Авторизация


 

Союз российских городов

Союз российских городов
Об основах новой государственной политики России в области местного самоуправления, о перспективах развития городов, о непростых взаимоотношениях между федеральной и местной властью журналу «Энергополис» рассказал генеральный директор Союза российских городов Алексей Игнатьев.

Союз российских городов был образован в 1991 году по Соглашению городских советов народных депутатов центров национальных региональных образований, объединившихся на основе общего понимания проблем и сложных вопросов того непростого для страны времени, которые так или иначе вставали перед каждым из городов: Омском, Новгородом, Новосибирском, Рязанью или Екатеринбургом. Собрались люди общей идеи: отстаивать интересы городов, формировать основы новой государственной политики новой России в области местного самоуправления. Наша общественная организация была первой в стране, кто занялся вопросами местного самоуправления с точки зрения государственной политики, самой выработкой методологии этой проблемы. В то время, когда мы начинали, не было еще Комитета по вопросам местного самоуправления в Федеральном собрании, ни в верхней, ни в нижней его палатах. Не было и в администрации президента такого подразделения, не было и в правительстве... А период 1991–1998 годов в России просто сложным назвать не получается. Это были годы страшнейшего системного кризиса великой страны, годы глубочайших потрясений. Один дефолт чего стоил! Но жизнь продолжалась тем не менее, города жили, развивались, и Союз российских городов играл активную роль в новом поле формирующихся отношений.

– Алексей Викторович, как построен союз? Расскажите о самой организации.

– Членами союза являются города – центры субъектов РФ. Общее собрание – высший руководящий орган организации – собирается один раз в год.

Правление союза, избираемое общим собранием, осуществляет руководство организацией между собраниями. В настоящее время членами правления СРГ являются 16 человек. Двое из них – члены Совета Федерации. 13 глав городов и генеральный директор, возглавляющий исполнительную дирекцию. Правление союза формирует его идеологию и определяет стратегические направления деятельности. Исполнительная дирекция их реализует. Мы постоянно в своей работе ориентируемся на взаимодействие с профильными комитетами Федерального собрания верхней и нижней палаты, с Министерством регионального развития, с Министерством экономического развития. В рабочем контакте с нашими коллегами из других ассоциаций, и зарубежных в том числе: практически в каждой стране (европейской точно) есть союзы городов.

– Как сейчас обстоят дела у союза? Что сделано, что предстоит, что уже в деле и что в планах организации с таким красивым названием?

– В декабре 2008 года в здании Министерства регионального развития на собрании Союза российских городов, проходившем под девизом «Города России: точки экономического роста и центры социального развития страны» под председательством президента Союза российских городов главы г. Екатеринбурга А. М. Чернецкого, Институтом современного развития был представлен доклад об итогах реформы местного самоуправления за пять лет ее проведения.

В обсуждении доклада приняли участие статс-секретарь, заместитель министра регионального развития А. В. Ракова, директор Департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Правительства РФ В. В. Шипов, члены комитетов по вопросам местного самоуправления Государственной думы и Совета Федерации, главы крупнейших городов России. Выступающие говорили о перспективах развития городов и при этом отмечали, что в целом положение непростое. Только один город за истекшее десятилетие прирос территорией – Казань. В прошлом году на 30% увеличилась ее площадь. Понятно, что это связано в первую очередь с проведением универсиады, конечно. Но Казань вообще здорово развивается. Там есть рабочий механизм взаимодействия между главой региона и главой города. В подавляющем большинстве городов страны власти губернские с градоначальниками в очень натянутых отношениях. Это происходит при том, что именно города не просто являются донорами, а формируют большую часть регионального бюджета. Перечисляя в полном соответствии с законодательством в налоговую копилку региона большую часть отчислений, города из нее получают маленькую-маленькую часть. Это, наверное, то, что можно назвать постоянной заботой и одним из главных вопросов союза, которым мы занимаемся постоянно. Что-то уже сделано. Назвать можно государственную программу – фонд реформирования ЖКХ. Уже можно сказать, что ситуация отчасти исправляется. В результате этой программы хоть на что-то денег стало хватать: на крыши, на фасады, ремонт ветхого или аварийного жилья. При нашем непосредственном участии были разработаны и запущены несколько экологических программ.

– Я бы хотел понять, в какой степени вы принимаете участие в этих программах? Вы стимулируете эти программы, вы информируете руководство городов, вы создаете какие-то условия для того, чтобы эти программы внедрялись? Вы ищете какие-то компании западные, российские, какие-то новые технологии? Каков вклад союза?

