В связи с семидесятилетием ОАО «Компания «Электромонтаж» председатель совета директоров компании Борис Иванович Коваленко дал эксклюзивное интервью журналу «Энергополис».ОАО «Компания «Электромонтаж» – старейшая российская электротехническая и электромонтажная организация. Как научно-техническое, промышленное и монтажное объединение она возникла на базе предприятий и фирм, родившихся в первое десятилетие ХХ века.
Когда декретом Совнаркома от 28 июня 1918 года были национализированы все крупные промышленные предприятия, в том числе и электротехнические, был организован Электротрест ОГЭП (Объединенные государственные электротехнические предприятия) при ВСНХ с двумя секциями: «Электросила» – на базе национализированных предприятий фирмы «Сименс–Шуккерт» и «ВЭК» – на базе национализированных предприятий Всеобщей компании электричества. Создание в 1918 году Электротреста и можно считать датой зарождения отечественной электротехнической промышленности, проектных и электромонтажных организаций. В 1939 году по постановлению Совнаркома СССР было организовано Главное управление по электромонтажным работам – Главэлектромонтаж (ГЭМ). С гордостью могу сказать, что не было и нет в России человека, связанного со строительством и электротехникой, который не знал бы этого сочетания букв: ГЭМ! В том же 1939 году в составе Главэлектромонтажа были созданы первые шесть электромонтажных трестов: Центроэлектромонтаж в Москве, Севзапэлектромонтаж в Ленинграде, Уралсибэлектромонтаж в Свердловске, Кавэлектромонтаж в Ростове-на-Дону, Южэлектромонтаж в Харькове и Средазэлектромонтаж в Ташкенте. Затем по мере необходимости в связи с плановым развитием регионов России были образованы тресты в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, несколько трестов в Поволжье, в Татарии, Башкирии, в Молдавии и на Кубани. Всего к 1986 году в ГЭМ была создана 21 электромонтажная организация (тресты, в составе которых было более 200 монтажных и пусконаладочных управлений с численностью работающих около 70 тысяч).
На базе проектных подразделений трестов в 1953 году был создан Государственный проектный институт Тяжпромэлектропроект. За заслуги в строительстве предприятий тяжелой индустрии и уникальных сооружений в 1971 году институт с его 10 отделениями по всей стране был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Затем был образован второй специализированный электротехнический институт – Государственный проектный институт Электропроект с центральным производством в Москве и восемью отделениями, в том числе в Горьком, Куйбышеве, Новосибирске и проектными отделами в Иванове и позднее в Саратове. Кроме того, Главэлектромонтаж располагал 17 заводами по производству электрооборудования, электромонтажных изделий и конструкций, электромонтажного инструмента и приспособлений для монтажных и пусконаладочных работ.
В годы перестройки и акционирования предприятий Главэлектромонтаж был преобразован в ОАО «Компания «Электромонтаж». В настоящее время с 2003 года Компанию возглавляет генеральный директор Компании – Евгений Федорович Хомицкий. В последнее десятилетие на базе Компании мы фактически сформировали холдинг: под единым управлением объединен ряд организаций (проектных, монтажных и промышленных). Их руководители и специалисты, принимающие решения, составляют Коллегию Компании. Это 8–10 монтажных организаций, 6 заводов плюс институт – вот такая структурная единица. Получается около 5–6 тыс. человек под единым управлением Компании «Электромонтаж», председателем совета директоров которой я являюсь. Единая структура. Компания «Электромонтаж» проводит исследования рынка работ и услуг, определяет новые направления деятельности ассоциированных с Компанией организаций и предприятий, организует проведение семинаров, экзаменационных комиссий, совещаний руководителей предприятий.
В свое время Компания «Электромонтаж» была участницей создания крупных металлургических комплексов в Индии, Алжире, Нигерии, Иране, Пакистане, Турции, Югославии, практически во всех странах Восточной Европы. Ее специалисты работали в 32 зарубежных странах, в том числе в Швеции, Франции, Италии, Японии, ФРГ. Специалисты и организации Компании «Электромонтаж» отмечены высокими правительственными наградами.
