Александр Митрейкин, начальник отдела государственных информационных ресурсов и научно-технической политики Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Министерства энергетики РФ
Министрество энергетики России в течение двух лет ведет работу по выстраиванию информационных потоков, упорядочиванию этих потоков в целях формирования государственных информационных ресурсов и установления общих единых правил информационного взаимодействия участников топливно-энергетического комплекса России.Что касается комплексного подхода к информатизации, то здесь следует отметить несколько аспектов. Первый аспект – это комплексность и системность решения вопроса. Опыт показывает, что такие дисциплины, как системный анализ и системный подход, дают не те результаты, которых мы ожидали. Понятно, что есть аспекты, касающиеся аппаратного обеспечения, программного обеспечения, мотивации участников и финансирования процесса. Не секрет, что в энергетике, топливно-энергетическом комплексе России используются различные традиционные системы с различным назначением. Это могут быть АСУТП, АСПИ, системы класса ERP, SRM и др. Несмотря на кажущееся разнообразие применяемых систем, в ТЭК России не существует единой информационной системы, нет единой концепции построения информационных потоков. Применение информационных систем в большей части разрозненно, носит лоскутный характер. Только в крупнейших энергетических компаниях, таких как «РусГидро», «ИнтерРАО», практикуется более или менее комплексный подход по развитию и внедрению ИКТ, созданы департаменты, управления, отвечающие за стратегию. Однако на государственном уровне эта проблема до сих пор находится в стадии решения.
Можно выделить следующие основные проблемы и задачи развития информационных технологий. Это отсутствие нормативно-правовой базы, недостаточность существующих нормативно-правовых актов, необходимость создания единой информационной системы, к которой будут подключены и которую будут использовать все участники, необходимость решения вопросов информационной безопасности, вопросов обеспечения надежности и безопасности энергетических объектов, в том числе связанных с вопросами обеспечения безопасности АСУТП и прочих используемых систем. Основные задачи – реализация комплексного подхода, координация действий участников процесса развития информационных технологий.
Текущее состояние информационно-аналитического обеспечения функционирования ТЭК России можно определить следующим образом. Центром управления комплексом отраслей в соответствии с существующей нормативной базой является Минэнерго России. Минэнерго должно стать ключевым звеном при организации информационного взаимодействия ТЭК России. На него возложено осуществление следующих функций: функция по формированию использования и распоряжение государственными информационными ресурсами ТЭК, функция по созданию государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. В соответствии с Федеральным законом № 261 от 23 ноября 2009 года взаимодействие с внешними субъектами информационными обмена до настоящего момента по ряду объективных и субъективных причин основано на сборе информации по запросам и договоренностям с ведомствами, организациями ТЭК. На постоянной основе Минэнерго России осуществляет взаимодействие лишь с Росстатом, в том числе посредством использования создаваемой в настоящее время единой ведомственной информационно-статистической системы.
Информационное взаимодействие также осуществляется на базе заключенных соглашений об информационном обмене с МЧС России. Это не самый эффективный способ получения информации. Некоторая информация собирается силами сотрудников Минэнерго, в частности пресс-службой. Что касается внутренних информационных потоков, то можно сказать, что Минэнерго достигло чуть больших успехов. При организации внутреннего информационного взаимодействия используется ряд существующих и действующих информационных систем, в частности ведомственная информационная система, которую ввели в эксплуатацию в конце марта 2010 года, а также система информационно-аналитической деятельности Минэнерго, которая введена в опытную эксплуатацию в мае этого года. При этом основным модулем ведомственных информационных систем является модуль регистрации и контроля за исполнением документов, то есть, по сути, электронный документооборот с определенными особенностями министерства.
