Авторизация


 

Звездная дегенерация

Кому не дают покоя успехи российских предприятий ракетно-космической отрасли?

 

В нашей жизни, увы, давно стало недоброй традицией мешать тем, кто созидает и пашет на благо народа и государства. Те, кто мешает, якобы сражаются за соблюдение прав и законности, а на самом деле пекутся о своем шкурном интересе. Для таких главное – побольше урвать в этой жизни, а после них хоть потоп! Особенно ярко это демонстрирует ситуация в военно-промышленном комплексе России. И если бы тут дело ограничивалось только нашумевшей историей о делах экс-министра обороны и его окружения...

 

Накануне нового, 2013 года в Москве в информационном агентстве «Интерфакс» состоялась пресс-конференция президента ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева» (РКК), генерального конструктора Виталия Лопоты, исполнительного директора ОАО «НПО «Энергомаш» им. академика В. П. Глушко» Владимира Солнцева и заместителя начальника управления инфраструктурными отраслями и организациями ВПК Росимущества Сергея Баринова.

 

Говорили о результатах работы этих оборонно-стратегических предприятий за прошлый год и о ближайших перспективах. Но лично мне хотелось услышать ответ совсем на другой вопрос. Известно, что Счетная палата РФ вскрыла очень много серьезных недостатков в работе прежнего руководства «Энергомаша». Сегодня это называют коррупцией. Ведь миллиарды казенных рублей шли не на спасение погибающей космической отрасли, а в карманы организаторов мошеннических схем. Понес ли кто-нибудь заслуженное наказание? Виталий Александрович ответил как отрезал: «Это вопрос не к нам, а к прокуратуре!» И только Сергей Анатольевич немного обнадежил: «Возбуждено несколько уголовных дел».

Мы – из будущего: и это не фантастика!

Как рассказал собравшимся журналистам Виталий Лопота, ракетно-космическая корпорация «Энергия» в прошлом году выполнила 12 миссий: четыре пилотируемых запуска, четыре запуска грузовиков, три пуска по программе «Морской старт» и один – по навигационной системе. В этом году в планах РКК на три миссии больше, главным образом по программе Международной космической станции (МКС). Макет нового российского пилотируемого корабля собираются выставить на международном аэрокосмическом салоне МАКС-2013. С 2017 года начнутся летные испытания перспективной транспортной системы.


«Программа прикладных исследований во многом перевыполнена, – отметил глава РКК, – в ней участвовали 20 организаций – поставщиков экспериментов. Что касается российского сегмента МКС, то он к 2017 году прирастет тремя модулями. Увеличится за счет многофункционального лабораторного модуля, сборку которого сегодня мы завершаем и который к концу следующего года должен быть запущен. Это будет российский научно-исследовательский модуль МКС. Внутри него оборудовано 14, а снаружи 13 универсальных рабочих мест». Выводить его на орбиту будет ракета-носитель «Протон». А следующим модулем, которым прирастет МКС, станет универсальный модуль – он будет базовым для развития российского сегмента станции. Его запуск планируется на 2016 год. В это же время в РКК собираются сформировать и первый научно-энергетический модуль.

 

Рассказывая о программе «Морской старт», Виталий Александрович отметил: «Россия, обладая таким плавучим космодромом, имеет свою точку на экваторе. «Морской старт» – это эволюционное развитие того, что было создано по программе «Энергия», в свое время закрытой Михаилом Горбачевым. Сейчас на базе этого носителя мы можем создать за короткие сроки носители грузоподъемностью до 70 тонн, которые нам очень нужны».

 

Еще одна специализация РКК – спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). «Мы завершаем создание спутника ДЗЗ нового поколения с уникальными разрешающими возможностями», – сказал президент корпорации.

 

На вопрос о перспективах более глобального характера Виталий Лопота ответил, что РКК намерена в ближайшие десять лет наряду с реализацией существующих программ направить усилия на отработку эффективных технологий движения в космосе, в том числе нереактивных. «Для этого нам понадобятся полеты к Луне и точкам Лагранжа, – пояснил Виталий Александрович. – Мы можем делить что-то на Земле. Но двигаться к Луне и Марсу надо вместе. Мы должны вырабатывать идеи, которые позволят жить человечеству безопасно. В следующие десять лет надо будет заняться созданием инфраструктуры для обитания человека. Мечтать и планировать в космической деятельности мы должны на столетия вперед».

Мы – из настоящего: воскресший «Энергомаш»

Производитель ракетных двигателей, научно-производственное объединение «Энергомаш» именно то предприятие, которое выполняет заказы по линии государственной программы вооружения и федеральной космической программы России.

 

От прежнего руководства новому исполнительному директору «Энергомаша» Владимиру Солнцеву досталось незавидное наследство. Состояние производственной базы было плачевным. Долги предприятия можно было смело назвать космическими. Не представляется никакой возможности пересказать даже в сжатой форме все, что выявили на «Энергомаше» проверяющие из Счетной палаты РФ. Самое главное – выяснилось то, что при мощной государственной поддержке и само предприятие, и его рядовые работники ее нисколько не чувствовали. Ведь ни копейки из казенных миллиардов не шло на спасение уникального производства, по которому, казалось, уже играл похоронный оркестр...