Сейчас крупные электромонтажные подразделения и промышленные предприятия Компании расположены в 19 регионах России. Однако при необходимости все они могут работать и работают в других регионах страны. К чести монтажников-электриков нужно сказать, что организации сумели сохранить своих высококвалифицированных рабочих и специалистов. Хотя общая численность и сократилась в 3 раза. Кризис, конечно, очень сильно подорвал мощь электромонтажного производства. Но мы работаем, хотя и пришлось брать на себя и другие обязательства, другие виды работ выполнять: монтаж автоматики, монтаж специальных систем по пожаротушению, по автоматике, реконструкцию подстанций. Выполняем также работы и по строительству подстанций, и по строительству других энергетических объектов.
Но кризис бьет по нам очень сильно. Конечно, наши предприятия обладают и инженерной подготовкой, определенной базой для строительства. И делают это, безусловно, качественно. И, что самое главное, несут ответственность за произведенные работы всем своим имуществом. Не случайно у нас заключены контракты и выполнены электромонтажные работы на многих объектах: электроснабжение и электроустановки аэропорта в Анадыре, реконструкция Московской кольцевой дороги, реконструкция Минского шоссе и шоссе в аэропорт «Домодедово», Гостиный двор, пансионаты и дворцы спорта, административно-производственное здание МЧС РФ, очистные сооружения в Бутове и Зеленограде, гидротехнические и портовые сооружения в Санкт-Петербурге, Ярославский нефтеоргсинтез, объекты меткомбината «Северсталь» в Череповце, газокомпрессорные станции и другие объекты Газпрома, реконструкция кабельных сетей и объектов электроснабжения в Москве и Московской области, работы по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Я рад, что сейчас появляются СРО – саморегулируемые организации, которые будут нести совокупную ответственность за тех, кто находится в этой гильдии. СРО, как я понимаю, – это гильдия своего рода. Там предусматривается взаимоответственность за выполненные работы. Но к сожалению, когда я говорю о том, что в СРО нужно принимать энергооснащенные, энерговооруженные предприятия с определенным уровнем инженерной подготовки, довольно высокие люди из Минрегиона меня поправляют: «Борис Иванович, вы не в струе с государством работаете, и вы неправильно мыслите. Вы своими замашками создаете условия для того, чтобы не было конкуренции. Вы, самые сильные, хотите выжить, а слабые пусть как хотят. Это не государственная политика. Слабым надо дать возможность работать наравне с вами». Я готов, но наравне, а если предприятия не имеют за собой ничего, кроме желания работать и заработать, не имеют ни определенной инженерной подготовки, ни производственной базы – ничего, то я против, чтобы мы их принимали в СРО. Это ведь вопрос даже не государства. СРО – общественная организация. И мы вольны принимать или не принимать кого угодно. Ориентиры – профессионализм и ответственность людей.
– В вашу коллегию входят руководители заводов. Что вы выпускаете?– Заводы выпускают электромонтажные изделия плюс щиты, пульты и т.д. Но прежде всего электромонтажные изделия, включая электромонтажные инструменты. И сотрудничают с мировыми фирмами: «Шнайдер», «Сименс». Собирают их оборудование, шкафы, щиты, ячейки и т.д. Старый Оскол активно работает в этом направлении.
Вообще Компания «Электромонтаж» производит и поставляет изделия более 2000 наименований – и вновь разработанные, и модернизированные. Это абсолютно современные изделия, соответствующие требованиям российских и международных стандартов.
Мы берем на себя проектирование, комплектацию оборудованием и материалами, монтаж, наладку и ремонт силовых электроустановок и слаботочных систем управления и связи, противопожарных и охранных систем в общественных зданиях.
Кроме того, «Электромонтаж» – разработчик норм и правил устройства электроустановок.
– Какова сегодняшняя перспектива роста Компании?– Не хочу быть пророком. К сожалению, кризис захватил в объятия и электромонтажников. Поэтому прогнозировать сложно. Год назад наши и электромонтажники, и заводчане прирастали объемом 25–30% ежегодно. А некоторые даже и более того. И до 40% доходило. И так ежегодно, на протяжении ряда лет начиная с 2000 года. Общий объем у нас был около 6 млрд. Сегодня все сложнее. Все-таки мы очень тесно связаны со строителями. Как на строительстве поднимается экономика развивающихся стран, так и в кризисной ситуации, когда кризис поражает финансовую систему, прежде всего страдает базирующийся на инвестициях строительный комплекс. Поэтому мы, конечно, чувствительно пострадаем от ударов кризиса. И строймонтаж, и промышленность могут потерять до 25–30% своих объемов.
