Заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политикеДмитрий Медведев, Президент РФМы должны утвердить основные параметры национальных проектов на период с 2011 по 2013 год. Нужно, чтобы те национальные проекты, на которые было потрачено столько времени и сил, не оказались на остаточном принципе, чтобы, несмотря на все сложности, они были бы одной из доминирующих частей нашего бюджета.
Наша страна – аутсайдер мирового рейтинга по тепловой эффективности зданий. Понятно, что это накопленная проблема, она связана с теми технологиями, которые использовались 30, 40, 50 лет назад. Но нам нужно преодолевать отсталость и менять теплоэффективность зданий. В энергосберегающем строительстве, в содержании домов у нас огромные неиспользованные резервы. А инвестиции в эту сферу способны дать ежегодную экономию почти 70 миллионов тонн нефтяного эквивалента.
Все деньги, которые циркулируют в российской экономике, – это единые деньги, невозможно их делить. Их можно делить с точки зрения учета, но мы понимаем, что от этого их не становится больше. Поэтому если мы этой темой занимаемся в рамках Комиссии по модернизации, точно так же этой темой нужно заниматься при работе над национальными проектами.
Закон определяет обязательства бюджетных учреждений ежегодно снижать на три процента потребление энергоресурсов, но здесь должны быть правильно расставлены акценты. Нужно, чтобы каждое бюджетное учреждение понимало, зачем ему это делать, зачем ему нужно этим заниматься, закупать соответствующее энергоэффективное оборудование. Поэтому закон об энергосбережении должен быть предметом интереса не только для работников сферы энергетики, но и для работников социальной сферы, сферы образования и здравоохранения. Учиться экономить деньги должны все.
Очень важно, чтобы были подготовлены специалисты, которые способны генерировать новые идеи, применять современные технологии по всем пяти приоритетным направлениям технологического развития. Люди должны быть компетентны в том, как осуществлять соответствующий менеджмент, они должны понимать, что им делать, они должны получить правильное образование.
За последние четыре года были достигнуты качественные перемены и в образовании, и в здравоохранении, в обеспечении граждан доступным жильем, в развитии аграрно-промышленного комплекса. Мы решили не только продолжить работу с национальными проектами, но и максимально адаптировать их к процессам модернизации, которые в настоящий момент идут в стране. Поэтому проекты, которые связаны с технологическим развитием экономики, и национальные проекты должны не просто друг друга дополнять – они должны переплетаться содержательно.
Аркадий ДВОРКОВИЧ, помощник Президента РФИ приоритетные национальные проекты, и проекты модернизации имеют ярко выраженную социальную направленность и имеют большие пересечения. Причем национальные проекты, с одной стороны, могут создавать благоприятные условия для модернизации, с другой стороны, пользоваться результатами осуществления проектов модернизации.
В «Здоровье» это ядерная медицина, телемедицина, возможность использования более доступных лекарств и техники, которые будут создаваться внутри страны, и информационных систем в здравоохранении.
Одно из существенных условий, которое может быть создано в рамках проекта «Комфортное и доступное жилье», – это предоставление жилья молодым и высококвалифицированным специалистам, которые привлекаются на работу в научные, исследовательские организации, а также на предприятия, где производится инновационная продукция.
Это прежде всего строительство «умных» домов, то есть домов, которые отвечают минимальным стандартам энергоэффективности, и везде, где идет поддержка за счет госсредств и за счет госкредитов, должны предъявляться требования для строительства жилья по новым стандартам. Пока этих новых стандартов нет в России, то по тем стандартам, которые приняты в Евросоюзе или странах Таможенного союза, как это предусмотрено уже принятым решением. Но кроме энергоэффективности новые дома должны иметь доступ к широкополосному Интернету, иначе они не будут обладать тем набором услуг, которые нужны гражданам.
