Президент Дмитрий Медведев поручил главе группы компаний «Ренова» Виктору Вексельбергу координацию проекта по созданию научного комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий, некое подобие американской Силиконовой долины.Вот и в России появился свой Билл Гейтс, созданный, правда, во исполнение президентского указа. Дмитрий Медведев, убежденный сторонник технологической модернизации и развития Интернета, назначил алюминиевого магната Виктора Вексельберга, одного из самых богатых людей России, координатором проекта по созданию научного комплекса по разработке новых технологий.
Инновационный центр (Инноград), задуманный как российский аналог калифорнийской Силиконовой долины, является звездным проектом Кремля. Под его создание выделено 380 гектаров земли в районе Сколково, расположенном в 30 км к западу от Москвы. Совещание, на котором было озвучено назначение Вексельберга, проходило в столице Ханты-Мансийского автономного округа, где добывается более половины российской нефти. Медведев пояснил, что в создаваемый Инноград планируется пригласить иностранных специалистов и партнеров. Научный комплекс будет иметь особый правовой режим, пояснил глава государства. Работы будут вестись как минимум по пяти приоритетным направлениям модернизации, озвученным российским президентом в ноябре прошлого года (биомедицина, энергосбережение, энергетика, информационные технологии, телекоммуникации и космические системы). Медведев сообщил о том, что провел консультации с главами иностранных государств, которые предложили ему свою помощь.
Вексельберг будет координировать работы по созданию Иннограда и предложит кандидатуры на должность директора комплекса. Это должны будут быть «авторитетные люди с опытом коммерческой реализации инноваций». Цель проекта заключается не только в строительстве нового города с соответствующей инфраструктурой, но также и в достижении «высокого уровня научного потенциала» с привлечением представителей мировой науки, пояснил известный предприниматель.
Проект Иннограда выявил серьезные различия в подходах с самого начала, с того момента, когда он в феврале был озвучен первым заместителем руководителя президентской администрации. Ранее, в январе, Сурков и ряд высокопоставленных должностных лиц из правительства и президентской администрации, а также председатель правления Российской корпорации нанотехнологий (Роснано) Анатолий Чубайс приняли участие в семинаре по инновациям, организованном специально для них Массачусетским технологическим институтом (США). Все указывает на то, что семинар окончательно подтолкнул к осуществлению российского проекта, который Сурков назвал новой Немецкой слободой, имея в виду район Москвы, где в XVII веке жили иностранные инженеры, оказавшие впоследствии значительное влияние на реформаторскую деятельность Петра I.
История повторяется, и сегодня кремлевские власти, похоже, полагают, что желание и наличие денег достаточны для совершения качественного скачка, в котором так остро нуждается российская экономика. Сурков, сравнивший российскую экономику со старым поездом без локомотива, выразил пожелание, чтобы в Иннограде поселились несколько лауреатов Нобелевских премий. Его оппоненты высказывают мнение о том, что модернизация в XXI веке предполагает свободу, демократию, равноправные отношения, а не какую-то привилегированную зону с особым статусом, изолированную от остальной части общества.
Виктор Вексельберг
сказал журналистам сразу после своего нового назначения:
«Проект сводится не только к тому, чтобы на площади в 380 га построить новый город с бизнес-ориентированными объектами и жильем. С этой задачей мы справимся быстро. Вопрос в том, чтобы создать критический уровень интеллектуального потенциала, включая представителей мировой науки».
Сергей Нарышкин,глава администрации Президента РФ: – Поддержка экономического развития страны в целом подразумевает приоритетное направление ресурсов в центры инновационного роста, в города, где разрабатываются и осуществляются региональные программы как точечные проекты развития. Это решает стоящую перед Россией задачу выравнивания на достойном уровне условий жизни людей, задачу создания предпосылок для их самореализации в независимости от их места проживания. Таким образом, точки экономического роста, точки инноваций неразрывно связаны со всей территорией страны. Как учитывать такие разнонаправленные тенденции, связанные с территориальными аспектами инновационного развития, – вопрос, который формулируется сегодня как национальный интерес, и его решение требует развертывания максимально широкой дискуссии с участием в ней всех регионов страны.
«Энергополис», №3 (31) Анатолий Чубайс,генеральный директор государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий»:– Москва не знает того, что Томск и Казань – лидеры международного класса в инновационной экономике. Москва не знает того, что там работают десятки инновационных компаний с объемами продаж под сотни миллионов долларов, на мировом уровне, очень высококлассные. Москва не знает той региональной политики, которая выстроена в Томской области и Татарстане по поддержке инновационной экономики.
У меня недавно была одна дискуссия, в которой один, очень уважаемый мной, финский эксперт сказал: «Дорогой господин Чубайс, инновационная экономика не возникает по приказу правительства». Я подумал и сказал: «Да, вы правы, по приказу правительства инновационная экономика не возникает. Но особенность России состоит в том, что без приказов правительства она тоже не возникает».
Парадокс сегодняшнего дня состоит в том, что в десятках регионов России уже есть инновационная экономика. Компания «Данафлекс» в Казани сегодня находится на мировом уровне, «Микран» в Томске, и я мог бы назвать еще многие другие, которые сегодня работают на мировом инновационном уровне.
«Энергополис,» №3 (31)