– Сильвиян Иванович, какие организации являются ключевыми в определении приоритетов по энергосбережению и энергоэффективности и какие задачи они решают?– Ключевыми организациями являются Министерство энергетики и, в частности, ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА), подведомственное Минэнерго, Министерство экономического развития, а также созданные в регионах центры энергоэффективности и другие государственные организации.
Оба министерства являются органами исполнительной власти, вырабатывают и реализуют государственную политику, включая программы по повышению энергетической эффективности страны. Задача РЭА также состоит в реализации Закона «Об энергосбережении» и государственных мероприятий по энергоэффективности и, кроме того, определении наиболее энергоэффективных технологий, способных дать максимальный результат в кратчайшие сроки. Поскольку тематика энергосбережения достаточно широка, то на РЭА возложена в том числе и задача по формированию технологических платформ – банка инновационных технологий, одной из которых станет интеллектуальная система учета энергоресурсов smart metering.
Задачей центров энергоэффективности, созданных в разных городах России, является разработка программ повышения эффективности энерго-
снабжения, планирование и последующий контроль выполнения энергосберегающих мероприятий в регионах.
Важная роль во внедрении энергоэффективных технологий принадлежит сетевым компаниям ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» и городским электросетевым компаниям в регионах, которые, как правило, выступают сейчас непосредственными заказчиками создания систем smart metering.
– Какие противоречия, требующие безотлагательного решения, существуют сегодня в законодательстве?– По большому счету, недостаточное финансирование внедрения энергоэффективных технологий связано именно с противоречиями в законодательстве. Например, согласно Жилищному кодексу РФ счетчик принадлежит потребителю и он вправе самостоятельно выбрать и заменить старый прибор учета на новый. Однако нет никакой гарантии, что этот прибор со своими техническими характеристиками сможет быть интегрирован в единую интеллектуальную систему smart metering. В свою очередь, против сетевой компании, предлагающей потребителю оснастить дом передовой технологией, может быть возбуждено дело Федеральной антимонопольной службой о нарушении законодательства в своей компетенции, поскольку единых требований к приборам учета пока не выработано.
Возникает и ряд других вопросов, требующих законодательного регулирования. На ком все-таки лежит ответственность замены старых электросчетчиков и включения их в единую систему?
Не стоит забывать о некоторых пробелах в законодательстве в отношении энергосервисных контрактов на внедрение энергосберегающих технологий. Инвесторы натолкнулись на отсутствие в некоторых случаях инструмента, который бы фиксировал эффект от установки энергосберегающего оборудования и вел бы постоянный мониторинг потребления. Каким образом инвестору – энергосервисной компании, взявшей кредит в банке, – понять, что явилось настоящей причиной снижения потребления: отключение электроэнергии или установка энергоэффективных технологий, например энергосберегающих ламп? Кроме того, достоверную информацию можно получить только с использованием интеллектуальной системы учета, что никак не отражено в Федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении».
И это лишь малая часть вопросов, которые до сих пор не отрегулированы.
– Какие меры принимаются на государственном уровне, чтобы решить возникшие проблемы?– 17 марта на заседании президиума Правительства РФ была утверждена программа развития систем учета электроэнергии на основе интеллектуальных приборов по электросетевым организациям. Она должна быть реализована до 2020 года. Первый этап – «Модернизация» – предполагает тестирование технологий в ходе реализации пилотных проектов и формирование федеральной концепции, целевой модели интеллектуального учета. В течение 2011 года должны быть определены механизмы финансирования, сформировано партнерство интеграторов и производителей. На втором этапе будут введены в действие изменения нормативной базы, утверждены технические решения, сформированы операторы учета в пилотных проектах, локализовано производство современных приборов учета в России. Тиражирование технического решения в сфере интеллектуального учета будет проходить в течение 2016–2020 годов, когда будет установлено более 50 млн. приборов учета.
