Авторизация

 

Пермь. точка невозврата


Кроме Москвы, административной, политической, финансовой столицы, столицы реальной, столицы со всеми вытекающими отсюда… нет, втекающими сюда… в России есть еще пяток столиц.

Санкт-Петербург – Северная столица, реализующая с использованием административного ресурса стратегию миграции в город денег компаний из Москвы.
Ханты-Мансийск – нефтяная столица России.
Сочи – столица зимней Олимпиады 2014 года – инвестиционная, если угодно, столица.
Казань – запатентованная «третья столица» России, которая могла бы реализовать свою уникальную географию и историю города между Востоком и Западом, однако предпочла пойти по пути выколачивания бюджетных инвестиций: сначала на 1000-летие, теперь на Универсиаду.

Кроме названных столиц есть еще и «города-претенденты» на столичный статус. Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Саратов, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Владивосток и Пермь.

Накануне поездки я услышал от одного коллеги, что он не поедет на V Пермский экономический форум, потому что «форумов этих развелось! У каждого губернатора свой. Надоели, в самом деле». Я в Пермь поехал.


Чего я не нашел в Перми и что, по моим представлениям, должно было быть непременной атрибутикой форума: не было партийных флагов – ни одного, ни одной партии. Не было чиновников, с утра пахнущих пельменями и водкой, в заношенных костюмах, но при этом пафосных и статусных, ибо он – государственный человек как-никак и какой-никакой. Не было VIP-зон (что-то нехорошее есть в слове «зона», даже если это зона VIP), а по-настоящему соответствующих этому статусу людей было очень много.


Что было в Перми и чего я никак не ожидал от регионального форума. Я никогда не встречал такого количества нетривиальных мыслей на единицу времени в одном отдельно взятом месте. К слову, о месте… Пансионат «Демидково» в 45 километрах от города – как дань традиции (там проходили предыдущие форумы), с одной стороны, и новую Пермь, которую строит Олег Чиркунов, то ли лучше видно издалека, как все большое на Руси, то ли в Перми сегодняшней, по мнению губернатора, показать особо нечего. Может быть, и «есть уже кое-что местами», но это пока еще совсем не то или не совсем то... Так или иначе, но я согласен с организаторами, что о «небесных кренделях» и про «светлое завтра» лучше говорится на природе.


В связи ли с отсутствием какого бы то ни было другого формата общения, кроме свободы (если свободу можно назвать форматом, которая всегда и изначально неформат), но так вольнодумно, толерантно, либерально дышалось на форуме, что хотелось работать, говорить, все успеть и не пропустить главного, притом что я понятия не имел, что тут главное... Повестку и атмосферу форума можно было сравнить с программой концертов рок-фестиваля, потому что участники форума своей вовлеченностью напоминали фанатов. Именно рок-фестиваля, а не фестиваля самодеятельной песни, например, «где лыжи у печки стоят».

Было ясно, что темы докладов пленарных заседаний и «круглых столов» – это то, чем занимаются губернатор и его команда, над чем они работают, и, обсуждая эти темы здесь, Чиркунов ищет ответы на вопросы и решение проблем, стоящих перед ним. Все интересные, новые идеи и решения пермский истеблишмент, та самая команда губернатора и региональная элита, что хорошо одета, отлично говорит по-английски, открыто улыбается и постоянно что-то тычет в своих айфонах, мотал на ус и сразу же записывал на жесткие диски ноутбуков. Эти парни именно такие, какими администрация президента Медведева и крупный современный бизнес хотят видеть региональные элиты: совершенно адекватные молодые люди с незашоренным мышлением, актуальными и глубокими разносторонними знаниями менеджеров, занятых в крупном, интересном деле. Большой зал форума не пустел к концу дня, ядро участников в 300–400 человек держалось почти все время.


В какой-то момент я понял, что мне напоминает происходящее. Губернатор Чиркунов на этом форуме устраивает в виде открытой дискуссии презентацию не только на национальном уровне, но и на весь мир, презентацию «новой Перми» – инновационного пространства, которое губернатор со своей командой строит на фундаменте старого, индустриального города.


