«Как повысить конкурентоспособность российской экономики?» – главная тема и ключевой вопрос прошедшего в Москве в последних числах апреля всероссийского форума «Вернуть лидерство», организованного медиахолдингом «Эксперт» при поддержке Либеральной платформы партии «Единая Россия».
Конкурентоспособность любого хозяйства, в том числе российского, может расти лишь в условиях экономического роста, который позволяет фирмам работать над сокращением издержек, не теряя качества, а инвесторам – осуществлять долгосрочные инвестиции, снижая риски. Низкие темпы роста экономики, тем более рецессия, являются запретительными факторами для наращивания конкурентоспособности.
По мнению открывавшего форум главного редактора журнала «Эксперт» Валерия Фадеева, ЖКХ может стать одним из главных направлений для роста и модернизации всей экономики и оказаться новым драйвером развития. Оценивая навскидку объем рынка коммунальных услуг в 4 трлн рублей, модератор отметил, что барьеры, мешающие идти в этом направлении, носят скорее политический, нежели экономический или социальный характер.
Но пока стимулов к повышению эффективности в коммунальной сфере нет. Изношенность основных фондов в среднем по стране составляет 60%, в ряде регионов доходит и до 90%. Среди основных проблем – коррупция, высокие ставки по кредитам, постоянно меняющиеся правила игры. Дополнительный доход, полученный в результате внедрения энергосберегающих технологий и прочих повышающих эффективность отрасли механизмов, не остается у поставщика энергоресурсов, и ему неинтересно модернизировать отрасль. Другая проблема – коррупционная связанность мэров городов и МУПов, предоставляющих коммунальные услуги.
Модернизации инфраструктуры ЖКХ – это тепло- и водоснабжение городов, это энергоэффективность и энергосбережение как госзаказ бизнесу и фактор экономического роста страны. Что мешает и как это сделать? С точки зрения выступавших на форуме представителей как крупнейшего, так и быстрорастущего среднего бизнеса России, чиновников российского правительства и региональных властей, выразивших некоторое единодушие в ответах на эти вопросы, надо лишь устранить недобросовестных поставщиков коммунальных услуг и создать в отрасли долгосрочные правила игры.
И чиновники, и бизнес признают, что российская экономика имеет огромный потенциал для развития за счет роста эффективности. Однако одни знают, где лежит ключ к этой эффективности, а другие только ищут его. Чиновники считают, что для модернизации коммунальной инфраструктуры почти все готово: несколько десятков законов и подзаконных актов вот-вот сделают отрасль окончательно привлекательной для инвестирования.
Устранить недоперегибыКак сделать так, чтобы эти законы и подзаконные акты были реализованы на практике? Целый блок вопросов и компетенции в их решении лежат на властях местного и федерального уровня. Например, утверждение схем водоснабжения и теплоснабжения. Без этого невозможно развитие, с одной стороны, и установление долгосрочных тарифов – с другой. Для ресурсоснабжающих организаций предусмотрены ключевые показатели эффективности. Какая будет ответственность для органов местного самоуправления, для региональной и муниципальной власти за то, что у них с ЖКХ в регионе что-то не так и что-то не то? Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис считает, что решения, которые сегодня оформлены законодательно, – это та кувалда, которой федеральная власть будет давить на субъекты и на муниципалитеты в случае, если они на местах не выполняют своих обязательств.
«Что я имею в виду? Как пример – утвержденные критерии эффективности для РСО. Унитарное предприятие соответствует критериям эффективности? Не соответствует. Объявлен конкурс? Не объявлен. Пожалуйста, действуйте в рамках существующего законодательства и принимайте меры для соответствующего прокурорского реагирования. Вы знаете, что у нас законодательством предусмотрена ответственность за неисполнение своих обязательств в Административном и Уголовном кодексах в том числе. Утверждение схем теплоснабжения, водоснабжения. Президент дал последнее, по сути, китайское предупреждение, установил четкие понятные сроки. Не сделано? Товарищ муниципальный руководитель, вот вопрос о степени твоей вины либо в одну сторону, либо в другую. Механизмы привлечения к ответственности, которые уже сегодня есть в рамках действующих норм, достаточны», – сказал замминистра.
«Надо отозвать местную бюрократию от неэффективных МУПов и отдать их деятельность в управление частным операторам. Ввести концессии, обеспечив долгосрочное тарифное регулирование, ввести долгосрочные правила игры, чтобы и бизнес, и потребитель чувствовали себя защищенными. Это подтолкнет инвестиции в отрасль», – отметил Чибис.
По оценке федерального чиновника профильного министерства, сектор может переваривать по 500 млрд рублей капитальных вложений в год, в том числе 300 млрд возвратных инвестиций. По его словам, совсем скоро инвестиционный механизм в ЖКХ начнет работать как часы.
Дискуссия шла от вопросов федерального, регионального и муниципального масштаба и в какой-то момент дошла до каждого конкретного адреса в России, дошла до вопросов ТСЖ, управляющих компаний и ответственного собственника.
