НП «Совет рынка» предлагает рассматривать рынок мощности и розничный рынок с одной точки зрения, в одной системе координат или даже через одну замочную скважину, но только через одну, общую…Владимир Шкатов,
заместитель председателя
правления НП «Совет рынка»:
- Рынок мощности – слишком общее понятие, которое порождает огромное количество разных его моделей, точнее, представлений о нем и ожиданий, в том числе уже и каких-то поведенческих реакций рынка в связи с тем, что обозначены даты его открытия. Есть специалисты по корпоративным клиентам, есть продажники, есть финансисты, есть стратеги, есть инженеры, и у всех, если не у каждого из них, есть свое понимание модели рынка. Поэтому достаточно часто в обсуждениях той или иной модели, того или иного сценария или прогноза поведения рынка, роста ли потребления, динамики ли цен мы часто говорим на разных языках и по-разному комментируем то или иное событие, тот или иной шаг реформ. Я считаю, что это крайне важно – по возможности точно сформулировать, о чем идет речь, когда говорится о рынке мощности электроэнергии.
На мой взгляд, рынок начинается с выработки каких-то общих для всех правил, а правила рынка – баланс интересов его участников. Нам потребовалось полтора года активной каждодневной работы, которая и сегодня не закончена, чтобы выработать механизмы балансировки интересов генераторов и потребителей в рамках оптового рынка электроэнергии. Сейчас в этом процессе активное участие принимает государство. Идет процесс формирования модели взаимодействия всех участников, поиск приемлемых компромиссов. Рынок ставит своей целью поиск не только сбалансированности хозяйственных, административных мероприятий, но и сбалансированности ценовой характеристики, чтобы людям было понятно, куда они идут и зачем. Работы еще много, но во многом этот баланс нащупать уже удалось. Это первое.
Второе. Чрезвычайно важно в моделировании рынка научиться прогнозировать его поведение на какой-нибудь обозримый промежуток времени, потому что решения, которые принимаются участниками рынка, компаниями, все больше требуют точного экономического и технологического обоснования того, что будет происходить в случае принятия того или иного решения.
Каким бы образом ни прогнозировалась ситуация с рынком мощности, каким бы образом ни прогнозировалась ситуация в рознице, в любом случае принятие решений возможно, если существует внятная модель. Под моделью нужно понимать не просто красивое слово. Всегда, когда вы занимаетесь прогнозированием, вы должны выделить один-два компонента, которые являются для вас главными в том расчете, над которым вы работаете. Нельзя сделать абсолютную модель, дающую полную, всеобъемлющую картину. Если вы хотите заняться прогнозированием цен, нужно заняться прогнозированием цен, выделяя те факторы, которые влияют на цены. Хотите сделать прогноз роста потребления – занимайтесь анализом этих показаний.
Вопросы, что будет завтра, как будет развиваться отечественная энергетика, как, где, когда и какого типа мы будем строить электростанции и что ждет нас с электропотреблением, – вопросы, связанные с прогнозированием объема электропотребления, когда прогнозирование не самоцель, а способ выработки стратегий для решения совершенно нормальных бизнес-задач: определение стоимости электрической энергии на рынке и, как следствие, расчет финансовых потоков, которых следует ожидать в том или ином периоде времени.
Мы в Совете рынка, как мне кажется, научились делать прогноз револьверного типа на двенадцать месяцев. Стоит отметить, что наш анализ построен достаточно специфически. Мы не прогнозируем чистое электропотребление, тем более чистые цены, мы проводим глубокий анализ того, из чего состоит само потребление, какова его структура, как она построена по территории и какие тенденции происходят в каждой из отраслей в каждом регионе для того, чтобы правильно структурировать электропотребление.
Что у нас получается? Что будет происходить с электропотреблением в самое ближайшее время? Пока мы видим картину, что объем электропотребления будет носить, с нашей точки зрения, спокойный характер и серьезного роста и восстановления электропотребления в докризисных цифрах и объемах ждать не приходится.
