Авторизация
 

Климат-контроль

Климат-контрольДмитрий Медведев провел заседание Совбеза о мерах по предотвращению угроз национальной безопасности в связи с глобальным изменением климата.

В декабре прошлого года была утверждена Климатическая доктрина России, которая предполагает разработку и внедрение госпрограмм по смягчению антропогенного воздействия на атмосферу и адаптацию к его изменениям, прежде всего в Арктике и северных широтах. До 1 октября 2010 года в России должен быть принят утвержденный правительством комплекс мер по реализации доктрины, предусматривающий разработку необходимых нормативных правовых актов.

Открывая заседания Совбеза, президент отметил, что Россия пока существенно отстает от развитых стран в мониторинге и прогнозировании изменений климата. Глава государства обратил внимание на то, что наиболее важный для изучения причин и механизмов климатических изменений Арктический регион по-прежнему недоступен для непрерывных гидрометеорологических исследований. В этой связи Дмитрий Медведев поручил правительству до
1 июня рассмотреть вопрос о создании многоцелевой космической системы «Арктика» и формировании подсистем гидрометеорологического и климатического мониторинга. Кроме того, до 1 июля этого года должна быть утверждена стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года.

– Сегодня заседание Совета Безопасности посвящено целому комплексу вопросов, которые связаны с экологическими, экономическими, социальными последствиями глобальных изменений климата. Конечно, их своевременная оценка и правильная реакция государства должны быть одним из наших государственных же приоритетов.

За последнее время человечество неоднократно за эту проблему бралось, но без какого-то видимого эффекта. Копенгагенская климатическая конференция завершилась, по сути, провалом. Неясны сегодня и перспективы международного соглашения по вопросам климата. Тем не менее мы как ответственное государство будем придерживаться выбранной нами стратегии, а именно развивать и энергоэффективную экономику, и современные так называемые зеленые технологии, создавать современную энергетику, тем самым одновременно сокращая и выбросы углекислого газа в атмосферу. При любых сценариях это выгодно России и с экологической, и с экономической точек зрения. Безусловно, это вопрос нашей национальной безопасности.
На такие подходы сориентирована и Климатическая доктрина России, которая была утверждена в конце прошлого года. В ходе ее реализации были разработаны и внедрены государственные программы, которые призваны смягчить антропогенное воздействие на атмосферу, а также адаптировать ее к тем изменениям, которые происходят в том числе на планете – в Арктике и наших северных широтах. В этом контексте я хотел, чтобы правительство до 1 октября этого года утвердило комплекс мер по реализации доктрины, предусмотрев в нем и разработку необходимых нормативно-правовых актов.

Нам потребуется создать новые финансовые и институциональные механизмы, которые будут действовать, предусматривая стимулы для технологической модернизации предприятий, развивая систему поощрения для тех компаний, которые занимаются модернизацией и добиваются в этом деле существенных результатов. Может быть, нам придется провести корректировку строительных норм и технических регламентов с учетом происходящих или ожидаемых изменений климата. Нам необходимо проверить состояние гражданской и военной инфраструктуры, расположенной в районах со сложными климатическими условиями. И если это будет признано необходимым, то принять меры по повышению их надежности в связи с изменениями климата. Во всяком случае по тем оценкам, которые сегодня есть, деградация многолетней мерзлоты на севере Западной Сибири, а также на северо-востоке европейской территории России потенциально способна вызвать повреждение строений и коммуникаций. Это нужно принимать во внимание даже несмотря на то, что, скажем, ушедшая зима была достаточно нетипичной для последних лет в нашей стране и, наоборот, традиционной для наших климатических поясов.

Исключительно важно иметь современную научно-исследовательскую и прогнозную базу. При этом Арктический регион – и я на это хотел бы отдельно обратить внимание: это наиболее важный для изучения причин и последствий изменения климата регион – по-прежнему недоступен для непрерывных гидрометеорологических исследований. Правительству необходимо в срок до 1 июня рассмотреть вопрос о создании многоцелевой космической системы «Арктика» и формировании подсистем гидрометеорологического и климатического мониторинга.

По-прежнему отсутствует и четкая организация управления исследованиями климата – как фундаментальными, так и прикладными.

Здесь нам необходимы единый центр и единый план научных исследований, включающий в себя прогнозирование угроз национальной безопасности, эффективные рекомендации по адаптации к изменениям климата, причем как в масштабе страны, так и в масштабе отдельных территорий и применительно к отдельным отраслям. Такой план необходимо составить до 1 сентября 2010 года, а до 1 июля этого года – утвердить стратегию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года, определиться с этапами реализации этой стратегии.

Для того чтобы нам участвовать в международном переговорном процессе, крайне важно, чтобы мы действовали скоординированно и чтобы все структуры находились во взаимодействии. Их общая задача – содействовать в выработке глобального климатического соглашения, которое отвечает интересам устойчивого развития России и, естественно, основывается на наших текущих возможностях, а также исходит из тех конкурентных преимуществ, которыми располагает наша страна.

В самое ближайшее время следует принять решение о механизме координации межведомственных усилий, включающих в себя не только мониторинговую, исследовательскую части работы, но и дипломатическую и информационную составляющие.

Нельзя забывать и о том, что климатические изменения могут породить не только физические изменения, изменения в области природной среды, но и межгосударственные противоречия, которые связаны с поиском и добычей энергоносителей, с использованием морских транспортных путей, биоресурсов, с дефицитом водных и продовольственных ресурсов. Уже сегодня приполярные страны предпринимают активные шаги по расширению своего научно-исследовательского, экономического и даже военного присутствия в зоне Арктики. При этом наблюдаются попытки ограничить доступ России к освоению и разработке арктических месторождений, что недопустимо с правовой точки зрения и несправедливо в силу географического положения и самой истории нашей страны.

И еще один момент. Я неоднократно эту тему обсуждал со своими коллегами в ходе встреч «Большой двадцатки» и «Большой восьмерки». Есть так называемая идея превентивных мер развитых стран в области углеродного протекционизма. Такого рода решения, особенно однополярные решения или направленные в адрес конкретной страны или нескольких стран, могут ограничить возможности экспорта для отдельных видов российской продукции на мировых рынках и стать поводом для усиления недобросовестной конкуренции в отношении Российской Федерации. Поэтому нам нужно взвесить, обсудить и предложить такую схему, при которой мы должны совместить и наш вклад в экологическую безопасность, в противодействие изменению климата, с одной стороны, и с другой стороны – сохранить конкурентоспособность нашей экономики по основным для нее экспортным позициям.

Ученые продолжают спорить о глобальных последствиях, связанных с изменением климата. Здесь далеко не все так очевидно, как иногда представляется экологам и людям, которые с достаточно высокой степенью внимания следят за этими процессами. Пока нет единого прогноза и точного сценария этих процессов, что бы кто ни говорил. Но мы обязаны быть готовы к любому развитию событий и использовать это развитие событий на пользу нашей экономики, для того, чтобы укреплять мощь нашего государства, нашей страны и защищать наших граждан от негативного воздействия климатического фактора на их жизнь.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.