Авторизация


 

Законодательство – условие для развития

Принятие федерального закона о ГЧП станет положительным сигналом для иностранных инвесторов.

Законодательство – условие для развитияВладимир Груздев, координатор партии «Единая Россия» по взаимодействию с бизнес-сообществом, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по законодательству, председатель Ассоциации молодых предпринимателей России, председатель Наблюдательного совета Центра развития ГЧП.

– На ваш взгляд, существует необходимость в принятии федерального закона о ГЧП или же нужно развивать региональную законодательную базу, принимая закон для каждого региона?
– На сегодняшний день существует два подхода к нормативной базе ГЧП. Согласно первому существующего законодательства уже достаточно для реализации проектов в инфраструктуре (Закон «О концессионных соглашениях» с дополнениями и др.), а самое важное – это принятие региональных нормативных актов, учитывающих специфику каждого субъекта и адаптация существующих нормативных актов к партнерству. Главный аргумент второго подхода в пользу принятия федерального закона о ГЧП – необходимость четкого определения самого понятия государственно-частного партнерства, основных механизмов и форм.
Принятие федерального закона о ГЧП не только повысит роль института ГЧП, позволит определить основные понятия и механизмы, сформировать общий подход к реализации проектов на основе ГЧП, но и обозначит рамочные правила, по которым должны работать все участники проектов ГЧП. Кроме того, принятие закона станет еще одним положительным сигналом для иностранных инвесторов, которые больше всего опасаются рисков, связанных именно с обязательствами партнера в лице государства.
Законодательство субъектов РФ, безусловно, нужно развивать, но развивать индивидуально, учитывая специфику каждого субъекта РФ, его социально-экономическое положение и стратегию.

– А чему учит опыт других стран?
– Если обратиться к мировому опыту привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты, то существует две основные модели – английская и французская. Английская подразумевает в первую очередь приватизацию, французская основана на арендных отношениях и концессии. Окончательное решение должен принимать город как собственник. Так, в Санкт-Петербурге пока больше приживается французская модель: все стратегически важные активы находятся в собственности государства. Но при этом они могут быть переданы в частные руки для эксплуатации и развития.
В разных странах различные взгляды на национальный закон о ГЧП: где-то он существует, где-то нет. Но если вести речь о принятии закона, то необходимо помнить, что решающим фактором его эффективности является соответствие существующему законодательству. Он не будет работать без корреляции с другими законами.

Самое важное: нужно менять традиционное восприятие России как исключительно рискованной страны. По крайней мере в сравнении с некоторыми популярными среди ГЧП-инвесторов странами Юго-Восточной Азии или Латинской Америки Россия могла бы выглядеть более привлекательно, демонстрируя информационную открытость, приоритетность ГЧП для государства и формируя позитивный образ партнерства, в том числе посредством современной законодательной базы.

– В каких регионах на данный момент наиболее продвинулись в развитии ГЧП?
– Северо-Запад, и, в частности, Санкт-Петербург, значительно опережает другие регионы. В развитие ФЗ «О концессионных соглашениях», принятого в 2005 году, правительство Санкт-Петербурга утвердило городской закон, который предусматривает различные формы таких соглашений. В Петербурге правоустанавливающим ядром механизма ГЧП послужил Закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», принятый в январе 2007 года. Именно на этом юридическом поле идет регулирование отношений власти и бизнес-структур, реализующих совместные инвестиционные проекты государственного и стратегического уровня. Например, в проекте строительства Орловского тоннеля под Невой, согласно конкурсной документации и презентациям на road show, риски берет на себя Санкт-Петербург и гарантирует определенный уровень выплат инвестору в случае, если прогнозируемый поток автотранспорта не будет достигнут. Это создает исключительно благоприятные условия для инвестора, который теперь может сконцентрироваться на минимизации других рисков и решении иных задач. Опыт первых проектов: Западного скоростного диаметра (ЗСД), Морского пассажирского терминала (МПТ), Орловского тоннеля под Невой и других, показывает, что гибкая и хорошо проработанная законодательная база в сочетании с активным участием государства по поддержке таких проектов является залогом успеха для развития ГЧП.

– Нужен ли нормативный акт о ГЧП в Москве?
– Такой законопроект необходим Москве: его принятие позволит расширить практику проектного финансирования с участием города и частных инвесторов. Здесь особенно перспективны сферы жилищного строительства, ЖКХ, здравоохранения. Насколько мне известно, Центр развития государственно-частного партнерства, организованный при поддержке Ассоциации молодых предпринимателей России, выступает с инициативой разработки и принятия законопроекта об участии Москвы в государственно-частных партнерствах.

– Как вы оцениваете перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере энергетики?
– На мой взгляд, проекты, реализуемые на основе государственно-частного партнерства в области электроэнергетики, атомной энергетики, а также – в будущем – альтернативной энергетики, имеют большие перспективы. Известны успешные примеры с участием Росатома и других структур. Собственно сам процесс приватизации эксперты считают первым шагом в развитии государственно-частного партнерства в этой области. И несомненно, последуют и другие.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.