Авторизация
 

Безопасность как система. Ситуационно-аналитический центр Республики Татарстан

Безопасность как система. Ситуационно-аналитический центр Республики ТатарстанОдной из важнейших функций государства является реализация системы мер, обеспечивающих безопасность страны, защиту граждан и территории от различных кризисов и угроз. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной федеральной власти и властей субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций. Система осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Анализ информации об основных источниках чрезвычайных ситуаций с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует, что существенную угрозу для безопасности составляют стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии.

В решении совместного заседания Совета безопасности Российской Федерации и Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного и природного характера и террористических проявлений» отмечено, что в современных условиях, несмотря на проводимую работу, существующая государственная система управления не в полной мере соответствует качественным изменениям спектра угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Необходимо повысить качество управления и эффективность межведомственного взаимодействия при совместных действиях, создать ситуационно-аналитическую (СА) информационную систему устойчивого развития жизнедеятельности и жизнеобеспечения на территории Республики Татарстан.
В рамках единого информационного пространства будут объединяться все структуры, прямо или косвенно имеющие отношение к антикризисной системе. Для выявления существующих тенденций и перспектив развития ситуаций прогнозная и отчетная информация пройдут стадии сбора, обобщения, анализа. В систему будет привлечена информация сторонних организаций и их структур, социально ответственного бизнеса. Созданный СА республиканский центр выступает координатором структуры в общенациональной системе. С инициативой разработать и принять участие в координировании создания данной программы перед кабинетом министров Республики Татарстан выступило некоммерческое партнерство «ВолгоДонЭкоСпас».

Задачи центра – вовлечение участников в реальный рабочий процесс, распределение зон ответственности между всеми участниками антикризисной системы в соответствии с решаемыми задачами; на основе взаимного обмена информацией разработка регламентов взаимодействия; разработка паспортов безопасности территорий, определение потенциально опасных объектов, реализация мероприятий по снижению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций; модернизация старых и внедрение новых систем мониторинга, прогнозирования, анализа и управления; создание на основе информационных систем аналитических центров и тренажерных комплексов; развитие сотрудничества с антикризисными центрами сопредельных территорий.

Объединение усилий по защите объектов повышенной опасности позволит исключить аварии, чрезвычайные ситуации, избежать принятия ошибочных управленческих решений ввиду отсутствия или недостатка информации, опыта, сил или средств.

Методы решения

Применение современных ИТ-тех-нологий позволяет эффективно организовать принятие управленческих решений на основе информационно-аналитической системы мониторинга, моделирования, прогнозирования и анализа. Система должна быть построена по принципу модульной архитектуры, который предполагает объединение отдельных компонентов системы в модули по характеру решаемых задач, что обеспечит легкое расширение системы без дополнительных затрат на переоборудование уже установленных компонентов.

Примерный порядок функционирования центров

Республиканский, территориальный и местные центры управления в чрезвычайных ситуациях должны функционировать в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

В режиме повседневной деятельности центры находятся в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме они обеспечивают решение следующих задач:

• сбор и актуализация нормативно-справочной информации о критически важных объектах, подчиненных подразделениях, территориальных зонах их ответственности (расписаний выезда или планов привлечения сил и средств);
• сбор и обработка сведений от подчиненных подразделений о заступившем на дежурство личном составе и состоянии имеющейся техники, оценка их готовности к выполнению возложенных задач;
• прием от дежурно-диспетчерских служб и систем мониторинга сообщений о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС, их регистрация и сортировка по принадлежности и уровням ответственности дежурно-диспетчерских служб;
• обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
• поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и связи;
• осуществление контроля за готовностью дежурно-диспетчерских служб, входящих в объединенные системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях к совместным действиям;
• оперативное информирование их диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;
• внесение необходимых оперативных дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание формализованных оперативных документов по реагированию на ЧС.

Взаимодействующие дежурно-дис-петчерские службы в режиме повседневной деятельности представляют в центр управления обобщенную статистическую информацию о чрезвычайных происшествиях, предпосылках к возникновению ЧС, а также о своем участии в ликвидации последствий пожаров, природных и техногенных катастроф за прошедшие сутки.

В режим повышенной готовности центры переводятся при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия дежурно-диспетчерских служб, входящих в объединенные системы оперативно-диспетчерского управ-ления в чрезвычайных ситуациях.

В этом режиме центр управления в чрезвычайных ситуациях дополнительно обеспечивает:

• оповещение и персональный вызов соответствующих должностных лиц и органов управления, ведомственных дежурно-диспетчерских служб и подчиненных подразделений;
• получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории и на потенциально опасных объектах;
• прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств, доклад их по подчиненности;
• корректировку алгоритмов действий по реагированию на угрозу возникновения вероятной ЧС, а также уточнение порядка взаимодействия дежурно-диспетчерских служб;
• координацию экстренных действий дежурно-диспетчерских служб по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.

В режим чрезвычайной ситуации центр переводится при возникновении ЧС. В этом режиме центр управления в чрезвычайных ситуациях наряду с ранее названными задачами обеспечивает выполнение следующих:

• координация действий дежурно-диспетчерских служб и привлекаемых сил и средств при проведении мероприятий по защите населения и территории от ЧС;
• контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп, а также сил и средств в зоне ЧС;
• обмен оперативной информацией между дежурно-диспетчерскими службами при организации ликвидации ЧС, в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ;
• определение границ зон ЧС, контроль за их изменением, состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и мерах по его защите.

В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между дежурно-диспетчерскими службами осуществляется непосредственно через центр управления в чрезвычайных ситуациях. Для этого в центрах управления в чрезвычайных ситуациях от взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб в первоочередном порядке передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах. Поступающая информация доводится через центр управления в чрезвычайных ситуациях до всех заинтересованных дежурно-диспетчерских служб.

Региональная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций представляет собой высокотехнологичное интегрированное решение, сочетающее в себе функции информационно-справочной, расчетно-логической, аналитической и прогнозирующей систем.


Безопасность как система. Ситуационно-аналитический центр Республики ТатарстанНекоммерческое партнерство «Волго-Донской региональный центр» аварийно-спасательных и экологических операций создано для:
• объединения усилий органов госвласти, социально ответственного бизнеса и общественных организаций;
• оптимального использования ресурсов и возможностей участников партнерства;
• осуществления практических мероприятий, связанных с защитой территорий от чрезвычайных ситуаций.
НП «ВолгоДонЭкоСпас» состоит из группы юридических и физических лиц, профессионально осуществляющих свою деятельность по данной проблематике.
e-mail: volgadonekospas@mail.ru
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.