Дмитрий Гуревич, директор по телекоммуникациям и информационным технологиям, член правления ОАО «ФСК ЕЭС»: «В энергетике наблюдается взрывное развитие новых технологий, и на первый план выходит подготовка кадров, готовность компании и рынка в целом к их применению».– Дмитрий Михайлович, как бы вы оценили сейчас роль телекоммуникаций, информационных технологий в управлении работой компании? – С учетом специфики работы ФСК информационные технологии и телекоммуникации – это два взаимосвязанных между собой блока. ИТ направлены на обеспечение работы компании, автоматизацию бизнес-технологических процессов, а телекоммуникации, в свою очередь, являются поддерживающей структурой уже для ИТ.
Сейчас в энергетике наблюдается взрывное развитие новых технологий и на первый план выходит подготовка кадров, готовность компании и рынка в целом к их применению. Я помню, как в 90-х годах, когда начиналось массовое внедрение новых технологий в телекоммуникациях, все столкнулись с отсутствием кадров. В результате возникло много проблем. Потребовалось примерно пять–десять лет, пока накопился достаточный уровень знаний и появились специалисты, которые способны выполнять современные задачи. Сегодня, с учетом стремительного развития новых технологий, в энергетике наблюдается похожий процесс. И мы должны научиться взвешенно и качественно внедрять новые технологические решения.
– Вы рассматриваете информационные технологии как управленческие?– Да, однозначно. Если говорить о системе корпоративного управления, то, с одной стороны, здесь присутствуют три неразрывно связанные между собой вещи: управление компанией, построение бизнес-процессов и автоматизация этих процессов. Без наличия всех трех факторов, без понимания, куда мы движемся, никакая автоматизация не может быть успешной. Внедрение информационных технологий – это управление проектами и программами. Причем программа в данном случае – это группа взаимосвязанных между собой проектов автоматизации различных бизнес- процессов.
– В руководстве компании есть понимание этого вопроса. А в ваших подразделениях утвердилась идея, что они должны работать в режиме управления проектами?
– По связной составляющей – да, по ИТ – мы движемся в этом направлении.
– Если сравнить сегодняшнее положение с точки зрения информационных технологий с Западом, мы на каком уровне? – Если мы говорим о внедрении российских решений в ИТ, то здесь все неоднозначно. Естественно, развитие есть, есть продукты конкурентного уровня. Но надо также учитывать мировые реалии, когда существует несколько компаний – крупных производителей программного обеспечения, которые работают по всему миру.
К сожалению, есть системы, в которых присутствуют только западные специалисты, западные технологии. Сейчас происходит локализация этих программных продуктов, настроек, ведутся местные разработки на базе этих продуктов. Этим активно занимаются российские компании.
– Как дальше будут развиваться информационные технологии? Расскажите о вашем взгляде на развитие ИТ в целом. Какое влияние они будут оказывать на бизнес, общество?– Задача ИТ для нашей компании – повысить эффективность работы как с производственной, так и с финансовой точек зрения. Как показывает опыт большинства компаний, вряд ли с их помощью удастся быстро сократить затраты (если обратиться к мировому опыту, то вопрос окупаемости проектов автоматизации решается достаточно тяжело). Но оптимизировать расходы с помощью различных информационных систем вполне реально. Например, после внедрения системы управления ремонтами мы будем полностью понимать, на что тратится в филиалах каждый рубль, предусмотренный для этого направления. В результате можно будет понять, где избыток средств, а где их не хватает, и оперативно перенаправлять денежные потоки. Для компании, которая покрывает всю страну, где одновременно реализуется множество проектов и ведутся работы в рамках различных бизнес-процессов, это очень актуально.
Несколько слов о влиянии ИТ на бизнес и общество. Есть большие сомнения в том, что автоматизация госуслуг сделает их дешевле. Автоматизация влечет за собой затраты на техническую поддержку, поддержание актуальности данных и так далее. Другой разговор, что это значительно удобнее для потребителей, люди будут значительно меньше тратить времени на получение этих услуг. Приведу пример открытия фирмы в Прибалтике. За два часа владелец зарегистрировал компанию, открыл счет, перевел деньги в оплату уставного капитала, написал заявление о закрытии компании и закрыл ее, забрал средства из уставного капитала. Все в электронном виде и за два часа. Для российской действительности это фантастика. Не думаю, что сократятся затраты на государственный аппарат, но процесс однозначно ускорится. Сейчас от создания бизнеса до его реализации проходит слишком много времени. Если с помощью ИТ удастся ускорить процесс, то значительно повысится эффективность работы, а также снизится общий уровень коррупции в стране.
– Кто сегодня занимается ИТ? Ведь эта отрасль появилась не так давно.– Сейчас в большинстве случаев в этой отрасли работают бизнесмены, бывшие профессионалы ИТ. Это естественный процесс. Многие высококлассные ИТ-специалисты пришли в бизнес. Такая ситуация типична не только для России, так происходит во всем мире.
– Есть ли проблемы в кадровых вопросах? И если есть, как этот вопрос решается или будет решаться? – Основная проблема в этой сфере – отсутствие кадров по некоторым направлениям. А если они и есть, то очень дорогие. Кадры с квалификацией по тем системам, которые используются нами, в стране есть. Но некоторые из них переоценены, потому что идет много проектов внедрения различных систем и на кадровом рынке. В сфере ИТ очень большая конкуренция. Конечно, это относится к высококвалифицированным специалистам.
– У вас есть связи с университетами, кафедрами, есть ли такие кафедры, можете ли вы привлекать молодых ребят?– Не могу сказать, что у нас работают студенты, но молодежь с высшим образованием мы берем и в связные подразделения, и в подразделения, занимающиеся ИТ. Развиваем сотрудничество и с профильными вузами.
– Как вы оцениваете качество институтского образования?– Качество, в первую очередь, зависит от каждого конкретного студента. Если человек, понимая, чего он хочет добиться в своей жизни, параллельно с образованием получает практический опыт, то он сможет работать в компании и многого достичь. Информационные технологии в приложении к ФСК – это прикладная наука, а не фундаментальная. Качество фундаментальной науки определяется способностями студента и качеством института. В прикладной науке – не только уровнем образования, но и готовностью человека учиться.
– Некоторые компании с юношеской бодростью заявляли, что будут с завтрашнего дня внедрять информационные технологии, будут управлять проектами, но через некоторое время все увядало. А вы с оптимизмом смотрите на перспективы информационных технологий?– Безусловно. Я пришел в ИТ из связистов, то есть из практического бизнеса, и склонен реализовывать те проекты, которые нужны бизнесу. Если я не вижу у функционального заказчика блеска в глазах, если основные потребители не хотят этого видеть, этот проект делать не буду. Я ориентируюсь на руководителя функционального блока: если он заинтересован, то проект будет реализован.
Беседовал Алексей Иванов