В Перми прекрасно понимают, что в крае нет значительных природных ресурсов, если не считать леса, нет других дарованных тем же географическим расположением конкурентных преимуществ, например берега теплого моря или, еще лучше, океана, нет прорывных и уникальных условий для потенциального инвестора, зато есть главная идея «новой Перми», идея неожиданная и только на первый взгляд непонятная. Культура как инвестиционный проект. В Перми сказали «почему бы и нет?», и, взяв из мировой практики положительный опыт, строят ни много ни мало культурную столицу России. Притом что, когда пермякам говорят, что в России есть Москва и Питер, они отвечают, что в Испании есть Мадрид и Барселона, но есть и Бильбао, а еще есть Лондон и Манчестер, но есть и Эдинбург. Как я понял, пример испанского Бильбао Перми как-то ближе. Может быть, потому, что Пермь – дыра, каким был и Бильбао. Дыра дырой, где строительство Музея современного искусства изменило абсолютно все: город. экономическую ситуацию в регионе... Изменило потому, что посетителей в «Гуггенхайме» Бильбао 1,5 миллиона в год, что на полмиллиона больше, чем посетителей в «Гуггенхайме» Нью-Йорка. Правильно подумали те, кто подумал про туристические деньги. Экономика туризма многократно выгоднее любой другой легальной деятельности. Статистика правительства Москвы говорит, что, в среднем, один доллар, затраченный на привлечение иностранных туристов, дает столице России ровно в 100 раз больше налоговых поступлений. Лидером по эффективности затрат на туризм является Франция, где каждый доллар, затраченный на рекламу туризма, приносит 375 долларов поступлений. Испания – 319, Великобритания – 222 доллара. Эту финансовую эквилибристику объясняет громадное по содержанию и хорошо рекламируемое культурное наследие стран, где каждый турист в ходе четырехдневного тура обеспечивает налоговые поступления в бюджет в размере от 50 до 290 долларов США. С учетом социально-экономических особенностей России реальные налоговые ожидания можно оценить в размере 100–150 долларов США от каждого туриста. Это только доля «государственных денег», но это не все, если вспомнить, что средний турист тратит во время поездки порядка тысячи долларов США. А теперь те, кто не успел правильно подумать, могут вспомнить, сколько людей приезжает в тот же Бильбао, и умножить полтора миллиона на тысячу долларов. Вот такой вот ориентир в Перми на туристические денежки.


В докладе министра культуры Пермского края Бориса Мильграма был блестящий пассаж, который поджимает дискуссию о сообразности и логике ориентиров пермских реформ.

– В условиях финансового кризиса только культура может радикально изменить нашу жизнь к лучшему. И дело здесь не только в громадном потенциале культуры, а в том, что развитие культурного пространства требует значительно меньшего объема инвестиций, чем что бы то ни было иное.


Вложения в развитие культуры ничтожны. При этом финансовая оценка наследия Пикассо выше капитализации Газпрома. Крупнейшим налогоплательщиком Англии является не президент ВР, а автор «Гарри Поттера».

Ключевой фигурой проекта пермского губернатора стал галерист Марат Гельман. В Перми это сложилось и совпало, одно дополнило другое, казалось бы, несовместимое в России: культура, административный ресурс и финансы. Ставшее в 90-х устойчивым выражением «по остаточному принципу» – это про финансирование культуры в нашей стране, но не в Перми. На форуме я видел «дрим тим» Гельмана: Эдуард Бояков, худрук театров «Практика» (Москва) и «Сцена-Молот» (Пермь); Артемий Лебедев, дизайнер, руководитель Art Lebedev Group: Александр Чепарухин, продюсер, генеральный директор компании GreenWave. На форуме не было режиссера Кирилла Серебренникова, который входит в «пермский список», но на второй день на форум прилетел Лунгин…Это – «понаехавшие» в Пермь «легионеры», которые когда-то приезжали «посмотреть», а увидев, захотели поработать здесь. «Кадры решают все», и здесь собраны хорошие кадры, которые многое могут решить. Если воспользоваться спортивной терминологией, это «отличная селекция», потому что уже есть результаты на «ниве пермской культурной революции»… Музей «Русское бедное» едва ли не самый интересный участник московской биеннале, театральный фестиваль «Территория» переехал в Пермь, и у города уже есть свой фестивальный бренд – этнофутуристическая «КАМWA»…


Выступающие докладчики на «круглом столе» «Экономика и культура» говорили о том, что через два-три года они собираются пройти «точку невозврата», когда то, что они сейчас начинают делать, сможет жить само, станет повседневной, обыденной новой реальностью Перми.

