Авторизация
 

Спецпроект ПМЭФ-2011

Спецпроект ПМЭФ-2011«...обеспечить большую открытость власти и широкие возможности для частного бизнеса, максимально поддержать модернизацию на местном уровне, общественные инициативы и объединения неравнодушных граждан, которые стремятся изменить жизнь к лучшему».

Курс на модернизацию стал ответом на многие вопросы, именно поэтому мы запустили проект модернизации национальной экономики, определили технологические приоритеты на ближайшие годы, поставили задачу превращения Москвы в один из крупнейших международных финансовых центров. Надо прямо признаться, модернизация идет непросто, но мы с самого начала понимали, что так и будет происходить, а ждать, ориентироваться на какие-то другие временные сроки мы просто не имели права, и мы начали действовать.
Только за последние месяцы стартовали проекты по приоритетным направлениям на сотни миллионов долларов. В Россию в качестве стратегических инвесторов пришли практически все крупнейшие фармацевтические и энергетические компании.

Сегодня Россия строит атомные станции по технологиям, которые соответствуют уже постфукусимским требованиям, то есть требованиям повышенной безопасности. Я называю это в качестве технологических приоритетов, потому что именно в этом, мы определили, должна проявляться модернизация экономики.
То, что мы намерены сделать, это не только инновационный центр в Сколкове и не только замена устаревших технологий на современные в ряде приоритетных секторов. Такие проекты – это скорее искра, запускающая механизм для более масштабных преобразований, для наращивания динамики этих преобразований. Эти пилотные проекты должны показать, как нужно работать сегодня.

Мы начали распространять передовые практики на всю страну. Это касается повсеместного использования наилучших технологий, инструментов поддержки исследований и инноваций, стандартов технического регулирования, процедур таможенного оформления и миграционных правил, качество управления на региональном уровне. Глобальный финансовый кризис привел к возникновению значительных финансовых дисбалансов в ряде государств, в том числе в странах Европы и в Соединенных Штатах Америки. Необходимость сокращения бюджетных дефицитов может вызвать замедление роста экономики, а значит, и спроса на российские товары. Инвесторы будут искать пути диверсификации своих вложений; выберут ли они нашу страну, в значительной мере зависит от нас самих. Россия должна предложить новые возможности: от растущего потребительского спроса до десятков инфраструктурных проектов, а также показать, каковы новые перспективы, связанные с созданием единого экономического пространства с нашими соседями. Это должно сделать нас одним из крупнейших и привлекательных рынков в мире.

Хочу также отдельно подчеркнуть позитивную роль, которую играет для глобальной устойчивости и безопасности наш самый большой сосед – Китайская Народная Республика. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем помогает делать мир одновременно и более стабильным, и более динамично развивающимся.

Один из самых известных инноваторов нашего времени Стив Джобс однажды заметил, что важные решения – это не те, что вы делаете, а те, что вы решили не делать. Я бы хотел заявить здесь предельно четко, что мы не строим государственный капитализм. Да, у нас был этап развития, связанный с усилением роли государства в экономике, он был, по сути, неизбежен и во многом в определенный период необходим. Однако теперь потенциал этого пути исчерпан, эффективность – впрочем, достаточно условная – такой экономической модели очень сильно зависит от конъюнктуры и часто ведет к непродуманным, судорожным шагам, решающим лишь одну задачу: сохранить то, что существует, и почти всегда вне зависимости от эффективности подобного наследства. Государству все еще принадлежит большая часть экономических активов: от предприятий до земельных ресурсов, – но и на все остальные активы продолжает оказывать определяющее воздействие избыточная система регулирования государства в подконтрольных ему сферах, прежде всего в естественных монополиях. Между тем любая неопределенность законодательства – это риск предпринимателя, но не государства. И принцип, что государство всегда право, выражается либо в коррупции, либо в повсеместных преференциях своим компаниям, причем независимо от формы собственности. Подобная экономическая модель представляет опасность для будущего страны.
В российской экономике должны доминировать частное предпринимательство и частные инвесторы, государство должно защищать выбор и собственность тех, кто сознательно рискует своими деньгами и репутацией. Оно должно дать им как право на ошибку, так и возможность для драйва, для развития – больше того, должно с использованием государственных компаний обеспечить современную и стабильную инфраструктуру для развития экономики в целом.

В конце марта в Магнитогорске я дал указания, направленные на повышение качества работы рыночных институтов, на снижение издержек бизнеса и привлечение инвестиций в российскую экономику. В политике важно доведение решений до практического воплощения, и магнитогорские инициативы уже реализуются.
Обсуждение магнитогорских инициатив показало высокий спрос на объективные и оперативные решения. Задачи модернизации достижимы не единовременными, пусть и кардинальными, мерами, а лишь при условии непрекращающегося и постоянного потока изменений – разумеется, при наличии политической воли вести этот процесс вперед: предсказуемо, шаг за шагом, но неуклонно.

Государству не нужны столь большие объемы собственности, правительство представило предложения по графику приватизации крупных компаний. Реализация этих планов, безусловно, необходима. Но эти планы слишком скромны. Считаю обоснованным отказ от контрольных, а в ряде случаев и от блокирующих пакетов акций во многих крупных компаниях, которые сегодня находятся в государственной собственности.

Более осторожный подход, конечно, потребуется в отношении инфраструктурных монополий и предприятий, которые необходимы для обеспечения военной безопасности государства. Правительство должно в срок до 1 августа скорректировать график приватизации для решения этой задачи.

В современном мире невозможно управлять страной из одной точки, тем более когда речь идет о такой стране, как Россия. В ближайшее время я создам специальную рабочую группу высокого уровня, которая подготовит предложения по децентрализации полномочий между уровнями власти, прежде всего в пользу муниципального уровня, включая вопросы соответствующей корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений.

Нам необходимы не только красивые планы, но и значимый прогресс в формировании финансового центра в Москве. Чтобы улучшить развитие московского мегаполиса для целей финансового центра и просто облегчить жизнь огромному количеству людей, может быть также рассмотрен вопрос о расширении границ Москвы. То есть о создании столичного федерального округа, выходящего за традиционные границы Москвы, причем с переносом за эти границы значительной доли административных функций федерального уровня и, соответственно, государственных учреждений.

Для реализации объединяющей нас стратегии понадобятся изменения и в структуре правительства, и в других органах власти на всех уровнях. Мы должны обеспечить большую открытость власти и широкие возможности для частного бизнеса, максимально поддержать модернизацию на местном уровне, общественные инициативы и объединения неравнодушных граждан, которые стремятся изменить жизнь к лучшему в своем городе, в своем поселке или регионе.

Из выступления Дмитрия Медведева
на заседании Петербургского международного экономического форума
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.