Жизнь в почти умершее предприятие удалось вдохнуть не только новыми методами управления экономикой. Тут свою огромную роль сыграл и человеческий фактор. Люди увидели в новом руководителе не очередного гениального распильщика бюджетных средств, а настоящего хозяина, не на словах болеющего за общее дело и своих подчиненных.

 

За два года, что прошли после смены руководства, средняя заработная плата по объединению увеличилась на 37%. При этом численность работающих выросла более чем на тысячу человек! В два с лишним раза больше стали выпускать двигателей, а количество их испытаний выросло в 2,5 раза. Увеличилась и выручка от продаж в 2,3 раза и составила без малого почти 7 млрд. рублей!

 

На «Энергомаше» производят лучшие в мире двигатели, которыми готовы обеспечить любые ракеты-носители для первой ступени, и работают над новыми конструкциями. Это, к примеру, создание тысячетонного двигателя. Такого в мире нет, как, впрочем, нет 800-тонного двигателя ЛД-171, который предприятие уже производит.

Кроме космической тематики меня интересовал еще один вопрос. «Выпускать турбины? – Владимир Львович лишь на минуту задумался. – А знаете, у нас есть мысли, как можно использовать в качестве генератора двигатели. Технологии, которые используются в ракетной отрасли, апробированы. Это экстремальные условия, когда узлы сборки деталей работают в высоконагруженных условиях, и это агрессивные среды. У нас есть очень хорошая разработка – газоперекачивающие, нефтеперекачивающие насосы. В них в качестве смазки для подшипников используется сама нефть, которая прокачивается. У них ресурс колоссальный. Только сначала нам надо закрыть проблемы прошлого, решить задачи настоящего, а потом можно с оптимизмом посмотреть и в будущее».

Мы – из прошлого: повернем все вспять?

В условиях отсутствия государственного заказа и финансирования в 90-х годах чудом удалось не только сохранить уникальную школу ракетного строения, но и перейти к разработке новых ракет-носителей для ракетно-космической индустрии класса «Союз», «Протон», «Зенит», в том числе и межконтинентальных баллистических ракет.

Предприятия ракетно-космической отрасли выпускают продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Их по праву называют мировыми лидерами в области производства как ракет-носителей, так и мощных жидкостных двигателей, рожденных уже в XXI веке. На фоне рекламируемой повсюду нанопродукции предприятия ракетно-космической отрасли реально производят нанодвигатели, которые относятся к одному из немногих видов российской продукции, покупаемых зарубежными партнерами в области исследования космоса.

 

Сегодня, спустя неполных два года со дня назначения на должность главы Федерального космического агентства Владимира Поповкина, появились реальные перспективы работать в первую очередь на отечественную аэрокосмическую отрасль. В активную фазу перешли проекты «Русь-М», «Ангара», первый полет которой планируется уже в этом году, следующий – в 2015 году. Благодаря именно Владимиру Александровичу Правительство РФ одобрило Программу по развитию космической отрасли на 2013–2020 годы. На ее реализацию выделено более 2 трлн. рублей. Разработан и внесен в Правительство РФ проект Стратегии развития космической отрасли Российской Федерации до 2030 года и на дальнейшую перспективу. Эта стратегия содержит, в частности, задачи в области фундаментальных исследований космоса и их использования в интересах социально-экономического развития страны.

 

Конечно, в российской космической отрасли есть и серьезные проблемы. Требуется большая государственная программа освоения космоса, которая отражала бы задачи как на ближайшее время, так и на дальние перспективы.

 

Но к сожалению, самая серьезная проблема лежит за гранью финансового вопроса. В последнее время в ряде печатных изданий появились явно заказные публикации негативного характера о ракетно-космической отрасли, которые направлены как на дискредитацию руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина, так и на дестабилизацию положения в отрасли. Более того, раскрываются сведения о выделении финансовых средств на отдельные ракетно-космические программы в рамках гособоронзаказа, тактико-технические характеристики как вооружения, так и ракетных комплексов и двигателей различных модификаций, полученные от неких компетентных конфиденциальных лиц. Информация, поступившая из непроверенных источников, негативно сказывается на имидже российско-космической отрасли в целом, способствует осложнению договорных отношений и межгосударственных контрактов с зарубежными партнерами.

 

Есть такое понятие – генерация. Генерировать значит производить энергию, столь необходимую всем нам. А еще можно генерировать хорошие идеи и добрые дела. В противном случае получается дегенерация. Ее приверженцы и пытаются сегодня напакостить в звездной отрасли. И недавняя авария ракеты-носителя «Зенит-3SL» со спутником связи «Интелсат-27» (IS-27) с морского старта, конечно же, только подольет масла в огонь, разжигаемый недоброжелателями. Но по свидетельству статистики, в таком сложном деле, как космическая отрасль, от аварий не застрахована ни одна ракетная держава. Это прекрасно понимают звездные дегенераторы, но продолжают начатое недоброе дело. И если их не остановить, то вреда они могут принести очень много. В этом твердо уверены руководители предприятий ракетно-космической отрасли нашей страны.

 

Сергей Рогожук

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.