Авторизация


 

Персональное дело

Наталья комарова,
губирнатор Ханты-Мансийского автономного округа


Предыдущее заседание комиссии по этой теме проходило в июне прошлого года в Архангельске, однако некоторые выданные тогда поручения так и остались благими начинаниями. На заседании президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в Ханты-Мансийске было решено, кто несет ответственность за происходящие в стране перемены и кому все же глава государства дает свои поручения.

Главной новостью прошедшего совещания стало назначение «прорабом» проекта российской Силиконовой долины в Сколкове главы группы компаний «Ренова» Виктора Вексельберга, напарника или сменщика которому подберут из числа иностранных специалистов в течение месяца. Решено пока только, что это должен быть авторитетный человек с опытом коммерциализации инноваций. В течение такого же срока должны быть подготовлены предложения по изменениям в законодательство.

Если ответственного за Силиконовую долину президент нашел достаточно быстро, то в вопросах энергоэффективности с ответственными персонами оказалось совсем негусто. На заседании выяснилось, что за вопрос, объявленный одним из президентских приоритетов, в правительстве не отвечает никто. Так как этот факт обнаружился во время выступления вице-премьера Игоря Сечина, он и стал ответственным. В названии возглавляемой им комиссии по ТЭК по предложению президента теперь появится и слово «энергоэффективность».

Проблема со «старшими по энергоэффективности» обнаружилась буквально на всех уровнях власти. Из выступления министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной стало понятно, что среди губернаторов закон об энергоэффективности почти никто не читал. Только 12 из 83 регионов ввели предусмотренный законом мониторинг энергоэффективности. Лишь губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова (она явно готовилась к первой после назначения встрече с президентом «на своем поле») смогла отчитаться о хорошем знании предмета. И то потому, что в качестве главы думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии участвовала в его разработке.

«В области ТЭКа все процессы тесно взаимосвязаны. Когда мы бьемся за КИН и за утилизацию попутного нефтяного газа, за подготовку и вовлечение в разработку новых месторождений, за обеспечение глубокой переработки нефти и газа, мы среди прочих полученных эффектов достигаем реальных результатов в части сбережения энергоресурсов. Например, по оценке СибНАЦа, Научно-аналитического центра рационального недропользования имени Шпильмана и Югорского НИИ информационных технологий, увеличение КИНа к 2020 году в среднем до уровня 35–37% позволит увеличить запасы нефти на старых месторождениях на 2 млрд. тонн. Для обеспечения названных выше работ используется такой инструмент, как нефтегазосервис. Оплата работ этих нефтесервисных компаний может осуществляться за счет прироста добычи нефти из выработанных месторождений по нефтесервисным контрактам. Такая же схема заложена в федеральном законе об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Там предложены энергосервисные перфоманс-контракты, у нас – нефтесервисные. Правовая основа для этого, на наш взгляд, заложена в Законе о недрах. В нем прямо указано на возможность заключения договоров с предпринимательским риском.

Организации, которые оказывают нефтегазосервисные услуги, как правило, локализуются в ресурсных регионах. На долю Югры в 2006–2008 годах пришлось около 50% от общего по стране объема нефтесервисных работ.

Перечень сигналов административной мотивации содержится в проекте поручений президента. Роль автономного округа мы видим в создании условий для локализации присутствия нефтесервисных компаний, что включает в себя беспрепятственное предоставление офисов и земельных участков, подключение к энергетическим и коммунальным сетям, услугам связи, финансовым и банковским услугам. По сути, речь идет о создании на конкурентной основе технопарков с вовлечением в них как интеллектуального сегмента бизнеса, так и его производственной части: склады, логистика, производственные комплексы».

Дмитрий Медведев дал поручение всем своим полпредам в федеральных округах собрать заместителей губернаторов, ответственных за энергетику и экономику, и обязать их прочитать закон.

Ранее было принято решение, что в каждом бюджетном учреждении должен появиться специальный человек, ответственный за понижение энергопотребления в этом конкретном ведомстве. Однако, как заявила на заседании министр экономического развития Эльвира Набиуллина, это требование проигнорировали 70% ведомств.

«В условиях глобального кризиса много говорят об экономии. Высокие технологии – дорогое удовольствие, но без них мы мало чего добьемся», – сказал президент. Президент подчеркнул, что у топливно-энергетического комплекса имеется хороший инновационный потенциал, причем в отличие от других отраслей здесь сосредоточены и серьезные финансовые средства. И, несмотря на распространенное мнение о консервативности ТЭКа, о его неготовности к инновациям, уже реализуются современные проекты, строятся новые высокотехнологичные предприятия.

