Авторизация

 

Интеллект системы: Выбор главного

Интеллект системы: Выбор главногоВалерий Чистяков, первый заместитель председателя правления Федеральной сетевой компании, член правления компании, рассказал о формировании корпоративной инновационной стратегии ФСК: «Сегодня мы оказались в уникальной ситуации. Не стоит уповать на то, что кризис повлечет снижение потребления и с развитием отрасли можно подождать. Даже из логики теории кризиса, который имеет волнообразный характер, понятно, что если на пике или на спаде кризиса не предпринять меры по опережающему развитию электроэнергетики, то скоро отсутствие соответствующих генерирующих сетевых мощностей может оказаться существенным сдерживающим фактором по развитию отечественной экономики».

Возникает вопрос: что строить и как развиваться? Многие изучали марксизм-ленинизм и помнят теорию революционной ситуации, которая заключается в том, что верхи не могут, а низы не хотят. Сегодня ситуация в плане подходов к развитию и страны в целом, и электроэнергетики как основной инфраструктурной составляющей экономики России выглядит наоборот: и верхи хотят и могут, и низы хотят и могут. Теперь важно правильно реализовывать задачи, поставленные руководством страны по модернизации, по инновациям, по перестройке всей экономики страны и энергетики в частности.

Что касается энергетики. Прежде всего необходима модернизация. Ни для кого не секрет, что оборудование, которое сегодня обеспечивает энергоснабжение страны, устарело и физически, и морально. По отдельным видам оборудования физический износ доходит до 70%, срок службы – более 50 лет, что достаточно характеризует и степень морального износа. Необходимость модернизации и решения тех проблем, которые сегодня стоят перед магистральными сетями страны, очевидна. Это абсолютно четко синхронизируется с поставленной президентом и правительством страны задачей по модернизации.

Будет ошибкой считать, что, продолжая прежний, инерционный путь развития, можно добиться серьезных результатов. После анализа сложившейся ситуации и размышлений о том, какими инструментами руководствоваться при формировании корпоративной инновационной стратегии, выяснилось, что выбор невелик. Можно продолжать идти по прежнему пути, не понимая конечного стратегического назначения, что, вероятнее всего, не даст серьезных результатов. Поэтому нужна интегральная идея, нужна цель, в которую должны вписываться все предметы инновационного развития такой компании, как ФСК. И эту цель удалось сформулировать: «интеллектуальная энергосистема с активно-адаптивной сетью». В обиходе применяется упрощенный термин «интеллектуальная сеть». Можно провести определенный водораздел с понятием smart grid. Классическое определение smart grid – это некое системное решение применительно в основном к распредсети в увязке с потребителем, в увязке с возобновляемой генерацией и, конечно, в итоге преследующее оптимальное соотношение потребления и генерирующей мощности именно на узле распредсети. Сказать, что здесь изобретено что-то новое, наверное, нельзя.

Практически все страны, за исключением, пожалуй, США, под интеллектуальными сетями понимают именно составляющую smart grid и вкладывают в это деньги: Китай – 70 млрд. долларов, США – 19 млрд. долларов и так далее. В этих странах существуют национальные программы развития smart grid, существует бюджетное финансирование, эта тема серьезно развивается. Следующий уровень иерархии smart grid в классическом понимании – это интегрированный в нашу систему необходимый и абсолютно очевидный элемент.

Федеральная сетевая компания, являясь одной из системообразующих компаний в электроэнергетике России, должна нести бремя лидера, координатора, интегратора и подъема на более высокий уровень идеологии «умной сети». Сформулированы шесть базовых направлений, которые в конечном итоге должны привести к желаемому результату. Внутри каждого из этих направлений развития – очень глубокая детализация и, по сути дела, заложены все направления научной технической мысли об управлении сетью. Запуск этой энергосистемы предполагает при своей реализации достижения нескольких эффектов. Первый эффект – это действительно интеллектуальное управление всей электроэнергетикой. То, как это происходит сегодня, наглядно показывает трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, в результате которой в прошедшую зиму энергоснабжение Сибири держалось на повышенных режимах работы местной, небольшой, некрупной генерации, и львиная доля ответственности за надежное снабжение Сибири легла на плечи сетевой компании. Следует сделать вывод: если уж на сеть ложится такая ответственность, сеть должна иметь инструментарий эту ответственность реализовывать.

