Авторизация
 

Энергетического чуда в США не произойдет

Энергетического чуда в США не произойдет
Одна из основных причин кризиса в энергоснабжении американской экономики ? быстро растущий дисбаланс повышенного внутреннего спроса и имеющегося рентабельного предложения.


Кризисная ситуация в американской энергетике

Через тридцать с лишним лет после первого антизападного нефтяного эмбарго арабских стран США снова оказались перед угрозой мирового структурного кризиса энергоснабжения. В связи с этим переход на альтернативные виды топливных ресурсов, не связанные с все более ненадежными и дорогостоящими зарубежными источниками (а также экономия обычных видов топлива) сегодня имеет для американцев огромное значение. Вообще говоря, прогнозы Министерства энергетики США не утешают: реальный, хотя и незначительный, рост практического применения возобновляемых энергетических источников ожидается лишь после 2020 года. Продолжать его сдерживать будут как высокая стоимость нового вида топлива, так и большие затраты на дорогостоящее оборудование.

Наибольшее практическое значение для США имеют сегодня не вполне рентабельные нетрадиционные углеводородные ресурсы, которые включают сверхтяжелую нефть и природный битум, а также дополнительные жидкие топливные продукты, получаемые из угля и природного газа, нефтеносных сланцев, песков и прочих нефтесодержащих горных пород. Потенциальные американские запасы одних только топливных сланцев составляют не менее 1900 млрд. баррелей в нефтяном эквиваленте. Их наиболее ценные разведанные запасы превышают 130 млрд. баррелей.


Эволюция энергетической программы республиканцев

С самого начала своего правления президент Буш последовательно выступал за стимулирование деятельности американских добывающих компаний на собственной территории, а также поддерживал строительство новых крупных угольных электростанций и модернизацию действующих АЭС и обещал увеличить федеральную помощь компаниям в случае освоения ими новых энергетических технологий.

В качестве кардинальных инновационных шагов в 2003 году президент США предложил использовать в будущем водород в качестве автомобильного топлива и поддержал дополнительные налоговые скидки при покупке новых автомобилей, работающих на всех альтернативных видах горючего.

Впрочем, водородные проекты быстро отошли на второй план, уступив место более реалистическому проекту ? программе промышленной эксплуатации ранее недоступных предпринимателям месторождений нефти и газа в заповедных природоохранных зонах на Аляске, в районе Скалистых гор и на обширных территориях штатов Юта и Колорадо.

После напряженных обсуждений Конгресс одобрил в августе 2005 года новый федеральный закон "Об энергетической политике", который позволяет увеличить разведанные внутренние запасы нефти, природного газа, активизировать их эксплуатацию и повысить выработку электроэнергии, а также предусматривает предоставление в течение десяти лет различных льгот и субсидий, эквивалентных примерно 14,5 млрд. долларов.

Конечные потребители энергии получили право на предоставление налоговых субсидий при установке дополнительной теплоизоляции стен, энергосберегающих окон и солнечных нагревательных панелей, а также при покупке транспортных средств, работающих на смешанных видах топлива.

Крайне неприятным для США стало динамичное развитие экономических отношений между Китаем и Саудовской Аравией, включающее растущую военную помощь со стороны Китая и ответное предоставление ему концессий на разведку нефтегазовых месторождений. По состоянию на 2005 год на долю Саудовской Аравии приходилось уже 17 процентов импортируемой Китаем нефти, а китайские и саудовские компании подписали соглашения о совместной эксплуатации месторождений и строительстве крупных нефтеперерабатывающих заводов. Такое развитие событий свидетельствует о том, что дальнейшее сохранение американского контроля над ближневосточной нефтью отнюдь не гарантировано.

Весьма опасными для американских энергетических интересов стали и совместные проекты Китая с Канадой и Венесуэлой. По оценкам канадского Министерства природных ресурсов, уже через несколько лет одна четвертая часть объема нефти, которую Канада сегодня поставляет в США, возможно, будет попадать в Китай, становящийся все более крупным инвестором для канадских добывающих отраслей.

Еще один ощутимый удар по энергетической политике Вашингтона нанесла ведущая страна - экспортер высококачественной нефти в Западном полушарии - Венесуэла. Из всех стран Латинской Америки у нее сложились самые близкие экономические отношения с Китаем, в результате чего Каракас также планирует резко увеличивать поставки нефти по китайским контрактам.

В соответствии с "Передовой энергетической инициативой", впервые объявленной в ежегодном послании Конгрессу о положении в стране 31 января 2006 года, президент Буш выдвинул в качестве первостепенной национальной задачи на последующие пятнадцать лет кардинальное снижение зависимости США от внешних источников энергоснабжения. На этот раз на базе таких проектов, как технологии чистого энергетического угля, рост использования солнечной и ветровой энергии, перевод автомобильного парка на альтернативные виды горючего и повышение его топливной экономичности.

Эта программа была дополнена разделом о качественной перестройке коммунального энергоснабжения на основе увеличения использования природного газа и атомной энергии, а также конкретной целью сокращения к 2025 году на 75 процентов объема импортируемой из стран Ближнего Востока нефти. Новые энергетические технологии, ассигнования на которые было предложено увеличить, должны в указанной перспективе заменить до 15 процентов иностранной нефти.

