Журнал «Энергополис» принял участие во II Международной научно-практической конференции и выставке «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем России. РЕЛАВЭКСПО-2013», проходившей с 23 по 26 апреля в Чебоксарах.
22 апреля в поезде, выходившем из Москвы в Чебоксары, не было ни одного свободного места. В плацкарте среди обычных для этого класса вагонов РЖД пассажиров ехали эффективные менеджеры энергокомпаний с кофрами, в которые были уложены их выходные и парадные костюмы. Чуть ли не на ходу один такой впрыгнул в тамбур, радостно докладывая по своему смартфону, что он успел, взял билет, поезд уже отправился и завтра он будет в Чебоксарах.
Несведущему в отраслевых событиях человеку могли вспомниться Остап и его пламенная речь в «Клубе четырех коней»: «Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва – в Старые Васюки».
23 апреля в столице Чувашии открывалась II выставка конференция «РЕЛАВЭКСПО-2013. Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем России. Актуальные вопросы». Основная цель и идеология этого форума – демонстрация достижений и потенциала предприятий электротехнического кластера Чувашской Республики, выпускающих устройства релейной защиты и автоматики. Единственная, на мой взгляд, региональная выставка, куда специалистов отрасли не «посылают», а куда все сами стараются попасть, потому что посмотреть в эти дни в Чебоксарах есть на что. По разным оценкам специалистов сетевых компаний, сегодня до 40% оборудования, которое применяется в российских электрических сетях, разрабатывается и производится в Чебоксарах.
В этом году на выставку в Чебоксары «понаехало» более 750 представителей компаний – производителей и поставщиков из 52 регионов России, Австрии, Канады, Франции, Белоруссии и Украины, а также представители компаний «РусГидро», «Росатом», ОАО «ФСК ЕЭС», РЖД, подразделений Минобороны России, проектных организаций, инжиниринговых компаний и более 20 высших учебных заведений России.
Выставочные площади были открыты в урбанистической высотке республиканского Театра оперы и балета, который за его архитектурный облик в городе называют «элеватором». Для оперы это очень модерновое и антиархитектурное сооружение. Произносишь «опера», и хочется привычных колонн, амуров пузатых, парчи и золота уютных лож. А тут мало того что «элеватор», так еще и внутри сплошное торжество инженерной мысли. По сравнению с прошлым годом площадь экспозиции увеличилась в три раза и пополнилась компаниями, выпускающими не только конечную продукцию, но и комплектующие для их сборки. На стендах были представлены приборы, устройства и крупногабаритное оборудование. Для иллюстративной наглядности своих решений многие компании-экспоненты использовали плазменные панели, на которых как на школьных досках, вычерчивались принципиальные схемы их разработок.
Для тихих и провинциальных Чебоксар «РЕЛАВЭКСПО» – мероприятие статусное, едва ли не главная республиканская промышленная выставка. Отсюда и такое внимание и со стороны республиканских властей: в более чем скромной церемонии открытия выставки принял участие глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев. Отраслевые лидеры были представлены первым заместителем председателя правления – главным инженером ОАО «ФСК ЕЭС» Андреем Черезовым, заместителем председателя правления – главным инженером ОАО «РусГидро» Рахметуллой Альжановым и заместителем директора по управлению режимами ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» Андреем Жуковым.
Среди посетителей выставки в основном профессиональные участники – технические специалисты, инженерный состав. В этой отрасли даже менеджеры по продажам должны не просто владеть терминологией и быть в теме, но и иметь специальные знания, чтобы как минимум суметь ответить на вопросы заказчиков в режиме диалога на стенде. Надежность, бесперебойность и безопасность работы сети – вопросы, решаемые РЗА, самые ответственные области электроснабжения – вторичная коммутации и автоматизация управления электроэнергетическими объектами – вот основные темы диалога производителей и потребителей, где обе стороны заинтересованы в плодотворном и эффективном сотрудничестве.
