Авторизация


 

Христианство как образ жизни. Взгляд на одну из основных мировых религий

Христианство как образ жизни. Взгляд на одну из основных мировых религийВсе энциклопедические словари сходятся на том, что христианство есть одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Дальше они сообщают, когда и где оно возникло и как распространялось. В советских словарях к этому добавляется, что вначале христианство являлось протестом угнетенных масс, а потом было приспособлено господствующими классами для эксплуатации трудящихся. Читая эти разъяснения, невольно вспоминаешь грибоедовское «все врут календари» – эти определения верны только частично, а потому не дают правильного представления об этой религии. Так считает писатель, ученый, философ, автор более ста работ по разделам математики и физики, а также книг по научной апологетике Виктор Тростников. По просьбе редакции нашего журнала Виктор Николаевич поделился с читателями «Энергополиса» своей точкой зрения по этой теме.

Христианство не только религия, то есть тип верования, но также и философия, и мировоззрение, и шкала ценностей, и поведение, диктуемое этой шкалой. В идеале это ещe и культура, и государственное устройство – иными словами, цивилизация. Идеал этот никогда не был достигнут, так что христианская цивилизация остаeтся виртуальной, однако, как всякая виртуальная сущность, она дает проекции на земную реальность, частично воплощаясь то здесь то там. Экзистенциальная составляющая христианства, то есть жизнь по его шкале ценностей, доминировавшая когда-то в Европе, предана забвению на Западе, и ее следы сохраняются только в России, что делает ее самой интересной страной на земном шаре.

Кровавая звезда Рима

Перенесемся на две тысячи лет назад. Римское государство только что превратилось из республики в империю, ею правит первый кесарь – Октавиан Август. Ее политическое и военное могущество достигло апогея, никто не может противостоять ее мощи. Она разгромила не только Карфаген, но и Митридатово царство, и ее внутренней акваторией после Средиземного моря стало и Черное. Награбленные Римом богатства несметны, утопающая в роскоши знать даже позволяет себе слегка поделиться ими с плебеями: им раздают хлеб, для них возводят бесплатные бани и амфитеатры, на арене которых непрерывно устраивают им на потеху убийства людей и животных. Всеобщее благоденствие!

Но почему же в преддверии этого земного рая Цицерон сказал, что он поздно родился и был застигнут ночью Рима? И почему же на фоне сытости и изобилия развлечений многократно возросло по сравнению с трудными временами становления республики количество самоубийств?

В голодные годы люди мечтают о еде, в годы беспросветного труда мечтают о забавах. И они кричат: дайте нам хлеба и зрелищ! Получив и то и другое, они сначала успокаиваются, но потом начинают чувствовать, что жизнь стала какой-то пустой и бессмысленной. В первом веке нашей эры это чувство нависло над всей империей, и это было той самой «ночью Рима», наступление которой первым уловил Цицерон.

А я говорю вам…

Мгла чревоугодия, разврата и жестокосердия, в которую погружался Рим, все более делала его вторым Содомом, обреченным разделить судьбу первого. Сам он уже не мог остановиться в своем движении к катастрофе. Но «невозможное человеку возможно Богу» (Лк 18, 27). В самом начале римской «ночи» на задворках империи, в палестинском городке Вифлееме, ро дился Тот, благодаря кому через три столетия тьма сменилась светом и над всей Европой и примыкающими к ней землями взошла заря. Это был Спаситель человечества, Сын Божий Иисус Христос.

Когда пробил час исполнения Им своей земной миссии, Он начал публичную проповедь. В течение трех лет Иисус обходил грады и веси земли, которая потом была названа «святой», ибо по ней ступала сама воплощенная святость; и там, где Он останавливался, слушать Его собирались тысячи людей из всех окрестностей, ибо Он провозглашал нечто неслыханное. К счастью, четверо из Его учеников через много лет записали по памяти кое-что из сказанного Им, и, хотя это лишь малая часть того, что Он говорил, по ней можно судить об общем смысле Его проповеди. Иисус исчерпывающе объяснил причину того, что античный мир зашел в тупик, и указал на единственный способ выхода из этого тупика. Евангелисты донесли до нас два ключевых тезиса Христа, относящихся к этому: «Дух животворит, плоть не пользует нимало» (Ин 6, 68) и «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6, 33). Под словами «это все» Иисус имеет в виду «что человеку есть и пить и во что ему одеться», то есть материальное обеспечение жизни – это следует из Его предыдущих фраз.

