ПАВЕЛ ШЕВЧЕНКО,
начальник отдела электроэнергетики Газпромбанка, член Экспертного совета Центра развития ГЧП.– Какова роль ГЧП в процессе развития российской экономики в целом и в энергетике в частности?– Роль государственно-частного партнерства в российской экономике крайне важна по двум причинам.
Первая – финансирование инфраструктурных объектов. Любой сложный промышленный объект требует зачастую строительства целого ряда объектов инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, электрических сетей, подстанций, теплотрасс, газопроводов и т.д. Во многих проектах включение данных объектов в периметр коммерческого финансирования приводит к уменьшению привлекательности проекта для частных инвесторов. В подобной ситуации участие государства путем частичного финансирования данных объектов возвращает проектам коммерческую привлекательность и становится определенной гарантией стабильности для частных инвесторов.
Вторая – определение правил игры. Данная функция закреплена за государством как за законодателем. Для достижения долгосрочной стабильности именно законы должны определять правила игры в различных отраслях, в том числе в энергетике. Для привлечения долгосрочных инвестиций критичными являются долгосрочные гарантии денежного потока и защита различных (прежде всего по видам финансирования: финансирование через кредитование и финансирование собственниками) категорий инвесторов. Например, данный механизм реализован при строительстве дорог на условиях концессии. В Законе «О концессионных соглашениях» предполагается защита кредитора при расторжении концессионного соглашения или банкротстве концессионера. В энергетике на данный момент эти механизмы частично отсутствуют: практически нет возможности установки долгосрочной инвестиционной надбавки к тарифу на электроэнергию, отсутствует полноценное законодательство по купле/продаже мощности в рыночных условиях, до сих пор согласуются условия изменения договоров о предоставлении мощности и т.д.
– Насколько рискованны вложения инвестиций в энергетику?– Инвестиции в энергетику во многих странах являются достаточно умеренными относительно риска и уровня возврата. Особенно это касается инвестиций в сетевую инфраструктуру, которая в силу своего профиля, при условии долгосрочных гарантий получения доходности со стороны государства (аналоги RAB), позволяет генерировать долгосрочный стабильный денежный поток. В России, однако, основные риски для инвестора заключаются в недостаточной формализации этих правил. В секторах, где процессы относительно формализованы, уже сейчас наблюдается интерес консервативных инвесторов. Наглядным примером этого может являться сравнение доходности по облигациям ОАО «ФСК ЕЭС» и генерирующих компаний. С учетом перехода компании на RAB и оценки стабильности ее бизнеса инвесторы уже сейчас воспринимают риски, связанные с вложениями в данный инструмент, как относительно низкие. К сожалению, в секторе генерации ситуация несколько иная. Как я уже говорил ранее, нет полноценного законодательства по купле-продаже мощности, кроме того, не развита практика гарантирования минимальной доходности инвесторам и т.д. Как следствие – довольно значительные риски для инвесторов, которые они транслируют в достаточно высокую требуемую доходность.
– Что необходимо сделать для развития ГЧП в российской энергетике? – Необходимо задать правила игры, максимально адаптированные к текущей реальности. В зонах, где тарифное регулирование сохранится еще относительно продолжительное время, нужно внедрить инструментарий по утверждению долгосрочной инвестиционной надбавки к тарифу на электроэнергию. Необходимо использовать уже накопленный положительный опыт ГЧП в ряде отраслей, например в области дорожного строительства. Нужны инструменты привлечения денег в ГЧП-проекты, утвержденные на законодательном уровне, а это как раз задача государства. Например, появление проектных облигаций даст возможность более масштабно привлечь в отрасль инвестиции консервативных инвесторов, прежде всего пенсионных фондов. Данные средства, в свою очередь, станут источником длинной ликвидности, в том числе рублевой, что снимет или уменьшит необходимость прямых инвестиций государства в ряд проектов. Кроме того, должен заработать механизм отбора и поддержки наиболее социально значимых проектов. Есть регионы и территории, например район г. Якутска, где стабильность энергоснабжения уже сейчас вызывает опасения. С 2011–2012 годов необходимо будет выводить из эксплуатации значительную часть мощностей основного энергоисточника в данном изолированном энергорайоне. С учетом зимних температур до -60 °С социальные риски можно оценить как высокие. Необходимо на государственном уровне организовать мониторинг и поддержку подобных проектов.