Вторая важная при развитии этой концепции тема: после реформирования РАО «ЕЭС России» бывшая единая энергосистема сегодня принадлежит разным владельцам. Хорошо, что многие из них осознанно и ответственно относятся к вопросам развития и поддержания компаний. Но при этом необходима единая технологическая стратегия, единая технологическая политика и единая технологическая платформа для всех субъектов электроэнергетики на территории России. Электроэнергетика – это не только бизнес, а это еще и социальная ответственность, которая сопряжена с надежностью, а безусловно, важнейший фактор надежности – это единство технической политики. Вот на это и нацелена «интеллектуальная энергосистема с активно-адаптивной сетью».

Следующий ожидаемый эффект – это мультипликативный эффект в лице российской энергетики. Понимание единой технологической платформы позволяет не только активизировать отечественную науку, как академическую, так и прикладную, но и сформулировать долгосрочный заказ для промышленности. Промышленность не может работать в горизонте планирования пять лет. Никто не будет реорганизовывать производство и вкладывать деньги в заказ длительностью пять лет. Горизонт планирования должен быть на уровне 20–25 лет, чтобы было понятно, куда развиваться. В этом направлении уже предпринимаются реальные шаги.

И следующий эффект – это эффект для наших партнеров, генерирующих компаний, с одной стороны, и потребителей – с другой. По логике интеллектуальной энергосистемы предусматривается, что балансирование изменений потребления должно значительно корректироваться, сглаживаться за счет способности сети управлять режимами. И как только этот тезис появляется, появляется серьезный перечень стратегических задач, которые нужно решать сетевикам в плане возможности адаптивности сети.

Сегодня Федеральная сетевая компания столкнулась с несколькими проблемами. Во-первых, в научном сообществе, к сожалению, небогато с идеями, которые могли бы носить прикладной характер. Концептуальных идей достаточно много, но только одними концепциями дела с мертвой точки не сдвинешь. Во-вторых, замахиваясь на подобного масштаба задачу, нужно создавать адекватный механизм отбора идей и исполнителей этих идей, системы мониторинга работы исполнителя. Достаточно очевидное решение – это создание независимого органа, который мог бы выполнять функции экспертного совета, который выступал бы фильтром, выделяя то, что действительно пригодно для применения в будущем, от того, что может подождать, может оказаться невостребованным.

Создание и реализация подобной концепции потребуют нового состава кадров для ее исполнения. Потребуются грамотные системщики-энергетики, грамотные программисты, компьютерщики. Понадобится очень грамотный персонал, способный работать во всех аспектах энергетики. Поэтому идею формирования заказа в учебных заведениях на подготовку соответствующего персонала Федеральная сетевая компания поддерживает и готова принять в ней участие.

Комиссия по модернизации российской экономики при Президенте РФ, прорабатывая вопрос источников и масштабов финансирования программ инноваций и модернизации, определила, что уровень затрат компаний с государственным участием (а ФСК – это компания с серьезной долей государственного участия) должен составлять порядка 5% от выручки компании. Понимая масштабность всех этих проблем, ФСК обозначила другой рубеж: до 5% от объема инвестпрограммы. Инвестпрограммы – это 510 млрд. на три года, около 170 млрд. в год. Предполагается, что программа НИОКР должна быть в объеме порядка 1 млрд. рублей, 3 млрд. на следующий год, 5 млрд. на 2012 год. По данным параметрам идет финансирование этой задачи.

Эта идея апробирована с участием Российской академии наук. В ее Новосибирском отделении проведено заседание комитета по стратегии ФСК совместно с Академией наук, где идея достаточно подробно была рассмотрена и одобрена. Сегодня формируется портфель заказов на НИОКР, отрабатывается механизм превращения идеи в конкретные результаты. Сегодня порядка 80% потенциальных предложений приходится на концептуальные разработки и только 20% носят прикладной характер. А должно быть наоборот: 20% – концептуальные вещи, порядка 80% – абсолютно прикладные вещи. Нам нужны люди, экспертная поддержка, площадка для проверки правильности принятых решений. Мы движемся вперед и готовы рассматривать предложения по любому направлению.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.