Авторизация


 

Местное самоуправление: Новая история

Местное самоуправление: Новая историяПо мнению экспертного сообщества, в сфере местного самоуправления, профильных органов государственной власти, организаций по межмуниципальному сотрудничеству Союз городов Центра и Северо-Запада России – одна из наиболее опытных, авторитетных и действенных ассоциаций муниципальных образований в России. Это мнение разделяют и руководители городов, входящих в союз.

Принято считать, что межмуниципальное сотрудничество в нашей стране зародилось в 1986 году с появлением ассоциации сибирских городов. В 1990 году был образован Союз городов Северо-Запада России, который стал второй в России подобной организацией. Через год появился всероссийский Союз российских городов. Ассоциация сибирских и дальневосточных городов была создана в первую очередь для экономического сотрудничества, но это было еще не совсем межмуниципальное сотрудничество. В те годы местного самоуправления в стране не было даже на бумаге. В стране тогда существовала система выборов, но самого выбора у избирателей не было. С демократическими выборами новая Россия познакомились, выбирая на альтернативной основе народных депутатов СССР. Первый опыт реального участия населения в решении вопросов местного значения «самостоятельно и под свою ответственность» пришел в марте 1990 года на выборах городских и районных депутатов.

Эти советы через три года указом президента были ликвидированы, но они остались первыми в современной истории демократически избранными органами местного самоуправления. Закон о выборах того времени был подготовлен в кабинетах правящей партии, и предполагалось, что первые секретари горкомов КПСС сумеют одержать победу на выборах и стать председателями горсоветов и тем самым придадут легитимность своему нахождению у власти. Но идеологи этой реформы ошиблись, недооценили настрой жителей городов и активность новых политических лидеров. Их замысел удался во многих областях и республиках, многих районах, но не в крупных городах, в которых витал дух демократии и веры в перемены. В результате во многих городах, в основном в областных центрах, к власти пришли новые люди. Вспомните Гавриила Попова в Москве и Анатолия Собчака тогда еще в Ленинграде.

Во многих городах северо-западной части России у руля оказались талантливые ученые, журналисты, инженеры, врачи, многие из которых были очень далеки от вопросов городского управления, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства и бюджетных основ. Потребность в обмене опытом по поиску тех или иных решений, совместное отстаивание общих интересов во взаимоотношениях с государственной властью, острая потребность в обсуждении свалившихся на голову проблем и способов их решения – вот основа для появления союзов и ассоциаций.

Местное самоуправление: Новая историяВ 2010 году союз будет отмечать свое 20-летие. Нам предстоит подвести итоги нашей двадцатилетней работы и наметить пути дальнейшего развития. За прошедшие годы союз нашел свое лицо, занял свою нишу, выработал свой стиль и почерк работы. Конечно, это пришло не сразу.

Листая архивные документы двадцатилетней давности, иногда хочется улыбнуться наивности тех решений. Иногда ощущаешь чувство гордости от реального влияния на происходящие в стране события. Иногда просто сожалеешь, что утрачен присущий тем временам романтизм в общественно-политической жизни.

Первые документы союза – это пожелтевшие от времени и без того не отличавшиеся белизной листочки дешевой низкокачественной бумаги, на которой врезались буквы с разной глубиной оттиска от видавших виды старых пишущих машинок.

26 февраля 1991 года: «Учитывая трудности, возникшие с формированием местных бюджетов на 1991 год, особенно отсутствие до настоящего времени окончательного формирования бюджетов большинства городов Северо-Запада России, считаем необходимым: 1. Скорейшее принятие закона РСФСР «О местном самоуправлении», имея в виду установление долговременных фиксированных нормативов отчислений в местные бюджеты; 2. Безотлагательное проведение реформы цен с целью получения твердой базы ценообразования 4. Основными принципами формирования местного бюджета считать его бездефицитность».

27 октября 1992 года: «Одобрить работу дирекции по организации единого регионального заказчика по снабжению продовольствием городов Северо-Запада России».

6 марта 1993 года: «Рассмотрев вопрос о подготовке в Комитете Верховного Совета по вопросам работы советов и местного самоуправления проекта «Основ законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении» Собрание Союза городов Северо-Запада России отмечает: основные принципы организации местного самоуправления, соответствующие Европейской хартии и Декларации о местном самоуправлении Союза российских городов, должны быть внесены в Конституцию Российской Федерации, так как принципиально важно конституционное закрепление гарантий местного самоуправления».

