Очередной, Пятый Национальный конгресс, прошедший в ГК «Президент-Отель», можно назвать знаковым. Во-первых, потому, что в нем приняли участие ключевые игроки российской экономики из Администрации президента, правительства, Государственной думы, руководители субъектов Федерации. Во-вторых, он стал образцом деловитости, острого, подчас бескомпромиссного, но в то же время уважительного к оппонентам обмена мнениями. В-третьих, на нем основное время было уделено не только главным вопросам развития российской экономики, но и деталям модернизации. Это значит, что от теоретизирования (в данном контексте в это слово вкладывается исключительно положительный смысл) руководство страны перешло к практическим вопросам модернизации экономики. Стало быть, «процесс пошел». Непросто, подчас противоречиво, но тем не менее.Возвращение к пятилеткам Мы выросли на пятилетках. Как правило, с этим словом были связаны «планов громадье», которые, к слову, удивляли своими масштабами. В годы перестройки над ними откровенно насмешничали, считая плодом идеологической догмы. Особенно в этом отношении расстарались отечественные столпы экономической науки. Однако на прагматичном Западе и бурно развивающемся Востоке к этой идее отнеслись с точностью до наоборот. Проще говоря, взяли на вооружение. Особенно это касается вопросов развития научно-технического потенциала, создания и развития национальных инновационных систем. Например, во Франции в конце 2002 года Министерством научных исследований и Министерством промышленности был разработан и принят инновационный план. Через три года его приняли в Китае. Сейчас в таком же ключе работает Казахстан. Что же касается Японии, то она пятилетние планы развития начала принимать еще в семидесятых годах прошлого века. Причем цели перед собой жители Страны восходящего солнца ставили более чем амбициозные: удвоить национальный доход. И они с ними справились.
Надо прямо сказать, что и у нас в стране работает система планирования и прогнозирования. Она определена Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации». В соответствии с ним распоряжением правительства от 17 ноября 2008 года утверждена концепция долгосрочного развития до 2020 года. Однако практическая значимость концепции сводится в основном к рекомендациям. В связи с этим у специалистов складывается впечатление, что долгосрочное планирование, развитие России в конце концов может стать только концепцией прогнозов. По мнению участников конгресса – ведущих экономистов нашей страны, в ближайшее время необходимо изменить подход к формированию и принятию государственных документов стратегического уровня, который определяет промышленное инновационное развитие России.
По мнению выступивших на столь авторитетном форуме экономистов, законодателей, предпринимателей, наша
страна пережила битву враждующих между собой иллюзий. Одна из них – только всеобщее огосударствление может быть максимально эффективным. Вторая – рынок сам по себе решит все проблемы. Сегодня России предоставлены все возможности, тщательно проанализировав мировой опыт общественного развития, сформировать целостную и системную стратегию экономической модернизации.
Народ из бизнеса безмолвствуетПарадоксально, но факт: в стране, где инновации, по словам руководителей государства, должны стать приоритетом в развитии российской экономики, их рынок пока не создан. Условия для его рождения давно созрели. У нас мощный вузовский потенциал, растет авторитет научных центров. Промышленность, с устаревшим и изношенным оборудованием, ждет новых идей. Но пробиться им в заводской цех сложно. В стране пока отсутствует система продвижения инноваций, доведения их до конечного, с высоким спросом продукта. Сегодня российские предприятия предпочитают приобретать зарубежные технологии. Но их не назовешь современными. По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, это «в лучшем случае сегодняшний день, но не завтрашний точно». Но не так уж редко к нам приходят вчерашние, а то и более возрастные научные разработки.
Почему так происходит? На этот вопрос не стоит отвечать односложно. Для начала рассмотрим следующий пример. Государственные вложения в инновации в России куда более весомы, чем в США. Но если посмотреть на те же цифры в совокупности, то разница вырастает в несколько раз. Причем не в нашу пользу. Весомым партнером американского государства становятся представители бизнеса. К сожалению, современных Третьяковых и Морозовых российская наука пока не дождалась.
