Наблюдающийся в настоящее время рост интереса к разработке стандартов, регулирующих вопросы энергетической эффективности и энергетического менеджмента, вполне объясним, в том числе и с точки зрения практической реализации положений Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Внедренная данным нормативным актом обязательность саморегулирования в области энергетических обследований подразумевает развитие чрезвычайно важного для отечественной экономики направления и выработку нового системообразующего для предприятий стандарта качества их деятельности. О первых практических шагах и о национальной специфике внедрения энергоменеджмента на производственном предприятии журналу «Энергополис» рассказала начальник службы качества УК «Теплоком» Елизавета Назарова.
– Не секрет, что сегодня в России работы в направлении энергосервиса часто проводятся формально…– Да, к сожалению, это так. Однако целью деятельности профессиональных энергосервисных компаний являются именно реальные результаты в части управления энергопотреблением объекта. НПО «Промприбор» в этой работе помогали специалисты компании «Интегратор энергетического комплекса», которая возглавляет целую сеть энергосервисных компаний, работающих в разных регионах России (о проектах этой компании «Энергополис» писал в № 7–8). Специалисты «Интегратора энергетического комплекса» в сжатые сроки провели энергоаудит компании «Промприбор», они же в дальнейшем будут реализовывать мероприятия по повышению энергоэффективности объекта.
Это очень важно, что производственная компания «Промприбор», работая в сфере энергосбережения, предъявляет к себе самые высокие стандарты и, как показала практика, соответствует им.
– Елизавета, что такое стандарт энергоменеджмента и что он дает на практике компании, предприятию?– Стандарт по энергоменеджменту ИСО 50001:2011 – регламент достаточно новый, принят в 2011 году, но он создавался Техническим комитетом ИСО/ТК 242 «Энергоменеджмент» с 2008 года.
При этом Россия не входила в состав комитета, который прописывал основные требования к системе энергетического менеджмента.
ИСО 50001 в отличие от своего друга ИСО 9001 (система менеджмента качества) требует реальных действий к системе, а не просто описать процессы и ежегодно давать отчеты, что все процессы результативны – и вот вам справка.
Стандарт энергоменеджмента на практике задает требования к созданию и управлению ресурсопотреблением предприятия – имеются в виду электроэнергия, вода, тепло и т.д. При внедрении энергетического менеджмента компания начинает управлять, и, как следствие, сокращать/экономить свои энергетические ресурсы. Результатом этих действий является экономия финансовых ресурсов, которые ранее тратились на оплату ресурсо- и энергопотребления.
– На ваш взгляд, что по-настоящему сегодня является реальным стимулом для его внедрения в России? – Растущие тарифы на воду, свет, газ, тепло. Затраты по коммунальным платежам знакомы генеральным, финансовым директорам всех предприятий. Даже для непроизводственной компании они существенны.
– Какова специфика внедрения энергоменеджмента в России? В чем состоит роль энергосервисных компаний? Что такое энергетический паспорт и можно ли ему верить? – Cистемы энергетического менеджмента нельзя построить без проведения энергоаудита. Это основное, причем энергоаудит должен быть выполнен качественно серьезными энергосервисными компаниями, которые не просто дают справку, но и предлагают план действий по управлению выявленными параметрами.
Энергетический паспорт и отчет по энергетическому обследованию, который предоставляет энергосервисная компания, должен быть тщательно проверен: все ли оборудование было учтено (особо актуально для производственных компаний), правильно ли обозначены графики загрузки оборудования, сменность и т.п.
Энергетический паспорт – это цифры, которые не нужно спешить подписывать/утверждать. Их необходимо проверить, и желательно, чтобы это сделала рабочая группа специалистов, внедряющая систему на предприятии. Например, на производственном предприятии в эту рабочую группу должны входить не только энергетики, но и производственники, механики, руководитель административно-хозяйственной части. Соответственно, в рабочую группу по проекту внедрения системы энергоменеджмента в компании «Промприбор» вошли начальник отдела управления качеством, директор по производству, начальники цехов, главный инженер, главный энергетик.
Цель проведения энергоаудита – создание четкой картины предприятия в части ресурсопотребления на сегодняшний день. Это своего рода портрет предприятия «до», с которым мы будем сравнивать аналогичную картину «после» и оценивать достигнутый результат.
– Какие этапы следуют за проведением энергоаудита? Как работает или окупается система энергоменеджмента?– После проведения энергоаудита на основании данных паспорта и отчета необходимо определить показатели энергоэффективности. Наша служба предложила остановиться на трех основных показателях, два из которых
– отношение потребления электроэнергии на единицу площади офисных и производственных помещений. Также мы принимаем в расчет применение энергии на единицу продукции.