– А как внедряются ваши новые разработки, новые приборы? – Сложно. Нужна добрая воля заказчика. И нужно нести определенные затраты для того, чтобы заказчик поверил. Мы вот, например, с кабельными муфтами вели исследовательские и конструкторские работы и продолжаем вести уже лет шесть, наверное, затрачивая на это средства. Продвигаем, ставим опытные экземпляры, своих монтажников обучаем. Доказываем, что наши муфты работают лучше. Но должно пройти время, в нас должны поверить. Мы провели несколько десятков курсов по обучению персонала. Сейчас мы вместе со швейцарской фирмой работаем над огнестойкими муфтами: чтобы муфта выдерживала температуру 750 градусов в течение трех часов. Я надеюсь, что через год-два такую муфту мы сделаем. Это надо для высотного строительства: предположим, пожар, все горит, а кабель стоит. Бе-
зопасность – проблема номер один. У нас до определенного момента не было кабеля с определенным временем стойкости от пожара. Сейчас, слава богу, НИИКП разработал этот кабель, и он уже производится на «Камкабеле». Это огнестойкий кабель. А еще недавно мы покупали его за рубежом. Субсидировали промышленность западную.
– Где и как вы подбираете кадры, каков процент молодежи в ваших подразделениях?– Проблема профессионального обучения не так давно была поставлена на уровне правительства. Профессиональная подготовка кадров в свое время, особенно в нашем министерстве, была на уровне. У нас были ПТУ, были учебные комбинаты, техникумы. До уровня техникума в министерстве мы учили своих людей сами. Сегодня, к сожалению, все техникумы, колледжи, училища, все учебные комбинаты, которые остались, учат всему чему угодно, но только не электромонтажному, монтажному производству. Поэтому стараемся готовить кадры на местах. Компания «Электромонтаж» организует курсы и по подготовке кабельщиков, и по подготовке бригадиров, и по обучению работников среднего звена. Вообще-то это государственная задача. А то вот так получилось, что в охранники люди идут с большим удовольствием, чем в электромонтажники. Мы сами берем студентов из институтов. У меня самого и в Компании тоже работают финансисты и бухгалтеры, выученные нами. И в институт, к Геннадию Акимовичу Толасову, студенты идут, учатся квалифицированно проектировать электроустановки, но ведь всегда найдется работодатель – энергетики, например, – у кого зарплата в 2-3 раза выше, чем в строительном комплексе. Кроме того, монтаж – работа физически трудная.
– Электрик – это престижная профессия.– Она была престижной, было, я бы сказал, какое-то энергетическое братство, правда? Но вообще престиж технических профессий в последнее время значительно снизился. На грани 90-х годов из лабораторий, из Академии наук, из институтов Академии наук, других научных учреждений вся более-менее активная, деятельная молодежь, тысячи, даже десятки тысяч молодых инженеров, кандидатов наук ринулись зарабатывать деньги. Потому что как раз там, где они работали, денег не стало. Вот это, я считаю, очень большой трагедией в научно-техническом, интеллектуальном развитии нашего общества.
– Как вы определяете перспективы для своих предприятий? Как вы видите их контакты с губернаторами? С планами развития регионов? При стратегическом планировании без планов развития региона не обойтись.– Я хочу отметить, что местные органы стали умнее. Они не берут, как раньше, массу объектов, которые, бывало, не достроив, бросали, потому что приходилось переходить на другие объекты и т.д. Сегодня в этом плане порядок, все прекрасно понимают, что нужно объект вначале сдать, чтобы он приносил прибыль, потом следующий объект строить и т.д. Замораживание объектов, учитывая сегодняшний кризис, конечно, произошло.
Но у нас есть очень грамотные экономисты. Мы создали определенный запас. Конечно, сказать, что мы знаем все рецепты, – это значит обмануть. Сказать, как гуру, как надо работать, что делать, чтобы избежать последствий кризиса или в то время, когда кризис закончится, – нет, я не могу этого сказать.
– Но тем не менее те люди, которые работают у вас, смотрят на вас снизу вверх, как на гуру. И ждут от вас решений, ясных подходов. Заканчивая наш разговор, что бы вы пожелали тем людям, которые будут читать это интервью? Тем, кто работает на монтаже, у станка, на стройке...– Я желаю всем коллегам мужества. И терпения. И здорового оптимизма. И еще: надо уметь гордиться своей профессией, которой ты служишь. И если серьезно заниматься, совершенствоваться, то в нашем энергетическом деле пределы роста не ограничены. Энергетика – одна из самых прогрессивных, наукоемких профессий.