивающим в сторону ЕС 70–80 млрд. кубометров российского газа в год. Но Москва уверена, что ей удастся лишить Киев и этих объемов топлива за счет другого проекта Газпрома по диверсификации экспорта.
Сообщение о запуске «Северного потока» стало для Киева не последней плохой новостью, которая пришла от российских чиновников из Выборга. Глава Газпрома Алексей Миллер рассказал журналистам во вторник, что концерну за более чем год споров удалось согласовать перераспределение долей иностранных участников в проекте «Южный поток». Этот газопровод из России через Черное море в Италию и Австрию Москва рассматривает как еще один элемент снижения транзитной зависимости от Украины. По новому договору, который будет подписан 16 сентября, немецкая Wintershall и французская EDF получат по 15% в «Южном потоке», а итальянская Eni – 20%.
В случае, если первая очередь «Южного потока», нацеленного на перекачку до 63 млрд. кубометров природного газа в год в Европу, будет завершена в 2015 году, то Россия сможет к 2018 году снизить транзит через украинскую ГТС еще примерно на 40 млрд. кубометров. В результате транзит через Украину будет сопоставим по объемам с тем, что Москва сейчас перегоняет в ЕС через территорию Белоруссии. Правда, для того, чтобы эти планы реализовались, Москве необходимо еще получить разрешение Турции на прокладку «Южного потока» в Черном море.
«Наши украинские коллеги сели в поезд под названием «Дешевый российский газ», не знают, на какой станции выйти, и не знают, что могут заехать в тупик», – пренебрежительно заявил накануне Миллер, описывая спор с Украиной. В Москве, похоже, уверены, что победили, но в Киеве явно считают по-другому.
Украина в 2011 году импортирует около 40 млрд. кубометров газа из РФ по цене от 264 долларов за тысячу кубометров в первом квартале до почти 400 долларов в четвертом. Украина потребляет около 60 млрд. кубометров газа в год, треть из которых обеспечивает за счет собственной добычи.
Власти Украины грозят Москве, что если Россия заставит Украину купить объем газа, превышающий ее потребности, Киев начнет экспорт избыточного топлива в Европу. Параллельно Киев намерен реализовать программу по наращиванию внутренней добычи газа, сократить потребление газа, заменив его углем, запасов которого Украине должно хватить на десятилетия.
Иван Понырев