Эти показатели мы предложили сертификационному органу, и они посчитали их объективными для оценки эффективности мероприятий, разработанных нами с целью снижения ресурсо- и энергопотребления компании «Промприбор». Эти показатели стали основой нашей системы. Через год, в ходе первого надзорного аудита, который также будут проводить специалисты этого же сертификационного органа, мы должны будем показать динамику показателей – так мы подтвердим сертификат, полученный в 2012 году.
В холдинге был разработан и принят «План по достижению целей в области энергоменеджмента». Один из показателей этого плана на 2012 год – снижение электропотребления на 5%. При всем том, что это, казалось бы, не грандиозное достижение, для выполнения этой задачи потребовалось провести достаточно масштабную работу. Мы установили порядок посекторной работы в помещениях (актуально для больших производственных помещений) и реконструируем системы вентиляции в цехах. Пришлось отремонтировать конденсаторную установку в тепловом пункте и заменить в/в электрических кабелей. Также мы установили датчики присутствия в офисных помещениях…
Эти мероприятия требуют затрат, но срок их окупаемости составляет 1-2 года за счет экономии средств. Ежегодно мы будем наблюдать динамику изменения показателей. Со временем при снижении динамики (или ее отсутствии) цели могут быть пересмотрены – к этой работе также могут быть привлечены свои или сторонние эксперты.
– В чем заключаются и есть ли разительные перемены «Промприбора» «до» и «после»?
– «Промприбор» вошел в состав холдинга в августе 2011 года, и сразу же были определены мероприятия по внедрению систем – сначала системы менеджмента качества. Это позволило сотрудникам холдинга говорить на одном языке – были распространены все обеспечивающие процессы: финансы, процессы системы управления персоналом, охрана труда и т.п.
Далее уже началось внедрение системы энергоменеджмента. Коллектив компании «Промприбор» и ее генеральный директор Андрей Манин проявили интерес к этой системе.
– Сколько времени потратили на подготовительную и собственно работу по внедрению? Как строилась эта работа? – Интересоваться информацией о стандарте мы начали еще в 2010 году.
Работа по самому проекту длилась не так долго: в ноябре 2011 года приняли решение – в феврале прошли первый этап аудита.
– Какая экономия получилась в результате? – Как ни странно, первые результаты – и совершенно бесплатно – дала агитация. Это аргумент в адрес тех, кто говорит, что мероприятия по энергосбережению дороги. Просто научите сотрудников выключать свет и воду в туалете, в кабинетах, а также выключать кондиционеры по завершению рабочего дня.
С целью экономии электроэнергии в компании были внедрены энергосберегающие лампы, установлены датчики движения.
На сегодня программа в области энергосбережения выполнена примерно на 80% и часть мероприятий отложена на четвертый квартал. Но мы уже можем говорить о снижении энергопотребления за I квартал 2012 года на 50% по сравнению с аналогичным периодом в 2011 году.
– Насколько я понимаю, компании холдинга сертифицировал ТЮФ Интернациональ РУС, и для этой серьезной организации это был первый аудит на соответствие требованиям стандарта по энергоменеджменту. Были ли какие-то трения в процессе? Ведь на вашем примере отлаживался механизм аудита.
– Трений не было. Аудиторы ТЮФа выполняли свое дело – это аудит, а мы представляли свидетельства выполнения пунктов стандарта ИСО 50001.
Не представили – вот вам несоответствие. Есть несоответствие – нужно продумать корректирующее действие. Все очень просто и прозрачно.
– Система системой, но есть еще и люди. Были ли трудности с человеческим фактором? Какие?– Человеческий фактор – самый важный. Главные принципы менеджмента – лидерство руководителя и вовлеченность сотрудников. Мы смогли объединить эти две силы для внедрения и построения системы.
– На каком этапе работа над внедрением системы находится сегодня? На когда намечен первый надзорный аудит? Что он должен показать? Что до этого времени вы должны успеть сделать?– Внедрение системы энергоменеджмента было крайне ограничено по срокам.
Решение о внедрении было принято в начале ноября 2011 года, а сертификация началась в феврале.
Помимо сроков некоторую трудность создавало и то, что предприятия, которые охватывала система, расположены в разных городах, а также то, что инфраструктура компании «Промприбор» требовала модернизации.
Конечно, сначала была трудность с установлением показателей энергоэффективности.В итоге показатели энергоэффективности устанавливала и рассчитывала служба качества УК при поддержке главного энергетика УК холдинга, результат этой работы, как я и говорила, получил одобрение в органе по сертификации.
Еще одна серьезная задача – подсчитать загрузку оборудования с целью определения наиболее оптимального – энергоэффективного – режима его работы. Эта задача – в нашем плане, работаем.