Председатель совета директоров ОАО «Опытный завод «Гидромонтаж» Сергей Казаков рассказал о том, что завод, которым он руководит, работает в штатном режиме и не собирается снижать обороты.
Хорошее расположение – это то, что нам досталось в наследство. Одно из трех преимуществ. Второе преимущество – развитая транспортная структура. Рядом с заводом несколько федеральных автомобильных трасс и железная дорога, без которой крупнотоннажное производство не может существовать в принципе. Наш завод – это бывшее предприятие среднего машиностроения, поэтому здесь очень хороший, очень квалифицированный кадровый состав, начиная от конструкторов и заканчивая сварщиками. Мы неплохо расположены, это наше большое достоинство. Есть хорошие заводы на окраине России, но туда никто не доедет, а в Москву съезжаются все.
– Судя по сайту и той продукции, которая лежит на складах, у вас многопрофильное производство.– Мы делаем металлоконструкции от самых простых типов, таких как дорожные ограждения, до эксклюзивных, как металлоконструкции для активной зоны адронного коллайдера.
Конечно, нам выгоднее выпускать продукцию серийную, серия определяет экономику. Можно сделать какую-нибудь сверхконструкцию, допустим, когда был чемпионат мира по биатлону в Ханты-Мансийске, мы там памятник сделали из нержавейки. Но второй раз памятник такой никто уже строить не будет, правильно? Основной ориентир – серийность. Итак, первое направление – многогранные опоры. Прежде всего опоры воздушных линий электропередачи, далее телекоммуникационные башни, осветительные опоры, затем всякое мачтовое хозяйство: на стадионах прожекторные мачты, в аэропортах. Вот сейчас стадион «Динамо» реконструируют, хочу съездить, кусок забрать, потому что прожектора на «Динамо» – это наши старые, еще из решеток. Теперь уже делаем многогранные. Далее контактная сеть железных дорог. Очень большие объемы могут быть, потому что ежегодно десятки тысяч опор контактной сети только меняется. Это без нового строительства. Ну и всякие эксклюзивы вроде канатной дороги на Эльбрусе и так далее, так далее.
Затем то, что мы условно называем дорожным блоком. Что туда входит? Мосты.
– Вы способны построить мосты любого масштаба?– Да, мы же сертифицированы! У нас, по-моему, лицензия № 16.
Кроме того, мы выпускаем гофротрубы, и таких производств очень мало. В России масса мелких мостов, масса. В любой дороге необходимы трубы для водопропусков, мосты, пешеходные переходы, разъезды всевозможные. Гофротрубы – очень хорошая вещь. Мосты и переходы разного рода из них очень быстро сооружаются. Пример: на Минском шоссе ремонтировали мост. Приехали к нам 29 августа. Мы, говорят, не успеваем сделать реконструкцию моста. До Нового года срок, иначе обрежут финансирование со всеми вытекающими последствиями. А приехали заказчики к нам 29 августа. Теперь слушайте внимательно: 9 октября мост был сдан в эксплуатацию. Вы понимаете? Сделали гофротрубу, арку, затащили под мост, забетонировали, и никаких вопросов. Вот такое дорожное направление и плюс подпорные стенки. Подпорные стенки – очень интересная тема, они тоже очень быстро монтируются. Подпорными стенками любые оползни вдоль дорог, размывы водохранилищ, полотно железных, шоссейных дорог можно ограничивать. Не требуется квалификация на сборке, завоз материалов элементарный, грунт используется местный.
Сюда же, к дорожному направлению, мы относим и дорожные ограждения, которых мы выпускали до 5000 тонн в год. Сейчас меньше выпускаем, это не очень выгодная продукция: во всяких мастерских делают эти ограждения на коленке, стараются демпинговать. А мы делаем очень качественную продукцию и не собираемся цены снижать. Мы дорогой завод. Мы делаем хорошие вещи и не стремимся снижать цены.
Третье направление – изготовление емкостного оборудования.
Мы сертифицированы для больших объемов под нефтепарки на промыслах. Там 2 000, 5 000, 10 000 кубометров –
стандартные емкости. Но и маленькие емкости тоже делаем. Например, на любых заправках подземные емкости, где хранится бензин, дизельное топливо и так далее. Shell, British Petroleum нам заказывали, ЛУКОЙЛ и другие наши компании постоянно нефтяные емкости заказывают. К основной продукции мы относим и масляные баки для трансформаторов.
И четвертое, традиционное направление завода – металлоконструкции для зданий и сооружений. Грузовой терминал «Внуково» – наши металлоконструкции. Магазин «Икея», «Тойота-центр», многие высотные здания в Москве…
– У вас полностью компьютеризировано производство.– Естественно! У нас установлено самое современное оборудование. Мы закупили зарубежное оборудование. Подходите к нему с диском или с флешкой, все программы загрузили, кнопку нажали, и процесс пошел. И мы уже не можем половину делать как у них, а половину по-нашему, кувалдой – это разрушает весь процесс. Поэтому дорогущие закупки оборудования делаем без сожалений. Это себя оправдывает. И потом хорошие производители оборудования – не важно, наше или импортное, – берут его на обслуживание. Я не занимаюсь ремонтом. Я забыл про это.
– Как бы вы себя оценили по сравнению с западными заводами?
