Что такое «государственная политика поддержки отечественного производителя»? Что такое «национальные приоритеты в области развития высокотехнологичного производства»? Что такое «защита внутреннего рынка»? Что стоит за этими понятиями и формулировками? Как это работает? Работает ли это вообще?
Вопросы к обсуждению этой темы как приглашение к диалогу журнал «Энергополис» задал в своем майском номере за текущий год (№5 (69)) в материале «Чебоксары на вырост», где речь шла о региональном центре и федерального значения кластере предприятий РЗА. Эта же тема была главной в повестке майского заседания «Энергоклуба» журнала, отчет о котором также вошел в тот номер («Нужны преференции»).
В продолжение разговора в этом номере мы публикуем открытое письмо руководителей крупных предприятий – производителей арматуры, изоляторов и средств защиты ВЛ и ответ на него ОАО «Российские сети».
Председателю правления ОАО «Российские сети»
г-ну Бударгину О. М.
Уважаемый Олег Михайлович!
В настоящее время в России успешно работает значительное количество предприятий, специализирующихся на разработке и изготовлении линейной арматуры, изоляторов и средств защиты ВЛ от метеорологических воздействий.
Некоторые из них имеют большую историю («ЮАИЗ»), другие («СТРИМЕР», «ФОРЭНЕРГО», «МЗВА», «ИНСТА», «ЮМЭК», «ЭССП», «ОПТИК-ЭНЕРГО», «САРМАТ») сформировались в период новейшей российской истории, однако успели зарекомендовать себя как передовые предприятия, нацеленные на создание инновационной продукции для самых современных ВЛ. Отечественными производителями освоен широкий ассортимент изделий линейной арматуры, изоляторов, изолирующих траверс, монтажных устройств, инструментов и приспособлений для ВЛ СВН, ВН и распределительных сетей.
Названные предприятия и объединения направляют значительные силы и средства на проведение исследований и инновационных разработок, а также на то, чтобы выполнять свои разработки и выпускать продукцию на уровне мировых стандартов или выше этого уровня. Это подтверждается поставками продукции отечественных производителей за рубеж. Успешно развивается процесс импортозамещения. Так, например, импорт подвесных стеклянных изоляторов практически отсутствует, а российские стеклянные изоляторы поставляются по всему миру. Арматура для самых ответственных объектов – больших воздушных переходов, арматура для самых суровых климатических условий, разработанная и производящаяся в России, пользуется спросом во многих регионах мира. Заслуживают внимания и востребованы за рубежом отечественные разработки в области технологии лазерного сканирования.
Беспокоясь о будущем отрасли, мы вынуждены обратить ваше внимание на очень серьезную для энергетики России проблему. Существуют многочисленные подтверждения того, что ряд, на наш взгляд, недобросовестных коммерческих организаций использует сформированный в РФ климат поддержки отечественных производителей для извлечения дополнительных прибылей с одновременным причинением вреда как отечественной энергетике, так и отечественным производителям. Речь идет о массовом ввозе из КНР продукции, противоправно представляемой как результат деятельности «новых отечественных отраслевых предприятий» – якобы изготовленной на российских предприятиях и с их аттестацией.
В последнее время этот процесс устойчиво нарастал в отношении оборудования для сетей 0,4–10 кВ (например, арматуры для проводов СИП), однако теперь это касается и поставок для ВЛ высоких классов напряжений и, безусловно, имеет тенденцию к расширению.
Нельзя не обратить внимания на появление в РФ представительств различных компаний из КНР, целью которых является лоббирование массовых поставок для энергетики России продукции данных компаний. Сегодня ведется активная работа по аттестации данной продукции в ОАО «Российские сети».
Главная опасность здесь заключается в том, что согласно действующему регламенту допускается подтверждение качества продукции протоколами испытаний производителя или лабораторий КНР. Все уважаемые компании Европы, США и Японии предоставляют протоколы испытаний известных испытательных центров, и качество в данном случае не вызывает сомнений, поскольку контроль качества прозрачен. Для продукции, произведенной в КНР, аттестующие органы по аналогии считают возможным принимать протоколы испытаний, выполненных в Китае, без проверки в российских испытательных центрах, что может привести к подлогам протоколов испытаний, представляемых как результаты испытаний, проведенных в КНР. Также есть доказательства поставки из КНР бракованной продукции, формально заверенной протоколами испытаний и сертификатами качества, применение которой привело к авариям на ВЛ России.
Известны также случаи поставки из КНР современной линейной арматуры, произведенной с грубыми нарушениями прав патентообладателей из ряда промышленно развитых стран. В настоящее время, например, финская компания «ЭНСТО» оспаривает в суде право китайских производителей изготавливать и поставлять в РФ ряд контрафактных подвесных зажимов и арматуры для самонесущих изолированных проводов (СИП). Спиральная арматура из Китая копирует отечественную, защищенную патентами, при этом копируют даже каталоги на эту продукцию. Подобные прецеденты неправомерного использования чужой интеллектуальной собственности и последующие судебные разбирательства могут серьезно подорвать доверие ведущих зарубежных производителей к российскому рынку и серьезно затруднить освоение и производство качественной отечественной продукции.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что протекционистские действия китайских властей и их российских недобросовестных пособников должны быть эффективно компенсированы встречным увеличением ввозных пошлин, причем в тех сегментах экономики, где потребности отечественного рынка удовлетворяются собственным производственным потенциалом, пошлины должны быть заградительными, исключающими возможность зарубежных поставок. Должны быть, по нашему мнению, предельно ужесточены процедуры сертификации и аттестации посредством введения процедур обязательного подтверждения заявленных характеристик продукции результатами испытаний на соответствие российским техническим регламентам и отраслевым стандартам, выполненными в отечественных или известных западных компетентных лабораториях и испытательных центрах.
Известны прецеденты (в том числе из новейшей российской истории) формирования антидемпинговой государственной политики, создающей правовые и экономические барьеры для проникновения дешевой продукции низкого качества из ряда стран с экономикой переходного периода. В интересах обеспечения высокой надежности, долговечности и эксплуатационной готовности электрических сетей всех уровней, и в особенности распределительных сетей, на которых наиболее вероятно использование продукции, поставляемой из КНР, просим вас оказать содействие в разработке и принятии антидемпингового законодательства с отраслевой ориентацией. Необходимо принятие на законодательном уровне запрета введения в заблуждение потребителей недостоверной информацией о происхождении изделий. Требуется принять более обоснованные и более жесткие требования аттестации продукции тех компаний и из тех стран, в отношении которых зафиксированы случаи ввоза низкокачественной продукции. Необходимо проведение проверок всех протоколов, выданных китайским испытателям, повторными испытаниями в российских аккредитованных лабораториях. Считаем необходимым создание межведомственной комиссии (МВК) с участием представителей ОАО «Российские сети», ОАО «ФСК ЕЭС», ГТК ГНИ, целью работы которой будет своевременное предотвращение случаев поставки низкокачественной продукции для сетевого хозяйства и организации противодействия подобным явлениям, направленным против экономического суверенитета РФ.
Только при вашем непосредственном участии мы, объединив усилия производителей, потребителей продукции для электросетевого комплекса, органов российской таможни и фискальных органов, сможем противостоять противоправным действиям недобросовестных поставщиков и их посредников.