Что мы знаем о соколиной охоте? К сожалению, сегодня практически ничего. Помним, что это дело царское - спортом таким, к примеру, увлекался царь Алексей Михайлович. Особенно продвинутые извлекут из недр сознания название "Урядник сокольничьи пути" - такую книжку написал отец Петра I, чем и прославился. Пробел в образовании вполне закономерен - без царей соколиная охота в отечестве умерла, и традиции ее практически полностью утеряны. А между тем соколиная охота - исконно русское дело. Это вам не пейнтбол какой-нибудь.
Классическая соколиная охота выглядит следующим образом. По полю бегут собаки и ищут дичь. Перепуганные птицы выскакивают из травы. Охотник пускает сокола. Если птица адекватна, она хватает добычу и убивает ее. Далее сокол, спрятавшись где-нибудь в траве, начинает потихоньку ощипывать добычу. Это момент ответственный - необходимо найти хищника и отобрать птичку, обменяв ее на сырое мясо. В противном случае охотник не только может потерять будущий экспонат своей зоологической коллекции, но и лишиться самого сокола: наевшись, он улетит на ближайшее дерево и не слезет оттуда минимум до следующего дня (в худшем случае птица и вовсе будет потеряна). В царские времена на этом погорело немало сокольников. Почти что в прямом смысле слова.
На первый взгляд даже не поймешь, в чем прелесть охоты. Только и нужно, что отпустить в нужный момент птицу. На самом же деле азарт на соколиной охоте прошибает отменный. Ведь не всегда соколу удается взять добычу. Он может "не пойти" или просто устать. Но и полет сокола сам по себе - это почти опера, зрелище для эстетов.
Возрождение соколиной охоты - дело многотрудное. Ведь сокола можно только приучить. Приучить не бояться человека, садиться на руку, охотиться. Причем "создать" настоящего охотника совсем не просто, на это уходят многие месяцы каждодневной работы (иначе общение со своенравной птицей не назовешь). Приручение сокола - процесс непрерывный. Сокольник должен каждый день проводить с птицей несколько часов. При этом никогда не настает такой момент, когда можно расслабиться и поставить точку. Даже недельный перерыв может оказать фатальное воздействие на психику подопечного.
Сейчас традиции русской соколиной охоты постепенно начинают возрождаться: в основном вокруг двух столиц - Москвы и Петербурга. Растет и число энтузиастов, которые осваивают эту сложную науку. Хотя пока сокольничьих групп, "делающих" охоту, очень мало. Как правило, их "клиенты" - обычные охотники, которым уже изрядно поднадоел "ружейный" вариант. В большинстве случаев такая охота проводится по упрощенному сценарию - без лошадей и собак. Дичь запускается на поле заранее (обычно это фазаны), а выгоняют ее сами организаторы досуга. Далее по сценарию. Конечно, только этим сафари ограничиться не может. Вокруг охоты строится другой досуг - выезд на природу, баня и прочие увеселения.
В конце концов, сфера досуга постоянно развивается. Осенью для дайвинга не сезон, от пейнтбола болит "израненное" тело, а для прогулок на самокате имидж не тот. Что же остается активному и благополучному человеку? Волей-неволей начнешь вспоминать отечественную историю. Кому неохота по-царски проводить выходные?
Соколиная охота за рубежомВ наши дни в унылой аристократичной Европе соколиная охота - досуг привычный. По крайней мере, для тех, кто все еще носит запонки и ездит верхом на собственной лошади. Но еще больше этот вид охоты характерен для жителей Востока. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах запрещены казино и азартные игры. Но арабы - народ горячий, и выход эмоциям они дают на азартных состязаниях - верблюжьих бегах, скачках знаменитых арабских жеребцов и соколиной охоте.
Разумеется, участие в подобных состязаниях - удовольствие не из дешевых: скаковой жеребец обошелся сыну шейха в $7 миллионов. Гоночные верблюды подешевле, но только по сравнению с жеребцами: верблюд стоит около миллиона долларов. А цена охотничьего сокола сегодня - $50-100 тысяч.
Впрочем, в стране, где каждый 55-й житель - миллионер, позволить себе подобные слабости могут многие. И если верблюжьи бега - зрелище общедоступное, то соколиная охота привилегия местной знати. На протяжении многих веков охота была не только увлечением, но и способом разнообразить небогатый рацион мясом дрофы или степного зайца.
Соколиная охота для современных арабов - престижный спорт и страсть. Скончавшийся в ноябре 2004 года президент Эмиратов шейх Заед Аль Нахайян написал даже книгу "Соколиная охота - наше арабское наследие". Однако, заботясь о сохранении редких видов диких животных, шейх запретил охоту в Абу-Даби, и любители национальной охоты по весне отправляются со своими соколами в соседний Пакистан, где и предаются главному хобби своей жизни, или в республики бывшего СССР.
С 1996 года в ОАЭ проводится национальная программа по изучению путей миграции соколов и их ареала. С этой целью на волю ежегодно выпускались сотни птиц, движение которых отслеживалось через спутники. В ОАЭ действуют восемь соколиных клиник, клубы соколятников и выходит в свет журнал "Ас-Саккар", посвященный соколиной охоте. А на ежегодно проводимой в городе Дубае международной выставке охоты и рыболовства многие компании выставляют утварь и снаряжение для соколов, а также продают самих птиц.
Петр Веселов