9 апреля 1994 года: «Открытое письмо Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину. Уважаемый Борис Николаевич! В последние 3–4 месяца от занимаемых должностей были освобождены главы администраций таких крупных российских городов, как Омск, Саратов, Владивосток, Нижний Новгород. Обстоятельства освобождения были разными, но везде оно происходило под давлением губернаторов областей. Почти каждому был высказан стандартный набор обвинений: нападки на областную администрацию, развал российской государственности, связь с противниками реформ, коррупция… Сегодня большинством губернаторов делается все, чтобы подчинить себе местное самоуправление, что прямо противоречит статье 12 и главе 8 Конституции России. Тех, кто этому сопротивляется, в итоге либо увольняют, либо они уходят сами. Складывается впечатление, что местное самоуправление – это фикция и оно не нужно федеральной власти. Хотя мы убеждены в том, что местное самоуправление объективно союзник Президента России и центральных властей в политическом, экономическом реформировании нашей страны и защите интересов населения…»


Местное самоуправление: Новая историяПозади лихие 90-е, ХХ век стал историей. Выросло и встало на ноги новое поколение, не обремененное старой идеологической пропагандой. Сегодня мы живем в другой стране с другим социальным строем и экономическим укладом. Сегодня совершенно иное законодательство о местном самоуправлении и иное разграничение полномочий между тремя уровнями публичной власти в стране. Мы уже привыкли к новым партиям и новым лозунгам. Нам многое не нравится, но мы скорее боимся перемен, чем их желаем. До боли знакомые фразы из документов тех лет не только не взывают к действиям, но даже не вдохновляют на обсуждение современных острых тем и на попытки что-то изменить. Может быть, мы стали равнодушнее, может, осторожнее, может, мудрее.

Скорее всего, мы стали конструктивнее. Сегодня мы больше внимания и сил уделяем тем вопросам, которые находятся в нашей компетенции. Вопросам, которые могут быть по-разному решены в зависимости от наших действий. Вопросам, по которым наши коллегиальные экспертные предложения и заключения практиков могут быть использованы федеральными властями. Вопросам, решения которых от нас ждут жители наших городов.

Два раза в год проходят общие собрания Союза городов Центра и Северо-Запада России, в которых участвуют главы муниципальных образований, главы администраций, руководители представительных органов местного самоуправления. Естественно, на рассмотрение собрания вносятся самые актуальные вопросы, требующие совместных действий государственных органов власти и органов местного самоуправления. Вспомним основные темы последних собраний:
2006 год, Ярославль – «Об участии органов местного самоуправления в реализации приоритетных национальных проектов по вопросам жилищного строительства и по охране здоровья населения»;
2006 год, Петрозаводск – «О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в городах СГЦСЗР»; «Об участии СГЦСЗР в межмуниципальном сотрудничестве»;
2007 год, Кострома – «Об итогах реализации приоритетных национальных проектов в муниципальных образованиях СГЦСЗР»; «О развитии городов в условиях изменения градостроительного, земельного и жилищного законодательства»;
2007 год, Иваново – «Городские дороги. Состояние и перспективы развития. Организация и финансирование строительства, текущего и капитального ремонта»; «Развитие муниципальной системы охраны материнства и детства в условиях реализации государственной демографической политики»;
2008 год, Череповец – «О подготовке к введению системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления»; «Год семьи в муниципальных образованиях союза»;
2008 год, Калининград – «О повышении эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры»; «О преобразовании муниципальных учреждений в автономные муниципальные учреждения»;
2009 год, Ярославль – «Капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Союза городов Центра и Северо-Запада России. Итоги и перспективы работы с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
2009 год, Великий Новгород – «Развитие туризма. Антикризисные меры сегодня, основы устойчивого экономического развития муниципальных образований завтра»; «Задачи представительных органов по обеспечению устойчивого развития города в условиях финансово-экономического кризиса. Анализ изменений социально-экономической ситуации в городах союза на основе сравнительных данных первого квартала 2008 и 2009 годов».

Местное самоуправление: Новая историяКаждое собрание становится площадкой для обмена мнениями в прямом диалоге руководителей городов с представителями профильных федеральных министерств и ведомств, депутатами и сенаторами Федерального собрания, губернаторами и их заместителями, представителями федеральных округов, учеными и экспертами. Сегодня ни один уровень публичной власти не в состоянии полностью решить ту или иную проблему самостоятельно.

Почти все вопросы требуют четкой принципиальной позиции и политической воли от федеральной власти, готовности и способности к созданию тех или иных условий от региональных органов государственной власти и активного участия органов местного самоуправления в работе с населением и оказывающими услуги предприятиями и организациями. Межрегиональные союзы и ассоциации – это хорошие площадки для отработки конкретных схем и алгоритмов по взаимодействию.

На каждом годовом отчетном собрании подводятся итоги и намечаются планы работы на предстоящий год. Как правило, это 10–12 семинаров для руководителей департаментов по различным направлениям городского управления. Часто состав участников расширяется за счет руководителей муниципальных учреждений или общественных организаций, например товариществ собственников жилья.