– На ваш взгляд, какой путь усовершенствования системы расчетов можно предложить российским участникам рынка электроэнергии? – Сегодня единые расчетные центры в том виде, в каком они существуют, начинают себя изживать в ряде регионов. Возможно, правильным и закономерным было бы решение о создании операторов коммерческого учета энергоресурсов на базе расчетных центров, со своими подразделениями в каждом городе. Такая организация явилась бы гарантом предоставления достоверных данных всем участникам рынка. Для появления операторов коммерческого учета, вероятно, необходимо предусмотреть составляющую в тарифе. Государственное участие и поддержка Российского энергетического агентства, а также Федеральной службы по тарифам в этом случае были бы целесообразны. Считаю, что реально такие организации могут появиться в 2012 году.
– Много ли проектов по созданию интеллектуальных систем учета smart metering осуществляется в стране?– Сегодня ведется ряд пилотных проектов по созданию интеллектуальных систем учета, которые курируются Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики при Президенте РФ. Наиболее важным из них является пилотный проект в Перми, реализуемый ОАО «Холдинг МРСК» в рамках федеральной программы «Считай, экономь, плати». Его цель – выявить все противоречия в законодательстве, выработать единые технические требования к системам учета. По итогам проекта Холдингом МРСК будут отобраны наиболее эффективные технологии, которые станут тиражироваться затем по всей стране.
Инженерный центр «ЭНЕРГО-
АУДИТКОНТРОЛЬ» – одна из пяти компаний-интеграторов, которые прошли несколько этапов конкурсного отбора и в марте этого года приступили к реализации своей части работ в Перми. Это достаточно ответственно и почетно. Нашей компанией разработана и будет внедрена уникальная технология учета электроэнергии «под ключ». В данной технологической платформе используется программный комплекс RDM (Resourse Data Manager), разработанный специалистами Инженерного центра «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ». Это первая российская и одна из немногих в мире систем, которая адаптирована для работы с большим количеством точек учета – до 1 млн. и более. Преимуществом RDM является то, что архитектура данного программного обеспечения открыта для других систем и приборов учета, что очень важно при комплексном учете энергоресурсов.
На этой технологии нашей компанией сегодня реализовано достаточно много успешных и масштабных проектов в сфере smart metering. Самый крупный – проект на розничном рынке электроэнергии для объектов ОАО «РЖД», осуществляемый на территории 75 субъектов РФ. Всего 240 000 точек учета, из них установлено в систему уже более 200 000. Эффективно и без сбоев работает центр сбора данных, охватывающий несколько десятков серверов.
Особо хочу упомянуть о проекте Инженерного центра «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» в Чувашской Республике, благодаря которому столица Чувашии г. Чебоксары сегодня находится в шаге от того, чтобы стать интеллектуальным городом в сфере учета электроэнергии. Во всем городе установлены приборы учета у юридических лиц и муниципальных потребителей, концентраторы данных, способные принимать до 1 024 счетчиков каждый, и все это сведено в единую систему учета. В секторе бытового потребителя достаточно поставить счетчики, которые автоматизированно будут включены в систему smart metering. Чебоксары – это показательный пример консолидации усилий со стороны городской администрации, сетевой и сбытовой компаний – ООО «Коммунальные технологии» и ОАО «Чувашская энергосбытовая компания».
– Как вы считаете, применим ли опыт Европы и Америки в создании передовых систем учета к российской энергетике?– Очевидно, что внедрение интеллектуальных систем в Европе и Америке проходит активнее, чем в России. В конце 2008 года в Западной Европе насчитывалось 39 млн. приборов smart meter, и, исходя из прогнозов экспертов, к 2014 году их число вырастет вдвое. Некоторые механизмы государственного регулирования и поддержки, осуществленные на Западе, вполне могут быть применимы и в нашей стране. В Италии беспроцентный кредит, выданный государством на создание интеллектуальной системы учета электроэнергии по всей стране, окупился в течение пяти лет и способствовал значительному повышению энергоэффективности государства. В США, например, частично соинвестором внедрения энергоэффективных систем выступает государство. В прошлом году там были выделены целевые гранты более чем 20 сетевым компаниям. Самые крупные – порядка 200 млн. долларов каждый – получили девять компаний на создание такого рода систем. Сегодня поддержка президентом Д. Медведевым инновационных технологий, и, в частности, технологии smart metering, дает все основания надеяться, что этот опыт будет учтен и государство сделает все возможное для повышения энергоэффективности России.
Беседовала Татьяна Назаренко