Двадцатилетние эксперименты над отечественной экономикой дают такую базу для анализа, что не исследовать ее означает проявить абсолютную недальновидность. Но к счастью, мы медленно, но все же учимся на своих ошибках, поэтому сегодня общество уже осознало очевидное: нужно соскакивать с сырьевой экономики и налаживать высокотехнологичные производства. И вопрос уже стоит по-другому: как это сделать?
Тема эта обширная, развитие ее может занять не только весь журнал, но даже и десяток номеров, поэтому предлагаем ограничиться одной отраслью – возобновляемой энергетикой, в которой два вышеупомянутых вывода сходятся: она является альтернативой углеводородной игле, а также для ее производства нужны самые что ни на есть передовые технологии.
Не вызывает сомнений тезис, что если какие-то отрасли нужно развивать, то государство путем регулирования должно предоставлять участникам этого рынка преференции. В нашей стране до сих пор этого не было сделано. Зато сегодня простой анализ того, как это сделано в других странах и какой там получен результат, поможет выбрать наиболее эффективную модель. Например, на Украине в 2009 году был принят закон о субсидируемых тарифах для электроэнергии, произведенной из нетрадиционных источников, то есть о «зеленых» тарифах. Оптовый рынок электроэнергии имеет прямые обязательства закупать по такому тарифу все объемы электроэнергии, произведенные из альтернативных источников. Производители электроэнергии из солнечной энергии получили самые высокие коэффициенты для расчета своего тарифа: от 4,4 до 4,8 плюс 1,8 в часы пиковых нагрузок. Это простимулировало рынок? Конечно. Например, в 2011 году общие инвестиции в отрасль превысили отметку в 600 млн. евро. Но все сливки таких преференций сняли крупные генерирующие компании. Работа над ошибками привела к тому, что на сегодняшний день существует законодательная инициатива по предоставлению «зеленого» тарифа для частных лиц, установивших генераторы на крышах домов.
Иной подход в большинстве стран Европы. Наиболее часто применяемыми для решения задачи энергосбережения инструментами являются налоги (или освобождение от их выплаты), субсидии. В Финляндии применяются различные ставки налогов на потребление энергии в зависимости от того, каким способом она была произведена. В Нидерландах потребление электричества, произведенного в результате использования возобновляемых источников энергии, освобождено от налогов. В Германии, Люксембурге, Нидерландах применяется норма ускоренной амортизации, которая представляет собой предоставляемое предприятиям право списывать инвестиции в проекты по энергоэффективности быстрее, чем другие капиталовложения.
В строительстве стимулом являются нормативы по теплопередаче зданий и сооружений, которые должны гарантировать тепловые потери ниже максимально допустимого уровня при проектировании новых зданий.
Самым эффективным стимулированием развития рынка возобновляемой энергетики в российских условиях нам представляются преференции конечным пользователям. И дело не только в том, чтобы покупка и установка солнечных батарей на кровле собственного дома были выгодны и окупаемость не растянулась на десятилетия, но и в том, чтобы строительство всех вновь возводимых сооружений имело четкие критерии, например, по автономности энергоснабжения.
В мире одним из основных направлений современного градостроительства является создание «умных» городов, при строительстве которых органично соединяются вместе экономика, использование природных ресурсов, человеческого и социального капитала, качество жизни, а также участие граждан в управлении.
Конечно, строительство «умных» поселений – цель благая, но не самая близкая. Поэтому начинать нужно с малого, хотя бы с «умных» социальних объектов и сооружений. Например, одним из эффективных решений проблемы автопарковки в городах является создание энергетически и экологически автономных наддорожных парковок.
Приведенный в таблице 1 прогноз роста установленной мощности солнечной генерации в различных секторах экономики уже в 2010 году показывал явное смещение акцента в сторону бытовых потребителей (коммунальный сектор и частные строения), фактически в конструктивные строительные решения.
Интересны результаты анализа потенциала использования элементов солнечной энергетики в сфере ЖКХ и объектов городской инфраструктуры (таблица 2). Расчеты выполнены специалистами МОО «Устойчивое развитие» на основе официальных данных о жилищном строительстве в регионах Российской Федерации в 2012 году и на базе действующих норм и нормативов обеспечения освещения придворового хозяйства, установления систем автономного освещения, освещения улиц и скверов, строительства остановок общественного транспорта. Расчеты выполнены только для нового строительства и показывают, что для обеспечения автономного освещения указанных объектов нового строительства в России необходимо ежегодное введение не менее 454,5 МВт солнечных мощностей. Вот где потенциал роста солнечной и альтернативной энергетики!
Нами сформирована следующая линейка конечной, интегрированной продукции (энергетически автономных объектов):
• энергетически автономные здания и сооружения;
• объекты городской инфраструктуры (среды);
• автомобильные дороги (в части инфраструктурного обеспечения, включая автомобильные парковки, электрические заправки, объекты социальной инфраструктуры);
• мобильные энергетические установки (в том числе и на автомобильной, транспортной мобильной основе);
• тепличные хозяйства;
• дирижаблестроение;
• солнечные парки (солнечные электрические станции);
• системы регулирования дорожного движения.
На основе этого подхода нами созданы методический, технологический и организационный комплексы решений по коммерциализации высокотехнологичных разработок. В качестве организационной формы используется интеграция отраслевых и региональных кластеров с эффективной системой управления и пакетом финансовых технологий, объединенных в Технологическую платформу «Инновационный уклад».
Такой системный подход нам представляется эффективным инструментом запуска производства высокотехнологичной продукции, содействующим развитию «зеленой» экономики.
Коныгин Е. А., председатель Подкомитета РСПП по энергоэффективности и возобновляемой энергетике,
Нехаев С. А., председатель совета директоров МОО «Устойчивое развитие», руководитель временного экспертного совета при РГ ВПК Правительства РФ,
Никитина Е. Н., руководитель Информационной платформы «Коммуникационный уклад» МОО «Устойчивое развитие»