Виктор БАСАРГИН,министр
регионального развития РФС тем чтобы мероприятия приоритетного национального проекта соответствовали требованиям времени, мы включили в него новое направление – это энергоэффективность и ресурсосбережение, основные задачи которого – создание условий для строительства производств энергосберегающих стройматериалов, подготовка методических рекомендаций по внедрению инновационных решений создания нового энергоэффективного жилья, разработка совместно с Фондом РЖС и ЖКХ каталогов проектов повторного применения по строительству жилья и объектов инфраструктуры. Применение этих технологий позволит не только сократить уровень теплопотерь, но и создать энергопассивный, то есть практически энергонезависимый дом. По многим позициям уже есть отечественное оборудование, не уступающее зарубежным аналогам.
Конкретизация требований энергоэффективности будет осуществляться в национальных стандартах, в текущем году их будет разработано 38. До конца года будет актуализирован СНиП «Тепловая защита зданий», который станет сводом правил. С его принятием ни один неэффективный дом экспертизу не пройдет.
Причем мы считаем, что каждые три года требования к энергоэффективности в жилищном строительстве должны ужесточаться, с тем чтобы к 2020 году наша страна вошла в двадцатку наиболее энергоэффективных по новому жилищному строительству. Это очень амбициозная задача, но мы считаем, что именно по новому жилищному строительству мы можем эту задачу выполнить.
Татьяна ГОЛИКОВА, министр здравоохранения
и социального развития РФВ сфере здравоохранения мы реализуем Закон «Об энергоэффективности и энергосбережении». Уже сейчас мы внедряем энергосберегающие технологии при строительстве и эксплуатации федеральных центров высоких медицинских технологий. Мы обязали федеральные учреждения осуществить определенный комплекс действий, с тем чтобы обеспечить ежегодное снижение объема потребления энергоресурсов не менее чем на 3 процента, как это и запланировано законом.
Мы сейчас отобрали пять пилотных регионов. Это Республика Татарстан, Красноярский и Краснодарский края, а также Нижегородская и Воронежская области, в которых осуществляются пилотные проекты по объему потребления энергоресурсов, используемых учреждениями здравоохранения. В двух регионах, это Нижегородская и Воронежская области, проведены энергетические обследования объектов, по результатам которых подготовлены технико-экономические обоснования по повышению энергоэффективности указанных объектов, включающие рекомендации по финансовому, правовому, методологическому и технологическому обеспечению этих мероприятий. Три региона чуть позже осуществят энергетическое обследование своих объектов, после того как наступит отопительный сезон. И в этой связи мы бы хотели, увязывая задачи, поставленные законом, предложить регионам Российской Федерации в рамках программ по модернизации здравоохранения, которые будут осуществляться в 2011 и 2012 годах, в качестве показателей деятельности включить в том числе показатели энергоэффективности и энергосбережения.
Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФНаправление, которое является в определенном смысле новым для нацпроекта «Образование», – это энергоэффективность. Я справочно хочу сказать: было 480 заявок по сотрудничеству фирм и вузов, более 50 процентов этих заявок соответствуют приоритетному направлению «Энергетика и энергосбережение». Больше, чем по всем остальным. Проблема повышения энергоэффективности комплекс-
но затрагивает всю систему образования, данное направление в рамках нацпроекта включает три основных аспекта.
Во-первых, это исследования и разработки в области энергоэффективности, которые ведет высшая школа, в том числе по вопросам новых источников освещения, приборов учета энергозатрат, оптимизации расходования тепла и электричества.
Во-вторых, это воспитательный эффект, который достигается при обучении идеям экологичной жизни, энергоэффективной, «зеленой» экономики. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что начиная со школы, может быть, даже с детского сада у ребят нужно закладывать представление о сбережении энергии и всех природных ресурсов для будущих поколений.
И наконец, третье – это внедрение новых подходов к организации финансирования образовательных учреждений, когда учреждения на примере экономии энергии получают практические основы самостоятельного рационального хозяйствования. Это будет в том случае, если они смогут использовать сэкономленные средства на свои цели. Мы считаем важным, чтобы часть сэкономленных средств можно было бы использовать и на повышение оплаты труда.