Авторизация


 

И о погоде…


Ученые утверждают, что климат скоро будет влиять на экономику всего мира ничуть не меньше, если не больше, чем цены на углеводородное сырье. В числе потенциальных угроз, которые может повлечь за собой глобальное потепление, – обострение борьбы между странами за энергоресурсы. В той же Арктике под отступающими под воздействием климатических изменений льдами открываются месторождения на многие миллиарды тонн нефти, на которые уже устремили свои взгляды сразу несколько государств.


Со времени проведения копенгагенской конференции, омраченной не только полным отсутствием взаимопонимания среди ее участников, но и громким скандалом, получившим звучное название «Климагейт», когда из личной переписки ученых, украденной хакерами с сервера Университета Восточной Англии, мир узнал о том, что группа климатологов сознательно завышала средние показатели температуры, подстраивая статистику под тренд глобального потепления (см. «Энергополис», №12, 2009. – Прим. ред.), позиция России осталась неизменной. Энергоэффективные и так называемые зеленые технологии в любом случае несут выгоды для экологии и уж тем более для экономики страны. Не случайно, что основную часть национальной Климатической доктрины, утвержденной в декабре прошлого года, составляет перечень действий, которые необходимо проводить в стране для повышения энергоэффективности экономики. Перед Россией стоит задача увеличить этот показатель к 2020 году на 40% по сравнению с 2008 годом. Согласно расчетам ученых единица повышения энергоэффективности ведет к снижению выбросов на 1%. Кроме того, в доктрине определяются действия для технологической модернизации и модернизации экономики в целом.

Из самых разных уголков планеты поступают сообщения о наводнениях, селях, цунами и метелях. Таких бедствий на земле с каждым годом все больше, причем зачастую там, где их совсем не ждут: больше всего потепление бьет как раз по таким холодным странам, как наша. Есть ученые, которые утверждают, что потепление на самом деле – первая стадия грядущего гораздо более серьезного похолодания. Несмотря на то что эта российская зима едва ли подтверждает все опасения сразу (таких мартовских морозов, как в этом году – минус 20, Москва не видела больше 30 лет), Россия, по словам президента, должна быть готова к любому повороту событий. Он же говорит о том, что во всей полемике, что развернулась вокруг климата, речь идет о борьбе за энергоресурсы.

Об этом же говорят и многие специалисты, включая министра иностранных дел Лаврова, который называет «странной» международную манеру обсуждения глобального потепления. Есть в ней что-то антинефтегазовое. Очевидно, некоторым странам было бы удобно ограничить именно российский экспорт. Речь – о специальных пошлинах. В Европе и США форсированно переходят с нефти и газа на возобновляемые источники. Это замечательно, это приветствуется всеми поголовно: зелеными, защитниками животных, почвенниками, католиками, протестантами, панками, буддистами и «ныне дикими тунгусами и друзьями степей калмыками», но отнюдь не все понимают, что ветряки и солнечные батареи пока настолько дороги в производстве и обслуживании, что произведенное ими электричество стоит столько, сколько оно стоило бы, если бы нефть продавалась по цене более ста долларов за баррель.

В отличие от нас значительная часть европейцев готова платить больше по счетам, но сохранить экологию. Однако масштабы корпоративного лоббирования таковы, что западные правительства собираются компенсировать свои траты на зеленый сектор за счет внешнего мира.
Инициаторы такой риторики известны – в частности, США. Свою позицию Россия тоже ни от кого не скрывает: создавать новые источники энергии уместно, предлагать забыть о старых как минимум странно. Инициативные инициаторы должны сделать выводы, ведь Россия – еще и один из крупнейших в мире экспортеров леса. Впрочем, США не очень интересно, что там и как в Европе и Азии с русским лесом и лесом вообще.
Президент Медведев снова напомнил: климатическая проблема слишком неоднозначная. Но и здесь нужно уметь делать выводы. Технологическая модернизация страны – приоритет. И климат – хорошая возможность обратить на это государственное внимание.
Виктор Дмитрук



Подробнее об этом после заседания Совбеза высказался министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев:

– Мы крупнейший поставщик леса для целого ряда стран. И у нас, в России, находится около четверти лесных ресурсов планеты Земля. Мы длительное время, скажем так, откладывали введение экспортных пошлин на поставки нашего леса. Другими словами, откладываем запуск механизма, который бы позволил большее количество леса перерабатывать на территории Российской Федерации. Мы это делаем по просьбам наших экономических партнеров. Но если они так будут защищаться от нашей продукции, то вряд ли у нас возникнет необходимость в дальнейшем настолько же внимательно продолжать их защищать. Если возникнут, так скажем, не очень корректные меры, связанные с углеродным протекционизмом, то мы в ответ можем рассмотреть какие-то меры, связанные с экспортом леса.

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.