В течение четырех дней работы выставки проходили пленарные заседания и тематические «круглые столы», на которых участники конференции обсуждали вопросы современного состояния отечественного производства и перспективы развития диагностики электрических сетей. В обмене опытом между российскими производителями и потребителями шло и обсуждение передовых технологий, предлагаемых рынку иностранными компаниями, инновационные решения для сетевого комплекса и автоматизации процессов управления, проектирования и эксплуатации электроэнергетических объектов, обеспечивающих надежность функционирования и управляемость ЕЭС России в нормальных и аварийных режимах.
25 апреля в рамках «РЕЛАВЭКСПО» прошло совещание начальников служб релейной защиты и автоматики, на котором участвовали представители филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Россети». Подводились итоги прошедшего года по направлению РЗА, обсуждались проблемы и предложения по улучшению взаимодействия между энергокомпаниями и компаниями-производителями.
Когда звучало выступление первого заместителя председателя правления – главного инженера ОАО «ФСК ЕЭС» Андрея Черезова, сказавшего, что Федеральная сетевая компания планомерно увеличивает долю использования отечественного оборудования при модернизации и строительстве новых объектов, вспомнились такие макроэкономические понятия, как «промышленная политика страны» и широко пропагандировавшаяся в свое время «политика импортозамещения». Приходили на ум «поддержка отечественного производителя» и «догнать и перегнать».
«Взаимодействие ОАО «ФСК ЕЭС» с российскими производителями электрооборудования позволяет стимулировать технологическое развитие отечественной электротехники и снижать зависимость от оборудования зарубежного производства», – сказал Черезов.
Вроде бы все правильно сказано, но мы в России не можем сегодня спокойно развивать нашу промышленность, находясь в состоянии скрытого острого конфликта с Западом. Без импорта технологий массовую модернизацию не осуществить. Это не только сегодня. Так, к сожалению, было еще и при Петре, да и не только в царские, но и в годы сталинской модернизации.
Эта констатация объективно и исторически сложившихся обстоятельств экономического развития России вступает в явное противоречие с реальностью, когда речь заходит об отечественном производстве именно в области РЗА. Нам реально есть что предъявить ведущим мировым игрокам в решениях релейной защиты. Мы не слабее их, а в чем-то наши, отечественные разработки не имеют аналогов и превосходят иностранные. Причем отечественная релейка прежде всего ориентирована и учитывает в производстве специфику наших сетей, наши условия эксплуатации. Другими словами, наши ИЦ «Бреслер» или «ЭКРА» имеют и явное, и скрытое конкурентное преимущество перед западными компаниями.
Отечественная релейная защита – это не только предмет для гордости, но и столь трудно на протяжении многих лет искомая и определяемая лучшими отечественными и иностранными специалистами-экономистами «точка промышленного роста России». С учетом того, что, по сути, весь сектор производства этого направления сосредоточен в одном городе – не в Москве и не в Питере, а в региональном центре, в Чебоксарах, – эта точка промышленного роста становится и точкой на карте страны. Появляется пример положительного регионального проекта, место приложения силы, где государству можно и нужно создать максимально благоприятные условия для частных инвестиций. Не государственными дотациями в регион (чтобы не допускать дискриминации других дотационных регионов), а непосредственно в соответствующую отрасль, памятуя о регионе. Какой смысл сегодня просто объявлять о создании «электротехнического кластера Чувашской Республики»? Что за этим последует? Какова тут роль государства, если все предприятия изначально имеют чебоксарскую прописку? В чем тут проявляется государственное участие в развитии отрасли или региона? Очередной показушный псевдоинвестиционный проект?
Мы говорим постоянно о депрессивных территориях и дотационных регионах, о методах развития регионов и выведения их из кризиса. Много говорим, подразумевая при этом зачастую лишь размер куска финансирования из федерального бюджета. Дотации не порождают богатства – они развращают. Саммиты и олимпиады проходят. Где он, новый стимул к развитию отечественной промышленности и региона? В Чебоксарах он в предприятиях РЗА. В развитии, государственной поддержке и стимулировании роста такого регионального отраслевого производства, как РЗА в Чебоксарах, – путь к решению пусть и локальной, но очень понятной и реальной задачи.