Система информационно-аналитической деятельности в нынешнем виде является, по сути, базой данных, и ограничена по объему. Для того чтобы к ней получить доступ, необходимо использовать точно такие же. Две указанные системы, к сожалению, не имеют общего интерфейса, функционируют практически автономно, что не позволяет организовать полноценное информационное взаимодействие. Если рассмотреть взаимодействие иногородних служащих, то также можно прийти к выводу, что информационное взаимодействие не упорядочено, взаимодействие с госорганами, с МИИ, с информационными интеграторами, с прочими организациями ТЭК происходит хаотично. Все вышесказанное подтверждает, что вести речь об эффективном информационном взаимодействии участников ТЭК в таких условиях мы не можем.
К основным проблемам информационно-аналитического обеспечения ТЭК можно отнести отсутствие достоверных информационных источников. Так, до сих пор используется бумажный документооборот, хотя в министерстве функционирует межведомственная система электронного документооборота, и в ее рамках часть задач уже решается, но некоторые технические сложности и сложности организационного характера не позволяют развивать полноценный обмен электронными документами. Надеюсь, что с этой проблемой министерство и ведомства справятся к концу года.
Одним из основных вопросов является развитие необходимой нормативно-правовой базы и финансирование.
Относительно Минэнерго России можно сказать, что информация в настоящее время поступает соответствующим службам недостаточно оперативно и нерегулярно, информационные потоки не упорядочены.
В начале сентября было принято решение Министерством энергетики об образовании рабочей группы для разработки концепции отраслевой информационно-аналитической деятельности ТЭК. Что это такое, чем займется эта группа и что мы должны получить? Основная задача рабочей группы – это разработка упомянутой концепции. Рабочая группа является совещательным органом с ограниченным составом, однако в 422-м приказе Минэнерго от 2 сентября этого года отмечено, что к деятельности рабочей группы будут привлекаться соответствующие эксперты. Несмотря на то что рабочая группа – орган совещательный, в ее задачи входит разработка управленческих решений для руководства министерства, которые будут обязательными для исполнения всеми участниками. Концепция, которую мы собираемся разработать, должна учитывать существующие информационные потоки, предусматривать проведение анализа и исследований, включать экспертную оценку, а также должна предусматривать информационное взаимодействие всех участников ТЭК России. Порядок деятельности рабочей группы определяет соответствующий регламент. Рабочая группа должна собираться раз в две-три недели с целью предоставления результатов работы, планирования дальнейшей деятельности. Планируется получение первых результатов по созданию концепции примерно через полгода. В концепции мы хотели бы определить требования к желаемому состоянию информационно-аналитической деятельности и информационных потоков ТЭК России, согласовать и утвердить соответствующую нормативно-правовую базу отраслевой информационно-аналитической деятельности. Это будут, скорее всего, приказы и распоряжения, а также поправки к действующему законодательству, чтобы обеспечить реализацию положений концепции. К сожалению, не всегда инициатива воспринимается позитивно как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны различных министерств и ведомств. В результате разработки концепции хотелось бы получить общую политику информационно-аналитической деятельности ТЭК России.
Результатом комплексного подхода, применения системного подхода к информатизации Мин-энерго России должно стать формирование на базе нашего министерства информационного отраслевого центра, предусматривающего сбор информации, анализ и использование этой информации. Сбор будет происходить не так, как сейчас, – хаотично, а с использованием информационных систем, возможно, даже в автоматическом режиме.
Что касается внутренних информационных потоков Минэнерго России, также планируется их упорядочить на базе расширения и создания полноценной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Минэнерго. В частности, к концу этого года будут завершены работы по созданию экспертного портала. Информационное взаимодействие госслужащих также будет осуществляться на уровне системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Минэнерго, что позволит организовать эти информационные потоки логично, упорядочить их, сделать информационное взаимодействие при формировании управленческих решений в рамках министерства более быстрым.
Несколько слов про концепцию. Основная задача концепции определена: координация, организационное нормативное обеспечение развития использования информационных технологий ТЭК России из единого центра. В качестве такового сейчас выступает Минэнерго России. Минэнерго надеется, что концепция станет одним из основных инструментов, поддерживаемых в том числе и бизнес-сообществом, реализацией государственной энергетической политики в сфере информационных технологий. Минэнерго России приглашает к участию всех участников отрасли ТЭК и IT-сообществ.