По нашим оценкам, доля обучения охране труда в снижении рисков составляет 20 – 25%, хотя очевидное влияние процесса обучения на все остальные элементы системы управления охраной труда трудноизмеримо. Тем не менее важно выделить основные направления:– совершенствование подготовки специалистов, занятых в системе управления охраной труда;
– внедрение прогрессивных технологий и методик обучения, ориентированных на компетентностный подход;
– страхование гражданской ответственности обучающих организаций;
– совершенствование нормативной
базы в области требований к обучающим организациям, к учебно-методическим комплексам;
– повышение мотивации к обучению среди организаций и работников.
Для совершенствования подготовки специалистов, занятых в системе управления охраной труда, необходимо введение системы сертификации специалистов по категориям, соответствующей международным стандартам. Например, специалисты по охране труда предприятия, специалисты обучающей организации, управленческие специалисты, эксперты измерительных лабораторий после окончания вуза по специальности «Безопасность технологических процессов и производств» или после окончания долгосрочных курсов, сдав экзамен в Центре сертификации, получают сертификат начальной ступени и право занимать соответствующие должности. Их карьерный рост будет связан не только со стажем, но и с ростом ступеней. На сегодня менее 5% перечисленных выше категорий имеют профессиональное образование, а преобладающее большинство из них проходят периодические 40-часовые курсы, а должно быть 100%.
Требуется модернизировать программы и методик обучения, с упором на развитие у слушателей способностей (навыков) к решению прикладных задач, адаптированных к их профессиональной роли, диагностировать способности слушателя решать конкретные задачи, то есть реализовывать компетентностный подход к обучению охране труда. Дидактическая основа безопасности труда с точки зрения использования достижений современного графического дизайна и видеообработки проработана слабо, качественных видеотренингов практически нет. Требует своего развития и тема эргономики средств обучения, например, большинство современных рабочих компьютерных мест не приспособлено для длительной работы (шум компьютеров, не опорные локти при вводе информации и т.д.).
Страхование гражданской ответственности обучающих организаций за качество обучения является фактором, обеспечивающим не только защиту прав потребителей услуг по оценке соответствия качества обучения, но и фактором, снижающим риски ухудшения здоровья на производстве. Оценка, контроль и управление профессиональными рисками предполагают проведение комплексного анализа причинно-следственной связи не только с условиями труда, но и с качеством подготовки. Информирование о риске всех субъектов трудового права, отслеживание динамики показателя риска должно быть нормой, а обучающие организации прежде всего должны быть в этом процессе.
Требования к обучающим организациям должны быть более жесткими: аттестованные штатные преподаватели, наличие сертифицированных современных методик, диагностических комплексов, тренажеров и т.д.
Программы обучения должны быть дифференцированы по длительности обучения в зависимости от профессиональных рисков и уровня подготовки учащихся. В программах должен быть отражен баланс репродуктивного и продуктивного в деятельности преподающих. Руководители выбирают репродуктивные методы обучения (трансляция и воспроизведение в готовом виде: фактов, оценок, законов, принципов, способов деятельности в типичных ситуациях) не только потому, что они дешевле продуктивных, собственный опыт им подсказывает, что в вопросах безопасности консерватизм продуктивнее. С другой стороны, правила и законы усваиваются лучше, если есть контекст, примеры, креативность.
Главной задачей образования является не только тиражирование знаний, умений и опыта, но и формирование культуры, в данном случае культуры охраны труда, в которой сам человек представляет самую большую ценность.