Авторизация


 

Сложные задачи. Кадровые проблемы российской электроэнергетики

Сложные задачи. Кадровые проблемы российской электроэнергетикиОдним из важнейших условий успешного развития электроэнергетики является обеспечение подготовки специалистов высокой квалификации. Современная концепция организационно-кадровой работы в государственных структурах и частных отраслевых компаниях задает сложносоставной и комплексный уровень управления коллективом предприятия, опирающийся в первую очередь на человеческий потенциал, который является основой существования предприятия или организации.

В этом смысле кадровая политика должна быть направлена на обеспечение кадровыми ресурсами всех направлений электроэнергетики, а также на внедрение системы непрерывного обучения, своевременной систематической переаттестации и повышения квалификации действующих и будущих специалистов отрасли.

Сложившаяся в последние годы ситуация на предприятиях электроэнергетики выявила существенные проблемы, связанные как с подготовкой, так и с численностью кадров для электроэнергетики. На предприятиях электроэнергетики и в научно-исследовательских институтах ощущается серьезный кадровый голод ученых, молодых специалистов, технических исполнителей и учеников рабочих специальностей, и все это на фоне непрерывной естественной убыли и оттока опытных квалифицированных кадров с электротехнических и промышленных предприятий.

По данным Ассоциации инженерного образования, в России в то же время имеется более 230 вузов, осуществляющих подготовку кадров для электро-, тепло- и атомной энергетики, а число обучающихся по энергетическим специальностям составляет около 110 тыс. человек. Несложно подсчитать, что в среднем на одно высшее учебное заведение приходится лишь около 480 студентов – это очень небольшая цифра для полноценного обеспечения кадрами российской электротехнической промышленности.

Каковы же причины столь небольшой численности обучающихся по энергетическим специальностям? Безу-
словно, нельзя назвать какую-то одну проблему. Скорее, это комплекс проблем, обусловленных низкой привлекательностью и социальным статусом научного и инженерно-технического персонала в глазах вчерашних выпускников школ. Ни для кого не секрет, что молодежь просто не хочет «идти в науку» вследствие низкой социальной защищенности, отсутствия перспектив самореализации и низких заработных плат. Для преодоления кадрового кризиса необходимо воссоздание эффективной кадрообразующей среды, которая будет включать в себя не только достойную оплату труда молодых специалистов, но и развитие многих нематериальных стимулов к плодотворному и результативному труду. То есть промышленное предприятие должно обеспечивать работникам тот комплекс социальных услуг, который способен удовлетворять потребности развитых работников.

Среди причин кадровой нехватки можно назвать и отсутствие четкого планирования потребности в разных специалистах в области энергетики, снижение заказов научно-исследовательских институтов к вузам на НИОКР, нехватку преподавательского состава в вузах. Обращая внимание в прошлое, стоит отметить, что советская система образования была четко структурирована и полностью покрывала кадровые потребности электротехнической отрасли. Первой ступенью образования была общеобразовательная школа, затем профессионально-технические училища (ПТУ), вуз и распределение молодых специалистов после вуза на промышленные предприятия. С уходом от плановой экономики система распределения ушла в прошлое, и сейчас большинство молодых специалистов, инженеров оседают в коммерческих отечественных и западных компаниях, не побывав на производстве и дня, занимаясь, по сути, менеджментом (что, конечно, тоже немаловажно), а не реальными научными исследованиями или практическими и опытными разработками. Сказывается также нынешнее состояние российской системы образования: практически полное исчезновение ПТУ, обеспечивающих предприятия основной производительной силой, ощущается явный численный перекос специалистов с высшим образованием в ущерб «синим воротничкам».

Научное сообщество также весьма озабочено сложившейся кадровой ситуацией и предлагает свои пути решения, а именно консолидацию вузов и отраслевых электротехнических предприятий в установлении долговременных и содержательных связей между собой, совместный пересмотр учебных планов и программ в целях усиления практических форм обучения. Необходимо сообща сфокусировать внимание на улучшении подготовки по необходимым в современных реалиях непрофильным предметам: экономика, IT – и открывать новые направления подготовки в рамках двухступенчатой системы образования («прикладной бакалавр» и «магистр-инженер»).