– Мы разработали концепцию развития Союза российских городов на два года. Для этого мы провели мониторинг, анкетирование глав городов, создали десять отраслевых секций союза: правовую, социальную, жилищно-коммунального хозяйства, экологии, межмуниципального и международного сотрудничества. Каждая секция – это группа специалистов, которая изучает данные проблемы. Например, социальная. Это, наверное, самая мощная секция. Она включает очень многое: и здоровье, и спорт, и многие-многие социальные вопросы. Возглавляет ее глава Ростова-на-Дону Михаил Анатольевич Чернышов. В Ростове есть хорошая программа, которая уже реализуется в городе, на которую открыто перекрестное финансирование не только городским, но и федеральным бюджетом.

Отвечаю на ваш вопрос, что мы делаем и как. Мы изучаем проблемы городов, обсуждаем их на разных уровнях и рекомендуем то или иное решение. Подтверждая свои рекомендации реальными исследованиями и утвержденными на разных уровнях программами. Естественно, решение принимать или нет ту или иную программу остается за городами. Вот, например, в сегодняшнее трудное время, время дефицита, нехватки денежных средств муниципалитетам идет секвестрирование бюджетов, и все поголовно ищут финансовые ресурсы не только на новые проекты, но и на то, чтобы поддержать начатые проекты и программы и довести их до логического завершения. Союз проводит и тут работу. Каким образом? Например, мы активно прорабатываем вопрос работы с Московской фондовой биржей, у которой есть свои программы, разработанные продукты, которые могут быть включены в работу городов. Секция бюджета и финансов, заседание которой мы планируем на октябрь, уделит этому основное внимание.

Союз российских городовЯ называл секцию экологии. Так вот в июле в Самаре мы провели совещание по экологии. Эту секцию возглавляет глава города Самары В. А. Тархов. Серьезнейшая проблема для города – сбор, дальнейшая переработка и утилизация мусора. У государства нет денег, чтобы полностью решить этот вопрос. В Западной Европе, в Германии, Италии это дело на коммерческую основу поставлено: частники приходят и делают. Но для частников и частного инвестора нужно создавать условия. Он должен быть уверен, что вложенные средства как минимум ему вернутся. И в этой связи призваны участвовать самые разные финансовые институты, такие как государственная корпорация «Внешэкономбанк». На одно из заседаний правления СРГ прошлого года мы пригласили А. В. Баженова, директора Центра государственно-частного партнерства «Внешэкономбанка». Он рассказал о том, что они делают, о трех целевых программах на улучшение городского хозяйства: это твердые бытовые отходы, вода, электроэнергетика и тепло.

– Скажите, каково сейчас положение в городах с энергообеспечением, с обеспечением топливом, что вы думаете о тарифах?

– Это зависит от системы управления территории, зависит от потребности города и от возможности получения ресурсов и, естественно, от хорошего управления, от того, насколько в городе и в регионе развиты и работают программы энергоэффективности. Под «хорошим управлением» я имею в виду правильное, научно обоснованное современное управление.

– Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете ближайшие перспективы, на чем сосредоточите свое внимание? Что вас беспокоит сейчас больше всего?

– На сегодняшний день есть три самые главные проблемы. Прежде всего это отношение народа к работникам городских администраций как к нечистым на руку людям. Так возникает вопрос борьбы с коррупцией и чистоты рядов. Второй вопрос – нехватка финансирования тех программ, что перестали быть проектом на бумаге, работают, в частности, и на решение следующей огромной проблемы – износ коммуникаций и зданий в городах, растущий аварийный фонд и увеличение количества аварий и обрушений.

– На ваш взгляд, каково влияние союза на решение этих проблем? Существует ли влияние на власти региональные, например?

– Что касается нашего влияния на региональные власти, скажу так: оно есть, потому что союз вопросы решает через федеральные органы власти в лице различных министерств и ведомств. И регионалы прекрасно понимают, что с нами лучше быть в сотрудничестве и в партнерстве, потому что мы будем услышаны. Если голос одного города могут не услышать не только в Москве, но и в областном центре, то союз с его выработанной позицией, объединяющий несколько городов, их конкретные дела, их нужды и заботы, их проблемы и ими же найденные пути решения, их опыт в этих вопросах, который будет полезен всем, не может быть не услышан.

Какие бы ни появлялись новые подходы к управлению страной, мне представляется, что там, где в тесном взаимодействии между собой работают федеральная, региональная и местная власти, там, где есть хорошее их взаимодействие, там и конфликтов меньше и жизнь лучше. А что такое власть? Носителем и единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ. И наша задача, первая и наиглавнейшая, чтобы народ наш не выживал, а жил, хорошо жил в хороших российских городах.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.