– Как вы считаете, нужен ли национальный оператор ГЧП в России?– Думаю, что такой институт нужен. Это может быть единый оператор или сеть региональных операторов, что непринципиально. При этом данный институт должен иметь тесные связи с профильными министерствами и ведомствами, а также с банковским сектором. В подобной конфигурации он сможет обеспечить отбор, мониторинг и поддержку проектов, имеющих высокую социальную значимость и реализуемых на базе ГЧП.
ПРИОРИТЕТЫ СТРАНЫ
Государство будет стимулировать инновационные проекты в сфере энергоэффективности30 сентября 2009 года в московском Курчатовском институте состоялось совместное заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики и президиума Совета по науке, технологиям и образованию.
Президент РФ Дмитрий Медведев, принимавший участие в заседании, отметил в своем выступлении, что начиная с июня этого года уже четвертое заседание комиссии посвящено проблемам энергоэффективности и энергосбережения.
Дмитрий Медведев считает, что главная задача комиссии – это «продавливание сложных решений. В противном случае комиссию не было бы смысла создавать: у нас есть правительство, там многом министерств и ведомств, которые свои задачи обязаны решать. Но надо учитывать, что не со всеми задачами должностные лица способны справиться». В этой связи, уверен президент, нужно реализовать шесть проектов, которые реально должны показать, как внедрять энергоэффективные технологии на уровне самых разных секторов экономики и социальной сферы.
1 Проект «Считай, экономь и плати»: массовая установка приборов учета и регулирования электропотребления, которые позволят экономно расходовать энергию и платить меньше. По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, реализация проекта поможет снизить энергопотребление на 20%. При этом предполагается доведение доли потребителей, оснащенных приборами учета, до 80% на уровне дома через три года. По ее мнению, в случае установки приборов учета население сможет, применяя бережливую модель потребления энергоресурсов, снизить долю расходов на коммунальные энергоресурсы даже при росте тарифов.
2 Проект «Новый свет»: замена ламп накаливания на более энергоэффективные световые устройства и развитие национального производства в этой сфере. В проекте закона об энергосбережении Мин-экономразвития предлагает с 2011 года запретить использование ламп накаливания мощностью более 100 Вт. С 1 января 2013 года Набиуллина предлагает ввести запрет на лампы накаливания более 75 Вт, с 1 января 2014 года запретить лампы накаливания в принципе.
3 Проект «Энергоэффективный квартал»: модернизация целых микрорайонов и небольших городов, тиражирование их опыта в последующем на всю территорию страны.
4 Проект по созданию энергоэффективного социального сектора: применение энергоэффективных технологий в госучреждениях, прежде всего в поликлиниках, школах и больницах. Президент Дмитрий Медведев напомнил о важности пересмотра норм и правил в коммунальном хозяйстве и строительном комплексе при введении новых технологий. Данные нормы и правила должны быть подготовлены до 1 декабря 2009 года, чтобы закон вступил в силу с 2010 года.
5 Проект «Малая комплексная энергетика»: производство и внедрение энергоэффективного оборудования для локальной энергетики (замена неэффективных старых технологий теплоснабжения на новые небольшие объекты, применяющие газовые турбины).
6 Проект «Инновационная энергетика»: реализация прорывных проектов, связанных со сверхпроводимостью и использованием биотоплива. Дополнительно будут стимулироваться инновационные проекты, связанные с солнечной и водородной энергетикой.
Принято также решение о сопровождении программы по повышению энергоэффективности экономики массированной пропагандистской кампанией. По оценкам Минэкономразвития, чтобы снизить энергоемкость российского ВВП на 40% к 2020 году по сравнению с 2007 годом, потребуется 10 трлн. рублей государственных и частных инвестиций.