Чтобы это было так, как видится сегодня федеральному уровню управления отраслью, чтобы все заработало, чтобы в ЖКХ пришел бизнес и это стало интересно инвесторам, по мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елены Николаевой, все-таки кое-что еще требуется докрутить и в законодательстве, и в регулировании.
«Если говорить об институциональных изменениях, законодательных инициативах или о вопросах регулирования в отрасли, то надо отметить, что система надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства беспрецедентна. Ни в одной другой сфере экономики нет такого количества надзорных проверяющих органов и такого наличия полномочий у этих органов. Другой вопрос, почему они ими не пользуются. Помимо этого или сверх того, сейчас идут революционные изменения в управлении многоквартирными домами, вводится лицензирование деятельности в этой сфере. Принято политическое решение, и уже сегодня понятно, что его действительно реализуют. Внедрив лицензирование, сможем стратегически улучшить управление многоквартирными домами? Или так: давайте введем еще лицензирование с соответствующим механизмом прохождения, с коррупционной составляющей для чиновников. Разве не понятно уже сегодня, что они пустят в наши карманы свои управляющие компании и сделают все, чтобы не пустить конкурентные организации? Не из своих. Улучшит это ситуацию?» – обратилась к залу с риторическим вопросом Елена Николаева.
Участники дискуссии единодушно в этом сомневались и так же единогласно высказывались, что тут очень серьезные риски. Да, конечно, недостойных нужно убирать с рынка, но для этого можно применить и более простые способы.
«Задача коммунальщиков, извините за грубое слово, втюхать нам как можно больше ресурса. Они на этом зарабатывают. И убеждать коммунальщиков быть эффективными – это все равно, что унтер-офицерской вдове самой себя высечь. Но этого не будет никогда. Поэтому давайте поймем, что заинтересован тот, кто платит за эти услуги, и ему нужно, чтобы многоквартирный дом был эффективный, чтобы был проведен хороший капитальный ремонт, осуществлены соответствующие процедуры по четкому учету ресурсов. У нас до сих пор общедомовые приборы учета стоят только в небольшом количестве домов, и даже Москва не является лидером в этом смысле. Мы не понимаем, а сколько на самом деле потребляет ресурса тот или иной многоквартирный дом. Давайте начнем с минимального – с учета и контроля», – предложила Елена Николаева.
Прозвучало мнение, что ТСЖ не должно заниматься управлением многоквартирными домами. ТСЖ должно определять позицию собственников. Выгодно это собственникам или невыгодно. Заказывают ли они качественную услугу, контролируют ли ее на всех стадиях прохождения, проверяют ли, насколько качественно и, соответственно, эффективно поставляется тот или иной ресурс, готовы ли собственники оплачивать этот ресурс в полном объеме? Как призыв с трибуны форума прозвучали слова, что не надо за собственника решать. Надо воспитывать этого ответственного собственника.
Вопросы регулирования и формирования долгосрочного тарифа как основы деятельности в сфере ЖКХ надо бы начать с того, что должно быть дано квалифицированное определение позиции, чтобы было понятно, с кем заключать соответствующие договоры. Как можно заключать договор с управляющей компанией, которая в любой момент может быть сменена? О каком долгосрочном тарифе может идти речь? Только собственник с его ответственной позицией и с пониманием, что в конечном итоге он, собственник, за все сам и заплатит, станет отправной точкой в формировании тарифа. Перевернуть существующую пирамиду и поставить на вершину не естественные монополии, а человека, гражданина, собственника. Почему бы не дать ему, собственнику, право выбора, объяснив, какие будут проведены соответствующие минимальные мероприятия, чтобы сделать его дом энергоэффективным, уменьшив потребление и тем самым сократив его соответствующий платеж, и что он в результате получит? Собственник должен понять: чтобы стать богатым, ему надо перестать быть расточительным. Потому что именно его расточительство и бесправие развратило коммунальный комплекс.
Деньги и мифы Если власть занята тем, что ей все время надо разрабатывать меры по стимулированию российской экономики, то бизнес говорит, что кое-что можно спросить и у него: бизнесу есть что предложить, чтобы стимулировать экономический рост.
Бизнес считает, что времени поправлять и регулировать нет. Через пять лет наступит коллапс систем канализации, еще пять лет спустя водоснабжения, а за ним еще через пятилетку рухнет теплоснабжение. При этом у бизнеса уже есть все необходимое: технологии, инициатива, ресурсы, – чтобы решить накопившиеся проблемы.
Но сегодня бизнес, пытающийся заниматься ЖКХ, сталкивается с рядом проблем. По словам Сергея Касаткина, председателя совета директоров группы компаний «Электропроект», это, во-первых, дороговизна кредитов, во-вторых, отсутствие представления в отрасли ЖКХ о лучших технологических практиках, в-третьих, инертность в принятии решений на местах.