Почему? Анализ состояния в отраслях, которые обеспечивают более 50% электропотребления на оптовом рынке страны, показывает, что восстановление осуществляется примерно в той тенденции, что и спады, которые имели место в 2008–2009 годах, особенно, конечно, в 2009 году, и восстановление идет в одних и тех же отраслях, в одних и тех же регионах. Крупные промышленные предприятия, которые просели в результате кризиса, сейчас постепенно выбираются из ямы и восстанавливают свое производство, но они еще не дошли до тех уровней, которые имели место в середине-конце 2008 года. В лучшем случае мы ожидаем в течение нескольких месяцев, что, может, до конца 2010 года, если все будет благополучно и государство примет активные меры по стимулированию экономики, они поднимутся до прежнего уровня производства и энергопотребления, соответственно.
Что касается динамичного роста, который был у нас в 2006–2007 году, когда активно развивались жилищное строительство, сфера услуг и «мелкомоторка», связанная с развитием торговли, строительством торговых центров, небольших фирм вблизи городов и так далее, и тому подобное, то мы не ожидаем быстрого восстановления в этих секторах потребителей в ближайшие годы. На самом деле мы только-только подбираемся к тому, с чего падали, еще не добравшись до тех параметров. У нас еще есть куда расти.
Что мы отмечаем, когда говорим о динамике цен? После всплесков, которые имеют место при переходе через год, при переходе через один этап либерализации, рынок все равно цены стабилизирует. На самом деле, если посмотреть в динамике, как ведут себя цены, то можно увидеть, что рынок выполняет свою функцию: он обеспечивает функцию регулирования и дает достаточно внятную для анализа картину по ценам, которая, в свою очередь, позволяет делать прогнозы. Мы можем сегодня говорить, что не то что в короткой, но и в среднесрочной перспективе вполне можно полагаться на то, что рынок резких всплесков не допустит.
Где был резкий всплеск цены? Он был этой зимой в связи с тем, что на территории страны сложилось удивительное явление: практически во всех регионах страны была зафиксирована максимально холодная погода. Как уверяют нас метеорологи, может быть, наберется не больше пятидесяти таких зим за всю историю наблюдений. То есть мы имели дело с весьма необычным явлением. И надо заметить, что максимальные цены, которых мы достигли, 859 рублей, не были сверхкритичными и сверхнеприемлемыми для экономики.
На самом деле наш анализ показывает, что рынок выполняет функцию балансировки интересов продавцов и покупателей, он стабилизирует цены и позволяет всем достаточно внятно прогнозировать свое будущее. Мы считаем, что инструментарий, который рынок дает участникам, позволяет им, оглядываясь на то, что происходило в прошлом, иметь близкую к реальности картину того, что будет происходить в будущем, и понимать, например, ценовую ситуацию, а не строить свои ожидания, ориентируясь только на организационные решения со стороны государства.
Сейчас идет формирование двух сложнейших составляющих нашего рынка – это рынок мощности и розница. Притом что мы говорим, что моделирование рынка мощности сейчас заканчивается, мы все еще не можем точно сформулировать ответ на вопрос, как скажется фактор мощности на конечной цене. Что же касается розницы, то понимание того, что в конце этого года завершится переходный этап и розница должна перейти в состояние либерализации, естественно, вызывает серьезное напряжение у участников рынка, поскольку модель розницы еще до конца не сформулирована. И как следствие, невозможно пока сказать, во что все это выльется для конечных потребителей.
Но все находится в положительной динамике сотрудничества совместной работы всех заинтересованных сторон, и государства в первую очередь. Поэтому я думаю, что мы совместными усилиями со всеми заинтересованными сторонами эту задачу решим. И я не вижу пока ничего плохого или негативного. Считаю, что тенденции на рынке сегодня в целом носят в общем положительный характер и наступающая стабилизация рынка, с моей точки зрения, абсолютно реальна, и она позволяет всем его участникам сделать правильные выводы.