Первый тезис – космологический, в нем сформулирован главный принцип мироустройства. Бог, сотворивший мир, делится с нами секретом его функционирования: он держится на духовной составляющей, материальная же составляющая производна. Ошибка античного язычества, приведшая к его несостоятельности, состоит в том, что оно не учло этого фундаментального принципа бытия и поставило на первое место плотскую сторону существования, отодвинув духовную сторону назад. А поскольку плоть сама себя животворить не может – это способен делать только дух, – то жизнь стала из нее уходить. Иными словами, первый тезис Иисуса состоял в раскрытии того факта, что кризис античного общества являлся кризисом материализма.

Рим выходит из тупика

Второй тезис Христа был, по существу, советом в корне изменить жизненные установки, поставив невещественное выше зримого и осязаемого – ведь Царство Божие и Его правда невещественны. Большинство слушателей отнеслись к этому совету скептически, но некоторые рискнули ему последовать. И обнаружили поразительную вещь: жить духовной жизнью гораздо приятнее и спокойнее, чем плотской. Так стали образовываться общины, члены которых вели христианский образ жизни, то есть в своем поведении руководствовались наставлениями Христа – в первом поколении устными, а в дальнейшем записанными в Евангелии в форме «заповедей». И количество таких общин неуклонно росло, так как этот образ жизни, кажущийся со стороны безумным, имеет в себе внутреннюю привлекательность, изведав которую человек уже не склонен с ней расставаться.

Появление людей, ведущих себя так, будто они не от мира сего, не могло не вызвать у язычников раздражения: они-то были еще от сего мира с его варварскими утехами. Главное, что их бесило в христианах, – их постоянное пребывание в радости. Они буквально светились радостью и этим будто бросали вызов привычному порядку вещей, согласно которому люди должны постоянно быть озабоченными борьбой за земные блага. Христос предупреждал об этом своих учеников, говоря им: «Будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф 24, 9). Но ученики, которых с каждым поколением становилось все больше, были согласны переносить эту ненависть и вытекающие из нее гонения, лишь бы не лишиться той радости, которую дает жизнь во Христе, и, когда к этой радости приобщилось большинство, вместо конца наступило начало – взошла заря новой цивилизации, которой предстояло преобразовать весь земной шар.

…Не поле перейти


В школах нынче введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Он учит умению избегать того, что угрожает нашему физическому существованию, то есть нашему телу. Но ведь человеческая жизнь не сводится к жизни тела, она в гораздо большей степени есть жизнь души. Так не следует ли инструкции по безопасности тела дополнить инструкциями по безопасности души?

Такие инструкции есть, и они доступны каждому. Чтобы с ними ознакомиться, достаточно почитать Евангелие, которое доступно всем, ибо стоит дешевле буханки хлеба.

Да, жизнь не поле: оно ровное, а жизнь наша изобилует оврагами, ямами, отвесными кручами, падающими камнями… Физические опасности такого рода встречаются лишь на пути землепроходцев, а духовные – на жизненном пути абсолютно каждого человека. И как при путешествии в дальние края следует руководствоваться путеводителем по соответствующим странам, так при прохождении своего земного поприща людям следует руководствоваться путеводителем по жизни – Евангелием. И особенно крепко помнить о двух фундаментальных тезисах Христа. Когда погружавшийся в пучину мерзостей Рим усвоил первый тезис и люди обратили взор от низкого к высокому, Европа была спасена.

Сюжет повторяется

В соответствии со вторым тезисом к христианской жизни приложилось и «это все» – материальное благополучие. Понятно, почему это произошло. Люди стали искать правды Божьего Царства, то есть истины о сотворенном Богом мире, а в состав этой истины входят законы, управляющие поведением материи. Познав эти законы из чистой любознательности, европейцы обрели в качестве прилагаемого технологию, то есть средства, позволяющие подчинить материю и заставить ее служить себе. Ее услуги так понравились возникшему на базе технологии индустриальному обществу, что оно увлеклось материальной стороной жизни и забыло о духовной. Это увлечение возродило языческий культ материи, и Европа, а вслед за нею и весь западный мир стали новым Римом с его пристрастием к угождению плоти и примитивным увеселениям масскультуры. Все помешались на комфорте; все захотели сладкой жизни – сегодня уже не только Запад, но и завидующие ему развивающиеся страны. Но глобальное гедоническое общество существовать не может в принципе, ибо если все будут расслабляться, некому будет напрягаться, чтобы обеспечить это расслабление. Достигнув своих естественных границ – всей территории планеты Земля, такое общество должно погибнуть, как должен был погибнуть языческий Рим, ибо снова возникнет кризис материализма, теперь уже глобальный. Спасти человечество и на этот раз может только одно средство – его переход к христианскому образу жизни, при котором радостнее отдавать, чем брать. И он может начаться именно с России, где в душах простых людей сохраняются семена евангельских заповедей, еще способные прорасти.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.