Это не отменяет правил ВТО, не противоречит правилам международной торговли, но это – промышленная политика страны на деле, это – проявление политики импортозамещения.
Сегодня всем нам нужен масштабный и объективный рост экономики, нужны инвестиции в развитие инфраструктурных и промышленных, прежде всего региональных, проектов. Но что мы делаем для этого? Общая налоговая и квазиналоговая (пошлины, сборы, взносы) нагрузка в России непомерно высока. Мы собираемся быстро расти и увеличивать долю накоплений? Если «да», то вот тут вот, в Чебоксарах, на этой, не побоюсь этого слова, уникальной для России промышленной выставке и место, и время посмотреть на опыт стран, совершивших «экономическое чудо». Этот опыт показывает: чтобы стать гоночной машиной, фискальная нагрузка должна колебаться в районе 30% ВВП, может быть, чуть выше. Все страны «чуда» прошли через низкие налоги. У нас они давно зашкалили за 40%, как у развитых стран с темпами роста в 1–2%. Мы не используем десятки хорошо известных в международной практике механизмов налогового стимулирования длинных инвестиций, прежде всего прямых иностранных, розничных, институциональных инвесторов. В России преобладает фискальное мышление. Увеличить налоги, найти недобор, взыскать ренту, чтобы потом больше распилить в виде неэффективных государственных проектов. Как следствие, получаем рост теневой экономики и налоговых преступлений вместо роста налоговой базы и инвестиций.
Почему государственным сетевым и прочим отраслевым энергетическим корпорациям не инициировать налоговые льготы для отечественных производителей РЗА при встречном с их стороны предложении о снижении цены на поставляемое оборудование? Чем это плохо? Кому от этого хуже? Иностранным компаниям, которые потеряют долю отечественного рынка в связи с тем, что российские компании-конкуренты снизят цены? Чьи, в конечном счете, интересы защищает государство, выступая в лице государственных компаний, основных заказчиков на отечественную, повторюсь, конкурентоспособную по мировым меркам продукцию?
Власть, с одной стороны, декларирует необходимость мер, стимулирующих рост, а с другой стороны, у нас курс рубля, который с 2002–2003 годов стойко убивает экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, делает его убыточным. Нам особо и экспортировать-то нечего, кроме пока еще относительно дорогой нефти и стремительно падающего в цене газа, но тем не менее. Когда валютная выручка в рублевом измерении (при ежегодном росте мировых цен на технически сложную продукцию на 1–3%) перестала покрывать рублевые затраты внутри России, растущие с темпами инфляции в 7–15%; и наоборот, во внутренний оборот все больше втягивался высокотехнологичный экспорт, импортозамещение которого при таком курсе рубля стало крайне затруднено. В сегодняшних ожиданиях рецессии можно было бы прогнозировать смягчение денежной политики, полагаясь на то, что это только вопрос недалекой перспективы, но нет, это еще и вопрос политической воли власти, которая говорит, что «скоро мы совсем замедлим инфляцию, тогда ставки по кредитам упадут, и после этого вырастет отдача от инвестиций».
Главный вопрос экономической политики, который звучал на прямой линии президента, – это откуда взять деньги на развитие и модернизацию. Роль государства в вопросах денежной политики главная, но она заключается не только в том, что государство может создавать деньги, просто их печатая. Кредитование реального сектора, о котором оголтело спорят экономисты: одни – указывая на то, что это прямой путь к инфляции, другие – что это создание новых рыночных ниш на внутреннем рынке и стимулирование спроса, – главный вопрос, в который упирается проблема экономического роста. Это задача, которую может решить только государство. Если этого не сделает государство, то этого не сделает никто.
Текст и фото: Андрей Агафонов