Буш также заявил о планах Вашингтона создать новые атомные реакторы и технологии совместно с Россией, Францией и Японией в рамках дополнительной инициативы "Глобальное партнерство по ядерной энергии".


Динамика энергопотребления в американской экономике

В настоящее время на экономику США в целом приходится около 25 процентов всего мирового энергетического потребления, что приблизительно соответствует суммарному энергетическому балансу России, Китая, Индии, Южной Кореи и Бразилии вместе взятых.

В 2004 году на все виды энергетического сырья было затрачено 870 млрд. долларов, или 7,4 процента ВВП; в 2005 году в связи со стремительным ростом цен на энергоносители эти расходы составили уже 1,1 трлн. долларов, или 8,6 процента ВВП. Особенно быстро росли затраты на импортную нефть. В структуре совокупного первичного энергопотребления США на долю всех традиционных видов минерального топлива все еще приходится 86 процентов.

К 2030 году предполагается ввести в строй новые электростанции суммарной мощностью 346,6 гигаватт, в том числе: за счет строительства новых энергоблоков на угле - 13,9%, природном газе - 11,2%, атомной энергии - 0,5% и на возобновляемых источниках - 2,1%. В результате дальнейшего роста цен на нефть предполагается примерно двукратное снижение доли энергетических установок, использующих топливный мазут; вклад остальных видов электрогенерации, скорее всего, сохранится неизменным.

По оценкам Совета экономических консультантов при президенте США, подорожание импортной нефти на каждый доллар за баррель вызывает в американской экономике дополнительные прямые ежегодные затраты не менее чем на 4,5 млрд. долларов, а рост цен на каждые 10 долларов приводит к сокращению темпов прироста ВВП страны в среднем на 0,4-0,5 процента.

Еще более серьезный экономический ущерб связан с накопленными суммами сопутствующих прямых и косвенных потерь от импорта нефти. Данные специального исследования национальной энергетической лаборатории в Окридже показали: затраты на импорт нефти и инициированные ими потери ВВП с 1970 по 2000 год составили 7,1 трлн. долларов в ценах 2000 года. Эта сумма намного превышает общие затраты на все войны, которые США вели за всю свою историю. Наиболее опасным следствием такой политики оказалось поступление 1,16 трлн. долларов в арабские нефтедобывающие страны для оплаты поставок нефти, поскольку в конечном счете это способствовало усилению исламского экстремизма и формированию мощных международных террористических группировок.

Буш в своем ежегодном выступлении "О положении в стране" в январе 2006-го выдвинул в качестве основной цели сокращение к 2025 году нефтяного импорта из стран Ближнего Востока не менее чем на 75 процентов, преимущественно путем внедрения принципиально новых технологий. Также позднее он официально объявил о выдвижении новых расширенных энергетических инициатив, которые предусматривают увеличение на 22 процента объемов финансирования исследований в области новых источников энергии по линии Министерства энергетики.

Сегодня главной задачей модернизации автотранспорта в США является постепенный переход к новым типам топлива для двигателей внутреннего сгорания, которые бы производились из биомассы и прочих возобновляемых источников энергии. Это предполагает освоение экономически эффективного производства топливного этанола и дизельного топлива не только из зерновых сельскохозяйственных культур, но и из травянистых растений и древесной целлюлозы. На повестке дня также создание более дешевых и емких аккумуляторных батарей для гибридных и электромобилей и разработка доступных для населения транспортных средств, работающих на водороде.

Второй задачей президентской энергетической политики объявлена диверсификация источников энергетического снабжения жилых и производственных зданий с целью снижения быстро растущего спроса на природный газ и стабилизации цен на него. Для этого предполагается использовать новые технологии сокращения объема загрязняющих отходов при сжигании угля, а также увеличить долю атомной, солнечной и ветровой энергии в коммунальном энергоснабжении.

Буш заявил о планах создания новых атомных энергетических реакторов и технологий совместно с Россией, Францией и Японией в рамках "Глобального партнерства по ядерной энергии". С точки зрения США, главной целью такого многостороннего сотрудничества, на развитие которого в федеральном бюджете выделено 250 млн. долларов, должно стать предотвращение создания ядерного оружия в странах третьего мира. При этом США и Россия смогли бы поставлять для АЭС в развивающихся странах обогащенный уран и вывозить отработанное ядерное топливо для утилизации его на российской территории с тем, чтобы радиоактивные отходы не попадали в руки террористов. Такой подход вполне соответствует недавней российской инициативе по созданию международных ядерных центров замкнутого цикла, предоставляющих услуги по обогащению урана, переработке ядерных отходов и подготовке специалистов.


Макроэкономические прогнозы американцев:

при ожидаемом уровне бюджетных затрат на энергетические программы в диапазоне от 20 до 30 млрд. долларов на протяжении последующего десятилетия США будут вынуждены в значительной степени по-прежнему опираться на импортные поставки нефти и природного газа.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.