Авторизация
 

Знаковое событие для атомной отрасли

Знаковое событие для атомной отраслиНа пирс Соснового Бора доставлено уникальное оборудование для первого энергоблока Ленинградской АЭС-2, призванное обеспечить высочайший уровень безопасности окружающей среды – так называемая ловушка расплава. Генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком проекта ЛАЭС-2 выступает инжиниринговая компания ОАО «СПбАЭП».

По словам директора ОАО «СПбАЭП» Леонида Резникова, специально для транспортировки ловушки расплава, общий вес которой составляет более 800 тонн, в Сосновом Бору была создана дополнительная транспортная инфраструктура: построен пирс (его размеры – 100 метров вдоль линии моря и 70 в глубину), сооружен технологический мост через реку Коваш, который может выдерживать нагрузку в 420 тонн, отремонтированы дороги и др.
Предстоящий монтаж ловушки расплава – знаковый этап в ходе строительства ЛАЭС-2. Без ее установки невозможно идти дальше и продолжать сооружение «ядерного острова». Затем следует монтаж (бетонирование) двухслойной гермооболочки. Сложнейшая технологическая операция по монтажу ловушки расплава продлится 5-6 месяцев. В целом все работы по строительству первого энергоблока ЛАЭС-2 выполняются в соответствии с графиком.






Григорий Нагатинский, председатель подкомиссии по атомной энергетике Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации РФ так прокоментировал это событие:
Начало монтажа ловушки расплава – событие не только ключевое для всего хода строительства первой очереди Ленинградской АЭС-2, но и знаковое для атомной отрасли. На наших глазах претворяется в жизнь проект самой безопасной АЭС в мире на сегодняшний день.

Напомним, что еще до начала проектирования ЛАЭС-2 перед российскими специалистами из санкт-петербургского «АтомЭнергоПроекта» стояла задача представить проект, полностью отвечающий не только нормативам российской научно-технической базы, но и максимально учитывающий рекомендации МАГАТЭ.

Поэтому система безопасности, предусмотренная проектом строительства Ленинградской АЭС-2, получилась уникальной по своей сути – подобной нет ни на одной из действующих АЭС в мире. В числе усовершенствований появились: двойная защитная оболочка реакторного зала (контайнмент), ловушка расплава активной зоны, расположенная под корпусом реактора, а также пассивная система отвода остаточного тепла.

Необходимо отметить, что ловушка расплава – это разработка российских проектировщиков и конструкторов. Впервые она была установлена на Тяньваньской АЭС, которая была пущена в эксплуатацию в 2007 году. Ловушка представляет собой металлическую конструкцию общим весом более 800 тонн, которая в случае запроектной аварии обеспечивает подкритичность расплава и не дает ему возможности попасть в окружающую среду.

Важно и то, что заказ на изготовление ловушки получил Балтийский завод. Тем самым атомная отрасль поддержала тяжелое машиностроение в экономически непростой период. Такая высокотехнологичная отрасль, как атомная энергетика, вполне заслуженно становится сегодня одним из локомотивов развития экономики.

Если говорить о ходе строительства ЛАЭС-2, то монтаж ловушки расплава – это тот этап, без преодоления которого двигаться дальше будет просто некуда.
Особенно важно, что заказ на изготовление ловушки расплава стоимостью около 300 млн рублей был размещен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в период кризиса. Тем самым атомная отрасль оказала достойную поддержку отечественной машиностроительной промышленности в трудный период.



Проект сооружения ЛАЭС-2 входит в Долгосрочную программу деятельности госкорпорации «Росатом» на 2009–2015 годы, реализация которой позволит повысить долю генерации атомной энергии в России с нынешних 16 до 25%. Государственный контракт на строительство двух первых энергоблоков ЛАЭС-2 был заключен 14 марта 2008 года и состоит из выполнения проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также включает в себя поставку оборудования, материалов и изделий. Электрическая мощность каждого энергоблока типа ВВЭР определена в 1198 МВт, теплофикационная – 250 Гкал•ч. Расчетный срок службы ЛАЭС-2 – 50 лет, основного оборудования – 60 лет. Ввод в действие первого энергоблока ЛАЭС-2 запланирован на 2013 год.


Устройство локализации расплава (ловушка расплава) – это устройство, заполняемое специальным, так называемым жертвенным материалом, которое позволяет нивелировать в случае возможной тяжелой аварии опасное воздействие расплавленного топлива и не дает ему возможности выйти за пределы корпуса УЛР и попасть в окружающую среду.

Еще одна очень важная функция УЛР – обеспечение подкритичности расплава. Расплавленное топливо и обломки элементов конструкции реактора находятся в таких условиях в корпусе УЛР, при которых невозможно образование цепной реакции.
УЛР – своего рода последняя гарантия безопасности станции для окружающей среды в случае, если все многочисленные системы безопасности вдруг не сработают.

Ловушка расплава разработана российскими проектировщиками и конструкторами в 2004 году. Впервые установлена на самой современной в мире на сегодняшний день Тяньваньской АЭС (Китай), которая была спроектирована СПбАЭП и пущена в эксплуатацию в 2007 году.


Вес ловушки расплава более 800 тонн.

Согласно предварительному плану работ первой будет установлена чаша, вес которой составляет 152 тонны. После этого в чашу будут помещены пять кассет, предназначенных для нейтрализации расплава активной зоны. Общий вес кассет – 144 тонны. Следующей будет смонтирована тепловая защита фланца ловушки, вес которой составляет 59 тонн. Затем – площадка обслуживания, общий вес которой составляет 68 тонн. А самыми тяжелыми частями ловушки станут ферма-консоль (155 тонн) и нижняя плита ловушки (166 тонн).
рейтинг: 
  • 5
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.