Два года – тот срок, в течение которого у Перми есть единственный и уникальный ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество региона по отношению к другим территориям, к другим «новым столицам», – губернатор Олег Чиркунов.

Текст и фото: Андрей Агафонов






Олег Чиркунов, губернатор Пермского края:
– Мне кажется, что форум существенно меняется в двух направлениях. По составу участников здесь сегодня больше людей, которые непосредственно занимаются процессами в экономике, и особенно в региональном управлении: здесь больше региональных министров, представителей региональных органов власти. Это пока почти само собой получилось, но мне кажется, что это наша главная цель, и, может быть, данная площадка – именно для этих людей, для того, чтобы эти люди встречались, обсуждали вопросы и проводили реформы у себя в регионах. Даже на уровне губернатора не факт, что можно обсудить все эти вопросы профессионально, детально и эффективно. Все-таки, если разобраться, то делают работу другие люди. Второе: мне с точки зрения общей методологии и теории, что ли, экономики очень нравится тот факт, что были очень сильные выступления на форуме, которые дают возможность подумать. Может быть, я просто оптимист, но я считаю, что уровень выступлений этого форума в программе пленарных заседаний очевидно сильнее, чем в предыдущие годы. Раньше форум был силен в прикладной своей части, своими «круглыми столами». По-моему, мы первый раз выходим на достаточно интересный и сильный в интеллектуальном отношении формат пленарки.

– Олег Анатольевич, на ваш взгляд, может сегодня обойтись реальная политика без таких дискуссионных площадок?
– Реальная политика может обойтись без всего. Вопрос только в том, без чего не может обойтись страна. А страна не может обойтись без изменений. Конечно, об этом тоже дискутируют, и очень многие, в том числе правозащитники, пытаются сегодня убеждать в том, что общество не хочет реформ, что после – и это звучит на форуме сегодня – любой реформы или революции требуется стабильность. Стабильность, может быть, и требуется, но, не создав фундамента экономики, общества, вряд ли мы можем дальше строить здание. И поэтому нам нужны серьезные изменения, и надо просто об этом говорить, понимаете? Как там – истина рождается в спорах? Может, в разговорах, может, еще в чем-то, но важно, необходимо и важно, чтобы мы общались, чтобы мы обсуждали эти темы.

– Олег Анатольевич, форум «Территория конкурентного развития». Конкурировать в каких сферах и с кем прежде всего? И для чего?
– Во всех, в которых возможно. Но формат не говорит о том, что мы как территория конкурируем с кем-то, – это отдельная тема. Мы говорим о том, что мы стараемся выстраивать модель на принципах конкуренции, на ее рыночном принципе. Понимаете, есть только два возможных формата управления государством или муниципалитетом: либо самим управлять всеми процессами, иметь собственные муниципальные и государственные предприятия и там пахать, строить, издавать газеты и журналы, либо исходить из того, что мы только регулирующий орган, мы создаем правила игры там, где возможно. Не везде так возможно, но там, где возможно, мы должны создавать правила игры, а играть по этим правилам должны другие. Ну, согласитесь, странно же самому писать правила и самому по ним потом играть.





Алексей Иванов:

– Три года назад, Алексей, вы были в Перми единственным известным на всю страну, простите, деятелем культуры. Большой русский писатель, живущий в провинции, Алексей Иванов. Как вам сегодня все эти «понаехавшие» в Пермь?
– Понаехавшие? Тут сложный вопрос, тут в двух словах не сказать. Но то, что представляется на этом форуме, во-первых, никоим образом не транслирует Пермь на общероссийскую аудиторию, а делается это на пермские деньги.

Знаете, тут дело не в большом русском писателе, а в том, например, что на этом форуме мне просто не дали площадки. Я хотел, например, озвучить свой альтернативный проект культурного развития региона. Дело не в том, что я хотел лоббировать его интересы, – просто я хотел показать, что есть в регионе свой культурный проект, есть альтернативные стратегии. Мне не дали площадки. Ну, вот при таких преференциях власти, как мне кажется, нельзя говорить, что здесь есть какая-то демократия и так далее. Ну и тому же Марату Гельману мне очень хочется задать личный вопрос: если Пермь культурная столица, то через два года Марат Гельман куда уедет? В Москву, в провинцию?