До начала заседания комиссии глава государства успел посетить Западно-Сахалинское месторождение, где среди прочего ознакомился с графиком расходов нефтяных компаний на НИОКР. «Сколько смотрю, «Роснефть» выглядит бледнее всего», – заметил он.

Приобское месторождение разрабатывает «Роснефть-Юганскнефтегаз». В 2009 году на этом месторождении была достигнута пиковая добыча нефти – 33,8 млн. тонн. Тогда на этом месторождении было введено в эксплуатацию 380 скважин. Все новые скважины вводятся с гидроразрывом пласта, что позволяет увеличить коэффициент увеличения нефти на 15%. К 2014 году планируется увеличить количество ежегодно вводимых скважин до 500. Всего же добывающий фон составит более 8,2 тыс. скважин.

Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал 8 января 2009 года постановление, которое определяет целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и следующие годы в размере не более 5% от добытого попутного газа. Повышение платы за сверхлимитное сжигание ПНГ начнется с 1 января 2012 года. При расчете к нормативам платы будет применяться дополнительный коэффициент, равный 4,5. Кроме того, с 1 января 2012 года при отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем образования, использования и сжигания на факельных установках ПНГ, значение дополнительного коэффициента принимается равным 6. Федеральный центр изначально ставил задачу довести к 2011 году уровень утилизации попутного нефтяного газа до среднемировых 95% с нынешних 25–30%. Однако нефтяные компании и ряд профильных ведомств высказывали сомнения в возможности соблюдения этих сроков.

Как сообщало ранее Минэнерго, большинство нефтяных компаний подтвердили намерение сократить долю сжигания попутного газа до 5% от общего объема его добычи в 2012 году. Для координации возможностей компаний по использованию и утилизации ПНГ, а также для законодательной поддержки этой работы министерство создало совместную с нефтедобывающими компаниями рабочую группу.

На Западно-Сахалинском месторождении, которое принадлежит компании «Сургутнефтегаз», существует проблема утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). По мнению экспертов, наиболее эффективным методом утилизации ПНГ является его поставка в газотранспортную систему Газпрома. На втором месте по эффективности – малая энергетика. Наименее эффективной и более дорогостоящей, но позволяющей сохранять продукт является закачка ПНГ обратно в пласт. Для решения проблемы в 2009 году была введена в эксплуатацию газо-поршневая электрическая станция, состоявшая из 13 блок-модулей. В 2009 году по Западно-Сахалинскому месторождению выработка составила 48,1 МВт, в 2010 году планируется выработать 60 МВт электроэнергии.

Многие компании не торопятся вкладывать деньги в новые технологии из-за их стоимости и отсутствия стимулов. Глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов предложил отнести затраты на разработку новых технологий, в том числе энергоэффективных, на текущие затраты. На рассмотрение вопроса возможных изменений в налоговом законодательстве президент также выделил один месяц.



Д. Медведев:
– Игорь Иванович, мне бы хотелось уточнить: у нас вообще в правительстве кто занимается темой энергоэффективности? На ком в конечном счете финальная ответственность за этот вопрос? У нас есть какая-то специальная комиссия, которая эти вопросы курирует?
И. Сечин:
– Дмитрий Анатольевич, у нас по отраслевым признакам в принципе все занимаются.

Д. Медведев:
– Все – это, как известно, значит никто.
И. Сечин:
– Но этот вопрос возможно было бы при соответствующем вашем поручении отработать и предложить поручить координирующую роль комиссии по ТЭКу.

Д. Медведев:
– Давайте вот что сделаем. Если есть комиссия по ТЭКу, она у нас называется длинно: по минерально-сырьевой базе и развитию топливно-энергетического комплекса. Минерально-сырьевая база – это часть, по сути, близкая к развитию ТЭКа, и понятно, что если вы занимаетесь
ТЭКом, то занимаетесь и восстановлением минерально-сырьевой базы в конечном счете – если правильно заниматься. А энергоэффективностью никто не занимается на координирующем уровне. Понятно, министерства за этим следят. Поэтому вы поменяйте название комиссии, включите в состав вопросов, которыми эта комиссия занимается, и энергоэффективность и возьмите это под свое крыло. Потому что этим кто-то должен отдельно заниматься в правительстве на уровне заместителя председателя правительства. По всей вероятности, лучше вас эту тему сейчас никто не знает. Займитесь ею.
И. Сечин:
– Есть.

Из стенограммы заседания


рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.