Не хотелось бы эту проблему сводить к личностному фактору. Хотя и отметать его тоже не стоит. Наши толстосумы предпочитают вкладывать средства в футбольные и баскетбольные клубы, виллы, яхты, иные предметы роскоши. Правда, их не так много. Но и те, кто остался верен стране, отечественную науку деньгами не балует. Зачем? За океаном продвижение инноваций стимулирует конкуренция. Причем серьезная. У нас в стране она пока довольно слабая. А в ряде отраслей и вовсе не прижилась. В них работают несколько фирм, которые занимаются топливно-энергетическим комплексом. Ни средние, ни малые предприятия к своему делу они не подпускают. И зачем им инновации? Лишняя трата денег и нервов, не более. Деньги-то, причем немалые, все равно оседают на их счетах. Конечно, в данном случае положительную роль смогли бы сыграть механизмы экономического стимулирования через налоги, таможенно-тарифное регулирование, технический регламент. Но они пока не срабатывают.
Что имеем в итоге? Крайне мала доля высокотехнологичной промышленности, которая является ключевым объектом внедрения инноваций. Ну и, конечно, нельзя не сказать о проблеме кадров. На многих частных и государственных предприятиях она очень острая. Квалифицированные кадры на вес золота. Большая часть из них – предпенсионного возраста. Положительный образ ученого, рабочего убит телеканалами. Поэтому молодежь не спешит к станку, мастерку, в лабораторию.
Похоже, у российских ученых пока только один союзник: государство. Хватит ли их совместных усилий для инновационного прорыва? Покажет время.
Год со знаком плюсС трибуны конгресса прозвучала и такая оценка текущего года. Ее озвучил статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов. На чем основан его оптимизм? Во-первых, предварительные данные статистики за сентябрь показали, что наша промышленность вернулась на докризисный уровень. Это касается объемов выпуска продукции, энергопотребления, перевозок.
Во-вторых, удалось сохранить большую часть инвестиционных программ, которые были приняты вместе с отраслевыми стратегиями. В настоящий момент завершается разработка одной из самых важных стратегий модернизации не только промышленности, но и всего реального сектора. Стратегия развития энергетического машиностроения впервые рассчитана на перспективу до 2030 года.
В промышленности реализованы несколько успешных проектов модернизации. Один из них – пуск первого в России рельсобалочного стана по производству стометровых рельс на Челябинском металлургическом комбинате. Это позволяет крупнейшему в мире перевозчику «Российским железным дорогам» отказаться от импортных закупок и одновременно ускорить необходимую перекладку железнодорожных путей, а также обеспечить прокладку новых, соответствующих мировому уровню железных дорог. Темпы этого строительства превысят нынешние в четыре раза. Более того, под такую технологию потребуются новые путеукладчики. Это означает, что наша промышленность получит новые заказы.
На конгрессе был назван еще один успешный проект. Речь о пуске стана-5000 на Магнитогорском металлургическом комбинате. Сегодня можно сказать о том, что он обеспечил наши трубные компании штрипсом для производства труб большого диаметра. Кроме того, проект выходит на новый сектор – машиностроение, в том числе энергетически-атомное, строительство, мостостроение.
В Министерстве промышленности и торговли заканчивается работа над новой редакцией подпрограммы в рамках Федеральной целевой программы «Национально-технологическая база на период 2012–2016 годов». Она связана с производством новых видов металлопродукции для обеспечения перспективных в инновационном плане потребностей предприятий машиностроительных комплексов. В ее рамках будет решаться ряд важных задач, связанных с повышением эффективности работы российских промышленных комплексов. Предполагается, что благодаря реализации научно-исследовательских опытно-конструкторских разработок существенно повысится энергоэффективность применяемых технологий, на 15% снизятся затраты на энергопроизводство. При этом планируется увеличение объемов производства стали на 90 млн. тонн.
В общем, положительные примеры инновационных шагов страны уже, можно сказать, в нашем активе. И могут стать примером для других отраслей экономики.
Валерий Рокунец