По словам Якова Рапопорта, первого замдиректора «Группы Полимертепло», при текущем подходе и регулировании запаса прочности инфраструктуры ЖКХ осталось на несколько лет. Если опираться на статистику Росстата, то окажется, что системы канализации исчерпают свой ресурс устойчивого функционирования уже к 2020-му, водопроводы к 2025-му, а теплотрассы – к 2031 году. При этом из-за состояния труб страна несет колоссальные потери. Эти потери в разы отличаются от реальной статистики, так как чиновники на местах не хотят нести ответственность за сверхнормативное отопление улицы. В итоге, чтобы свести экономику хозяйства, с населения приходится брать плату за больший объем услуг, чем оказано в реальности. А то, что «недособрали», покрывается за счет вливаний от муниципальных и региональных бюджетов. Отсюда и миф о заведомо убыточном ЖКХ.
«Мы считаем, что все, абсолютно все на сегодняшний момент обсуждаемые способы реформирования ЖКХ не приведут к требуемым результатам, потому что они не устраняют ключевой проблемы. А именно абсолютно иррационального тарифообразования», – сказал Яков Рапопорт.
В то, что ЖКХ на самом деле способно приносить прибыль, сложно поверить, но тем не менее это подтверждается реальной практикой работы «Группы Полимертепло», которая реализовала уже порядка двадцати проектов по модернизации теплосетей в разных регионах России. Заключая контракты, коммунальщики на местах окупают эти проекты за пять лет, а иногда и быстрее.
«Почему банки не дают ни одной теплосети кредит? Они не видят у нее источника окупаемости, они не видят кредитного залога, они не могут и не хотят давать теплосети деньги на техническую модернизацию. Почему мы кредитуем теплосетевые организации материалами и иногда даже деньгами и не боимся им давать в кредит свои трубы и деньги? По одной-единственной причине: нам неинтересно, что написано на бумаге. Мы знаем, что если они из 40% фактических потерь сделают 4%, то у них появляется очень интересный источник для погашения задолженности и рентабельной работы предприятия в дальнейшем», – отметил бизнесмен.
То есть рентабельность капитала в отрасли теплоснабжения может достигать 20%. Однако все это возможно лишь после заключения жестких договоренностей с местными властями и признания коммунальщиками реального положения дел, то есть реальных потерь. Именно расхождение между реальными и отображаемыми потерями приводят к существенной разнице в сроках окупаемости: берем официальную величину потерь – получаем окупаемость в 15 лет, берем реальную величину потерь – срок окупаемости снижается менее чем до пяти лет. Логично в такой ситуации объявить «амнистию» в ЖКХ и позволить наконец всем хозяйствующим субъектам показать свои реальные потери, не опасаясь прокуратуры.
Почти никто такой рентабельности в отрасли пока не видит (или не желает видеть). Связано это в первую очередь со сложным тарифообразованием, когда каждый рубль, полученный отраслью, строго регламентирован: этот на топливо, этот на зарплату, этот на инвестиции. В такой экономике у ЖКХ нет собственных средств на масштабную модернизацию, а заемное финансирование практически закрыто.
Первый заместитель председателя Внешэкономбанка Андрей Сапелин назвал мифом мнение о том, что банки не хотят кредитовать даже безубыточные проекты. «Проблема в том, что за кредитами часто обращаются с целью покрыть неэффективность заемным финансированием. Такие проекты никто кредитовать не хочет», – отметил он.
Выход для большинства инвесторов – контракты энергосервиса, когда частный бизнес вкладывает средства в модернизацию. За счет этого получается экономия ресурсов. Высвободившиеся средства идут инвестору на покрытие затрат.
Как сказал Антон Марков, замдиректора по инвестициям ГУП ТЭК СПб, покрывающего 45% теплоснабжения Санкт-Петербурга, сейчас вложения города в систему теплоснабжения составляют 5 млрд рублей ежегодно. Однако ГУП в течение девяти лет намерен отказаться от финансирования капитальных затрат бюджетом города. Главная ставка – на замену ветхих сетей, автоматизацию котельных и внедрение индивидуальных тепловых пунктов. До 2027 года ГУП намерено вложить в модернизацию 272 млрд рублей, в том числе 75 млрд заемных средств.
Синхронное движениеСегодня отрасль накапливает решения, и они будут аккумулированы в Минстрое РФ. Специальная рабочая группа при министерстве должна заняться разработкой «коробочных» решений. Смысл в том, что лучшие примеры модернизации ЖКХ, собранные в одном месте, могут быть растиражированы по всей стране. Такие типовые решения, одобренные Минстроем, смогут по «зеленым коридорам» проходить согласование на региональных и муниципальных уровнях. Бизнесу на местах придется тратить меньше времени и средств на доведение типовых проектов до реализации. А банки, понимая экономику таких кейсов, смогут адекватно оценивать свои риски, что повлечет снижение ставок.
Такие типовые проекты модернизации могут стать точкой заработка на росте эффективности. Пора признать, что отрасль ЖКХ скрывает в себе колоссальный потенциал для этого. Причем реализовать такие эффективные решения может только частный бизнес, малый и средний.