Авторизация
 

Не договорились, премьер-министр с еврокомиссаром

Не договорились, премьер-министр с еврокомиссаром24 февраля российский премьер-министр Владимир Путин раскритиковал правила Европейского союза в области энергетической инфраструктуры, подчеркнув тот факт, что на переговорах по энергетическому вопросу не удалось добиться прогресса. Выступая перед журналистами после дискуссий с председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлом Баррозу, Путин заявил, что правила Евросоюза относительно владения трубопроводной инфраструктурой, известные как «Третий энергетический пакет», подразумевают конфискацию активов. «Третий энергетический пакет, совершенно ясно, повредит деятельности наших энергокомпаний», – заявил Путин, добавив, что он также увеличит стоимость энергии для европейских потребителей. «На деле же мы вообще говорим о конфискации собственности», – добавил он. Комментарии Путина последовали за встречами за закрытыми дверями между дюжиной российских министров правительства и двумя дюжинами членов Еврокомиссии по экономическим и политическим связям.
Защищая правила Евросоюза, Баррозу заявил, что Еврокомиссия встала во главе усилий по диверсификации источников энергии для ЕС, что уменьшит степень влияния России в этом вопросе. «Мы уверены, что «Третий энергетический (законодательный) пакет» является не дискриминационным, мы просим иностранные компании просто следовать тем же правилам, которые мы вводим в отношении наших собственных компаний», – настаивает он.
Однако оба лидера особо отметили, что расхождения между ними могут быть решены при помощи переговоров. Путин сказал, что Россия «постарается доказать преимущества нашего подхода», в то время как Баррозу заявил, что ЕС понимает озабоченность России и постарается дать ответ на эту обеспокоенность.
Причины, по которым Россия считает свою позицию «энергетического бартера» сейчас сильнее, чем она была в последние десять лет, заключаются в положении с альтернативными возможностями, которые казались гарантированными и безопасными еще в прошлом году, а сейчас выглядят значительно менее надежными, чем энергопоставки из России. Транзитные вопросы с Украиной полностью разрешены; транзитные споры с Белоруссией не способны привести ни к чему более серьезному, чем легкие временные нарушения; строительство трубопроводной системы «Северный поток» идет полным ходом и в конце концов сделает Евросоюз еще более зависимым от российских поставок газа. У фаз I и II этого проекта мощность 55 млн. кубометров; шансы на то, что будет построен «Южный поток», значительно больше, чем шансы Nabucco, и это добавит еще 30 млрд. кубометров в объем экспорта; сланцевый газ выглядит менее значимой альтернативой для Европы, чем это предполагалось вначале; ценовая конкуренция со стороны сжиженного природного газа (СПГ) сейчас тоже представляет собой менее значимую угрозу, чем это виделось несколько лет назад. Основные экспортеры, такие как Катар, не имеют намерений вести ценовую войну и находятся в контакте с Москвой по поводу структурирования цен; неуверенность по поводу поставок из Северной Африки и угроза распространения беспорядков на других, более крупных поставщиков нефти в районе Залива; вполне реальная угроза того, что следующей станет Нигерия; ненасытный спрос на импортируемую энергию со стороны Китая, приведший к открытию нефтепровода ВСТО и возможности заключения договора по экспорту газа в этом году, что значит, что у России есть весьма реальные, жизнеспособные альтернативы европейскому рынку сбыта. Продукция проекта в области СПГ компании «Новатэк» тоже, более вероятно, отправится на восток, чем на запад, когда этот проект будет завершен.
В варианте бартера «энергия в обмен на торговлю», который доминировал на переговорах с обеих сторон в последние десять лет, сейчас «преимущество» на стороне России.
Оставаться крупнейшим в мире производителем и поставщиком энергии – это приоритет номер один для России. Россия – крупнейший поставщик энергоресурсов в Евросоюз, в том, что касается трубного газа, сырой нефти и нефтепродуктов. Она также представляет собой самый важный маршрут для среднеазиатской нефти и, в меньшей степени, газа на европейские рынки. Россия сейчас также играет гораздо более важную роль как поставщик энергии и энергоресурсов в Китай, и эта роль будет только расширяться – в свете планируемого подписания контракта на экспорт газа. Планируемое развитие проектов на Сахалине и расширение мощностей нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) также будет означать, что еще больше возрастет роль страны по всему региону Северо-Восточной Азии и вплоть до западного побережья Соединенных Штатов.

Владимир Путин:

«Нам говорят: «Те, кто владеет газом, не должны владеть транспортом». Вот Газпром вместе с европейскими партнерами (немцами, голландцами) построил трубу по дну Балтийского моря. Нам говорят: пустите туда третьго участника. Куда его пустить? Газ мы добываем в России вместе, транспортируем его по нашей общей собственности. Куда мы пропустим третьего партнера? В трубу? Он что, там дырку просверлит? Откуда он газ возьмет? Нам говорят: продайте газ на входе в Евросоюз, и появится третий участник – собственник этого газа. Но если он купит, этот третий участник, он же должен прибыль получить от своей работы? Раз – сразу цена вырастет!
Транспортный бизнес в области энергетики очень низкорентабельный – 8–10%. И, если все эти трубы будут разобраны мелкими компаниями, они должны будут выживать. Они вам сразу повысят тариф на транспорт – еще одно повышение цены на энергоносители.
В период кризиса цены по долгосрочным контрактам стали выше, чем на спотовом рынке. Но сейчас эти цены изменились. Сейчас они уже выше, чем по долгосрочным контрактам. И я убежден, что долгосрочные, базовые, фундаментальные интересы европейской экономики связаны не только с нашими источниками, но и наши партнеры заинтересованы, чтобы были стабильные поставки. Вот это самое главное – стабильность. Конечный выбор форм регулирования, конечно, за Еврокомиссией, за нашими партнерами. Мы будем доказывать преимущество своего подхода, они излагают свою позицию. Еще раз хочу подчеркнуть: уверен, что мы найдем приемлемое решение».

Не договорились, премьер-министр с еврокомиссаромВо время визита премьер-министра России Владимира Путина в Брюссель было достигнуто еще одно важное для российской энергетики соглашение. Европейский союз дал согласие на проведение в Брюсселе промоушн-мероприятия по представлению газопровода «Южный поток», который рассматривается как конкурент поддерживаемому ЕС трубопроводу Nabucco.
В интервью EurActiv министр энергетики Сергей Шматко заявил, что он и европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер пришли к соглашению о том, что презентация трубопроводного проекта «Южный поток» будет проведена в Брюсселе в апреле.
Сергей Шматко добавил, что промо-ушн-мероприятие будет принимать Еврокомиссия и на него приедут многочисленные участники, включая послов стран – участниц проекта и представителей компаний–участниц, а также представители фирм, которые только выражают заинтересованность в том, чтобы поучаствовать. «Я думаю, это будет очень интересное мероприятие», – сказал он EurActiv.
Представитель еврокомиссара Эттингера Марлене Хольцнер подтвердила достижение вышеозначенного соглашения.
Шматко выразил сожаление по поводу того, что «Южный поток» пока не получил такого же статуса, как «Северный поток», другой крупный трубопроводный проект российского энергетического гиганта Газпрома, который уже строится и который будет поставлять российский газ подводным путем в Германию.
Панъевропейская природа «Северного потока» подчеркивается его статусом проекта, подпадающего под энергетические положения ЕС о трансъевропейских сетях. Этот статус был подтвержден в 2006 году.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.