Просто все, кто пишет об этой ситуации – я имею в виду столичную прессу, – делают оппозицию между новым и старым, а оппозиция проходит не так, она проходит между своим и чужим. Я про это говорю: свое есть новое и есть старое, но это свое. Это – сукин сын, но это наш сукин сын.

Россия – это в определенной степени мозаика цивилизационных феноменов. Так, как живут, скажем, русские поморы, не живут русские казаки. Вот Урал – это один из цивилизационных феноменов, и в основном все уральские регионы это осознали, если не де-юре, то де-факто, и выбрали определенные стратегии культурного позиционирования, органичные именно себе, в рамках этого цивилизационного феномена. Этот цивилизационный феномен был осмыслен еще в 20-х годах профессором Петербургского университета Богословским – он получил название горнозаводской цивилизации. Но Богословского заставил замолчать ГУЛАГ, и эта идея больше не получила продолжения. Вот уральские регионы осмыслили этот феномен и развиваются именно в его рамках, позиционируют себя именно как уральские. Каждая власть в регионах выбрала определенную зону культурной ответственности, в которую, так сказать, и вкладываются бюджетные деньги. В Свердловской области это Горный генерал и Демидовы, в Челябинской области это национальные парки, в Башкирии это Салават Юлаев, национальная самобытность, в Оренбургской области это казаки, в Ханты-Мансийском округе, в Югре, это ханты и манси, соответственно, – и только Пермь полностью выпадает из этого тренда. Выпадает потому, что она точкой приложения всех сил сделала актуальное искусство. Ну плетью обуха не перешибить – все равно Пермь вернется в тот тренд, который ей органичен, только потеряет время и утратит огромную часть культурного наследия.





20–21 октября, Пермь. Форум регионов – конференция «Регионы Европы – развитие без границ». Как сообщили в пресс-службе губернатора, организатор форума – правительство Пермского края при поддержке Комитета регионов Европейского союза, Министерства регионального развития РФ, МИДа РФ и Комитета по международным делам Госдумы РФ.
«Презентация этого мероприятия бизнес-элите Европы состоялась в Брюсселе, – отметил Юрий Уткин, заместитель председателя правительства. – Форум одобрен генеральным секретарем Комитета регионов европейских сообществ Герхардом Шталем». В Пермь едут руководители федеральных органов исполнительной власти, представители Госдумы, Совета Федерации, губернаторы, бизнесмены.




Культура как проект, вокруг которого строится новый город. Культура как будущее, как главное, как ядро креативной идеи этого будущего Перми. Культура как условие возникновения нового сообщества, как принцип его самоорганизации. Культура как главный инфраструктурный проект градостроительной и архитектурной концепции крупного города России. Почему нет? Кто сказал нет? А почему да? Потому что да, и все. Когда «потому что» как аргумент…
Современное, актуальное искусство, фестивальное пиршество, фестиваль нон стоп, если угодно, может быть, фестиваль фестивалей как некая сумма событий, как постоянный повод приехать в Пермь, где ничего нет. Нет звездных гостиниц, нет тех самых «туристических уютных кафешек и баров», о которых любят вспоминать, вернувшись из путешествия… Нет ресторанов и нет магазинов, нет клубов и нет концертных залов, нет СМИ и нет журналистов, которые об этом умеют писать (это появится, наверное, быстрее всего: ИД «КоммерсантЪ» открывает школу журналистики в Перми). Нет как факт, как аргумент, потому что нет…
А есть в Перми, например, уникальный этнос, коми-пермяки – народ финно-угорской группы, компактно проживающий в России на северо-западе Пермского края, на так называемых депрессивных территориях. В тех самых городах и селах, где закрыты клубы и библиотеки, где нет Интернета, где закрываются предприятия и растут безработица, алкоголизм и наркомания…






Легендарный Жайме Лернер (Jaime Lerner). Известный государственный деятель, архитектор и проектировщик городов, который прославился модернизацией родного города Куритиба, мэром которого он трижды избирался. Дважды архитектор становился губернатором провинции, где расположен его родной город. На протяжении долгих лет Жайме Лернер был президентом Международного союза архитекторов, что говорит о высочайшей оценке его профессиональной деятельности коллегами всего мира
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.