– Мы ничуть не хуже, ничуть не хуже. У них просто больший опыт, они гофротрубами и многогранными опорами занимаются десятки лет, накоплена большая информационно-технологическая база. Но они мало делают нового. Для нас большим толчком, например, была «Целевая программа ФСК по ускоренному внедрению многогранных опор на строительстве ЛЭП». В одиночку с такой задачей не справиться. Были подключены хорошие проектные институты. А завод в этой программе изготавливал опытные образцы и испытывал это все хозяйство. Вообще, целевая программа – это значительный шаг, сделанный в нужном направлении: экономия средств на строительстве линий уже многократно перекрыла те расходы, которые на целевую программу были затрачены. Но это только начало. Потому что конструктора у нас ничуть не хуже, чем на Западе, реагируем мы тоже очень быстро. Через два-три года, когда мы накопим необходимый опыт, мы вообще их опережать будем, сто процентов! И потом мы привыкли к работе в наших условиях, когда можно сделать что-то в кратчайшие сроки, можно подождать с оплатой. Западники же так не работают. Будь добр предоплату, потом выставят три месяца срок на изготовление, а у нас ведь, что душой кривить, все надо вчера. Если человек пришел с деньгами, он требует все вчера или в крайнем случае сегодня. Мы идем на такие условия, а западник не пойдет.
– Какие наиболее перспективные направления в ближайшие время вы будете разрабатывать?– Мы будем продолжать развивать в первую очередь опорное хозяйство и подпорные стенки. Линии электропередачи. Сейчас у нас готовятся к испытаниям опоры на 500 кВ. От 10 до 330 уже испытаны и построены линии. А будет пятисотка, затем, возможно, семисотпятидесятка… Кстати, пятисоток строится даже по срезанным инвестпрограммам очень много. Это массовая продукция, и тоже, на наш взгляд, конструкция очень успешная. Мы работаем с МЭСами, с МРСК, и очень много заказов, кстати говоря, от непрофильных, скажем так, предприятий. Например, строим на Сахалине. Линия проложена в районе с очень сильными ветрами и сильным гололедом. Строим на севере Красноярского края. Строим и линии передачи, и мосты из гофротруб. Очень много проектов связано с обеспечением Сочинского региона.
– Вы связаны сейчас с двумя мощными проектами: «Сочи» и «Сахалин». – Оба эти района – и Сочи, и Сахалин – характеризуются очень сильным ветром и очень большим гололедом. По нормативным документам он называется «седьмой-седьмой» район. Для сравнения: ветер и гололед в Московской области – это «второй-второй» район. Если во втором районе стенка гололеда 15 мм, а к каждой следующей градации добавляется по 5 мм, то посчитайте, получается, 35 мм стенка гололеда. И конечно, очень сложные конструкции. Все слышали про Новороссийск, бора знаменитая новороссийская. Когда все обледеневает, корабли переворачиваются и так далее. Поэтому и опоры непростые, конечно. И все надо быстро, все нетривиальное, нагрузки большие очень из-за климатических условий, ограничения – там же кругом заповедники, леса. Ну, Сочи есть Сочи, правильно? Не в Западной Сибири в болоте строим, где земля ничего не стоит, в Сочи все-таки побережье, за землю – бешеные деньги. Но мы там работать можем. Почему? Потому что у нас хорошие конструкторские кадры. У нас есть типовые опоры, которые уже прошли испытания, так что подработать ее на более сложные условия: толстый, тяжелый провод, большой гололед с ветром – в зависимости от сложности поставленной задачи можно за срок от двух дней до двух недель! И в работе уже новая опора. Производство все автоматизировано, поэтому мы очень быстро реагируем на запросы. И наука двигается…
Очень много работаем с нефтяниками. Они строят свои линии, ведь промысел – это огромная территория. Вот, например, Ванкорская группа месторождений. Только первая очередь там тридцатипятка в габаритах 110, и, по-моему, 180 км надо построить. Это внутри промысла промысловые линии. На Сахалине 50 км строим в сложнейших условиях. Это тоже линия нефтяников.
Очень много работаем с золотопромышленниками: наши опоры легко доставляются, просто монтируются, а рудникам, карьерам всевозможным нужно энергообеспечение.
– Ваши опоры можно доставлять вертолетом… – Так и доставляли на север Красноярского края, под Игарку, очень многое доставлялось вертолетом. А куда деваться было? Сейчас же климат меняется. Раньше зимник в ноябре-декабре всегда работал, по нему и шли. А когда эту линию начинали, уже после Нового года сидим, разговариваем: 200 км до объекта техника не дошла. Болото не замерзло. Что делать? Хорошо, одна опора стодесятка весит 2 тонны, и нет проблем довезти. Дорого, конечно, но если уж ничего другого не получается, то и завезем.
– На ближайшие перспективы как вы смотрите? – Мы, конечно, ощущаем кризис, не буду кривить душой. Но вот у нас сегодня этап – полгода, и первые полгода мы идем по графику прошлого года, у нас нет снижения. Сколько тонн выпускали, столько тонн и выпускаем. Но в предыдущие-то годы у нас рост был, а сейчас нет роста. То есть нельзя сказать, что мы бедствуем в кризис, но не развиваемся. Строительство нового завода идет вяло. Потому что деньги-то есть, можно его построить и кредит дадут банки сейчас…
– Но неизвестно, будут ли объемы?– Здесь же в чем дело? Вся продукция, которую мы выпускаем, – это элементы каких-то инвестиционных программ. Если инвестиционные программы урезаны, будь то дорожное строительство, строительство ФСК, строительство Холдинга МРСК, то и потребность на нашу продукцию снизилась. Я ж не колбасу произвожу, которую каждый день едят. Мы производим материальные составляющие инвестиций. Поэтому рост начнется, когда начнется рост капитальных вложений. Кризисы приходят и уходят, но они не останавливают развития. Генеральная схема развития страны или отрасли, в принципе, остается той же самой. Корректируются сроки, объемы, но принципиально схема не меняется. В этом и есть залог уверенности в нормальном развитии нашего производства.