Немаловажно также продолжать непрерывное послевузовское обучение специалистов в части плановых повышений квалификации и переподготовки специалистов, внутренних организационных аттестаций. Безусловно, необходима инициатива и от электротехнических предприятий в части осмысления ответственности, места и роли предприятий и компаний в процессе подготовки кадров. Необходим активный диалог и интенсивное сотрудничество между электротехническими предприятиями и вузами в определении потребности числа студентов различных профильных специальностей, то есть предприятия должны формировать вузам своеобразный заказ на специалистов, осуществляя таким образом профессиональное наставничество в образовательном процессе. Одним из вариантов такого наставничества является направление своих ведущих специалистов в вузы для чтения лекций и проведения практических занятий (практики, семинары, курсовые и дипломные проекты).

В этом смысле интересен опыт Государственного научного центра ФГУП «Всероссийский электротехнический институт имени В. И. Ленина» (ФГУП ВЭИ) который, несмотря на существующие трудности, продолжает проводить политику непрерывного сотрудничества с вузами. В частности, ФГУП ВЭИ связывают многолетние тесные связи с Московским энергетическим институтом (техническим университетом), выпускники которого составляют основу кадрового состава ФГУП ВЭИ.

Институтом подписан ряд соглашений с высшими учебными заведениями по взаимодействию в процессе обучения и трудоустройства, среди которых: Московский инженерно-физический институт (государственный университет), Московский государственный институт электроники и математики (технический университет), Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Московский государственный технологический университет («Станкин»), Иркутский государственный технический университет, Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Дагестанский государственный технический университет.

В рамках взаимодействия с учебными заведениями в процессе обучения и трудоустройства ФГУП ВЭИ ведет работу по заключению соглашения о сотрудничестве с НОУ ВПО ЭЭИ – негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Экономико-энергетический институт», осуществляющим корпоративную подготовку квалифицированных рабочих кадров, специалистов среднего и высшего профессионального образования, а также переподготовку и повышение квалификации кадров предприятий и организаций энергетической отрасли. Кроме того, заключено соглашение о создании Научно-образовательного центра (НОЦ) с Дагестанским государственным техническим университетом для координации научно-исследовательских работ и учебного процесса университета по приоритетному направлению «Энергетика и энергосбережение». На последнем этапе процедуры подписания находится соглашение о создании Республиканского НОЦ «Энергосбережение в электротехнике» с Дагестанским государственным университетом, согласованное с Минобрнауки России и Правительством Дагестана. Деятельность центра будет направлена на интеграцию и координацию усилий учебного, научного и производственного потенциала участников соглашения для совместных действий в образовательной и научной областях, включая деятельность, направленную на реализацию Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы.

ФГУП ВЭИ также участвует в мероприятиях, обогащающих базовые знания учащихся, делится научным опытом с молодым поколением. Из недавних событий можно отметить ежегодное мероприятие – Третью Всероссийскую молодежную научную школу «Прикладные математика и физика: от фундаментальных исследований к инновациям» (Летняя школа ПМФ-2012), состоявшуюся в июле 2012 года. Организатором Летней школы выступило Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский физико-технический институт» (МФТИ) при содействии НИЦ «Курчатовский институт». Мероприятие, получившее статус ежегодного, проводилось в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России в 2009–2013 годах». Участие в работе Школы ПМФ-2012 принимали абитуриенты, студенты магистратуры и выпускники бакалавриата, преподаватели российских вузов, аспиранты НИИ и вузов, научные сотрудники. ФГУП ВЭИ курировал работу секции Школы ПМФ-2012 «Высокоэффективные источники света». Представляя свой доклад на тему «Безэлектродные СВЧ-газоразрядные лампы. Плазменные светооптические устройства», сотрудники ФГУП ВЭИ ставили своей целью не только поделиться информацией с коллегами, но и передать научный опыт представителям молодого поколения, учитывая, что преемственность поколений ученых и непрерывность передачи научных знаний позволяет не только сформулировать задачи, требующие решения, но и отыскивать решения проблем, стоящих перед учеными в различных областях науки.

Промышленность, транспорт, производство электроэнергии на электростанциях, инновационные способы обработки материалов, космическая отрасль, экология производства и потребления электрической энергии, внедрение электротехники в медицину – вот лишь небольшая часть стратегического промышленного комплекса России, где необходимы высококлассные специалисты. Это означает, что перед инженерами-электротехниками, учеными, разработчиками электрооборудования и технологических процессов встают новые, более сложные задачи, открывается широкое поле деятельности на ближайшие десятилетия.

Игорь Кудрявцев, первый заместитель генерального директора ФГУП ВЭИ
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.