При поддержке союза ежегодно проводятся различные фестивали и конкурсы в разных городах. Некоторые из них достигли очень высокого уровня.
Достаточно сказать о 15 проведенных ежегодных выставках детского творчества, в которых участвуют ученики художественных школ и школ искусств из всех городов союза. Красноречивы и темы этих выставок. Перечислю некоторые из них: «История, события, люди» – Кострома, 1996 год; «Мой город» – Петрозаводск, 1999 год; «Земля – наш общий дом» – Северодвинск, 2002 год; «Русь моя величавая» – Ярославль, 2006 год; «Мой Пушкин» – Псков, 2007 год; «Державы русской достояние» – Великий Новгород, 2009 год.

Нашей особой гордостью являются спартакиады Союза городов Центра и Северо-Запада России. Эти грандиозные по масштабам события, переезжая из города в город, вносят огромный вклад в развитие физкультуры и спорта, и в первую очередь в развитие материально-технической базы. Не каждый город и далеко не все спортивные сооружения готовы к принятию 600–700 спортсменов, представителей сборных команд 15–16 городов, отстаивающих честь своих городов в соревнованиях по восьми видам спорта. Среди спортсменов чемпионы мира и Европы, мастера спорта международного класса, кандидаты и мастера спорта России.

Каждая спартакиада становится стимулом для новых вложений в развитие и строительство спортивных сооружений. Это не только соревновательная практика для спортсменов и тренеров. Это опыт выступлений за сборную, пусть пока только города, это новые друзья, это соперничество и сотрудничество одновременно. Мы провели уже восемь спартакиад в пяти городах (Великий Новгород, Псков, Ярославль, Петрозаводск, Череповец), готовимся к девятой и надеемся, что список принимающих городов скоро пополнится городами с высоким развитием спорта, такими как Тверь, Владимир, Вологда и другими. В прошлом году состоялся первый фестиваль лыжного спорта на базе Демино под Рыбинском, и, возможно, в дополнение к летним спартакиадам появится и традиционное зимнее мероприятие.

Большую работу ведет исполнительная дирекция союза по информационному обмену. Ежемесячно города получают сводную информацию о средних ценах на отдельные потребительские товары и услуги в городах союза. Ежеквартально обновляется сводная таблица по тарифам на жилищно-коммунальные услуги населению. В информационном обмене участвуют не только города нашего союза, но и другие города Центрального федерального округа. Дополнительные обобщенные данные готовятся и к рассмотрению вопросов на собраниях, а также при подготовке некоторых семинаров. Эта актуальная информация из первоисточников имеет особую ценность в условиях явной недостаточности государственного статистического учета.
Союз городов Центра и Северо-Запада России является одной из четырех межрегиональных ассоциаций муниципальных образований наряду с Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов, Ассоциацией муниципальных образований «Города Урала», Ассоциацией городов Поволжья. Мы сотрудничаем и учимся друг у друга. Мы активно участвуем и поддерживаем Союз российских городов и хотим, чтобы он вернул себе былую славу. Мы готовы к сотрудничеству с Общероссийским конгрессом муниципальных образований, мы верим, что через внедрение палатного принципа его работы в России восстановится единое пространство межмуниципального сотрудничества. Сегодня региональные советы муниципальных образований и иные союзы и ассоциации живут каждый своей жизнью.

Александр Васильев, директор исполнительной дирекции
Союза городов Центра и Северо-Запада России




В городе Череповце 18 июня 1990 года состоялось совещание представителей 12 городов Северо-Западного региона: Архангельска, Боровичей, Вологды, Иванова, Ленинграда, Новгорода, Петрозаводска, Пскова, Рыбинска, Северодвинска, Череповца, Ярославля. В протоколе намерений участники «признали целесообразным объединение усилий городов северо-западной зоны РСФСР для совместного решения возникающих проблем на принципах равноправного и добровольного сотрудничества в политическом, социально-экономическом, экологическом и других направлениях». Через месяц, 24 июля, там же, в Череповце, на Собрании представителей 15 городов Северо-Запада России (присоединились города Кострома, Ломоносов, Мурманск) было принято решение об учреждении Союза городов Северо-Запада России, принята декларация, утвержден устав.

В связи с созданием федеральных округов в июне 2001 года на собрании в городе Пскове Союз городов Северо-Запада переименован в Союз городов Центра и Северо-Запада России.

В настоящее время в Союз городов Центра и Северо-Запада России входят 24 муниципальных образования. Это Архангальск, Боровичи, Великий Новгород, Великий Устюг, Владимир, Вологда, Выборг, Иваново, Калининград, Коряжма, Котлас, Кострома, Ломоносов, Нарьян-Мар, Новодвинск, Петрозаводск, Псков, Рыбинск, Северодвинск, Сыктывкар, Тверь, Тихвин, Череповец, Ярославль.

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.