Все беды России от ее богатства, обронил кто-то с высокой трибуны. И, если вдуматься, это так. Действительно, зачем что-то производить, если есть труба? Есть пока в закромах медь и никель, золото и молибден, масса нерудных, газ и нефть.
Еще в стране угля просто невпроворот! Скоро триста лет, еще с Петровских времен, мы его ищем, находим, добываем и используем. Только вот нужен ли он сегодня? Лежит себе под землей, есть и пить не просит, никого не трогает. На этот и другие, более актуальные, вопросы ответ искали на Седьмом саммите «Уголь СНГ – 2012». Ведущее ежегодное мероприятие в угольной отрасли для России и СНГ состоялось в мае в Москве.
Как выяснилось, уголь очень даже нужен. Несмотря на преобладание нефти и газа в топливно-энергетическом балансе России, уголь до сих пор занимает в нем важное место. Кроме того, по запасам угля Россия занимает третье место в мире после США и Китая. Его готовы покупать заграничные партнеры. Доля поставок твердого топлива в Европу из России составляет около половины потребления. Уголь ждут металлурги, химические предприятия, энергетики, бытовые потребители России. В энергобалансе страны уголь составляет около 19%. Уголь просто необходим! А вот добываем его мы недостаточно.
Тенденции«Тенденция, однако», – сказал северный человек, провожая взглядом третью льдину, плывущую по реке. В сравнении с серединой девяностых годов ХХ века количество угольных шахт в России сократилось в два раза, а число людей, занятых в угледобыче, – в три с половиной. Приходится даже импортировать «черное золото». По некоторым сведениям с недавнего времени на первое место в поставках угля на российские электростанции вышел Экибастуз. Экибастузский угольный бассейн, если кто-то подзабыл, теперь не наш, и добывается уголь в суверенном Казахстане, а это какая-никакая, но заграница.
Хочется возмутиться: как же так? Страна располагает огромными разведанными запасами этого ископаемого вида топлива. Десятилетия выдают на-гора уголек шахтеры Кузбасса, осваиваются богатейшие Эльгинское и Элегестское месторождения. Они обладают запасами около 1 млрд. т коксующегося угля дефицитной марки Ж. Отметим, что 80% запасов находится в одном пласте толщиной 6,4 м! Напомним, что лучшие шахты Кузбасса работают в пластах толщиной 2-3 м, в Воркуте уголь добывают из пластов тоньше 1 м. После выхода на проектную мощность на Элегесте ожидается добыча 12 млн. т угля ежегодно. Лицензия на разработку элегестских углей принадлежит Енисейской промышленной компании, которая входит в структуру Объединенной промышленной корпорации. Правительственная комиссия по инвестиционным проектам РФ 22 марта 2007 года одобрила реализацию проектов по строительству железнодорожной линии Кызыл–Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва. Строительство началось, но мы к этой теме вернемся немного позже.
Попробуем разобраться в экспорте-импорте. Около 80% нашего угля – это энергетический уголь, остальное – коксующийся. Соответственно, для выработки электрической энергии и тепла нужен первый, а металлургам – второй. Наши металлургические предприятия и электростанции строились в СССР, но живем-то мы теперь в другой стране. Котлы проектировались под сжигание определенных видов углей. Конкретно – под экибастузские! Вот и приходится везти из-за границы то, что у самих есть, разведано, да не добывается. Но это самый примитивный подход к вопросу. На самом деле все еще сложнее.
На Седьмом ежегодном саммите «Уголь СНГ» угольные и околоугольные проблемы рассмотрели под увеличительным стеклом, всесторонне и принципиально. С интересным докладом выступил руководитель отдела стратегических исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев. Название доклада – «Российский рынок угля: риски и перспективы развития».
По мнению А. Голубева, 2011 год был благоприятным для угольной промышленности в плане ценовой конъюнктуры. Наблюдался рост цен на мировом рынке в сегменте коксующихся углей. В секторе энергетических углей цены оставались стабильными. Они закрепились на отметках последних месяцев 2010 года. В 2012 году налицо позитивная динамика в добыче и экспорте угля. Так, в период января–апреля 2012 года было добыто 113,5 млн. т угля, что на 4,6% больше, чем за этот период прошлого года. Уровень экспорта за этот период также вырос по отношению к январю–апрелю 2011 года на 20,9%. Он составил 39,2 млн. т. Между тем в 2011 году были достигнуты рекорды по добыче угля (334,7 млн. т), отгрузке (308,7 млн. т), экспорту (104,7 млн. т). При этом импорт угля составил свыше 32 млн. т. Столько было доставлено на российский рынок, в основном из соседнего Казахстана.
Здорово-то как! Но не будем наивными. Успехи угольной промышленности России в последние годы большей частью обусловлены зарубежным спросом. Внутренние потребности растут незначительно, «а конкуренция на внешнем рынке становится все более острой, равно как возрастает и неопределенность на нем». И делать прогнозы, что будет с экспортом завтра, дело неблагодарное.
Поясним утверждение докладчика. Наши угледобытчики ориентируются на Китай, но в спор за этот рынок вмешивается Монголия. Советская поговорка, что «курица не птица, а Монголия не заграница», потеряла актуальность. Гигантское угольное месторождение Таван-Толгой (по запасам разведанного коксующегося угля более 6,5 млрд. тонн) – это не фунт изюма! Следует учесть, что добычу угля там можно осуществлять (и уже осуществляют) дешевым открытым способом. Себестоимость добычи и короткое плечо доставки сырья в Китай делают монгольский уголь серьезным конкурентом российскому.
По словам докладчика, чтобы в стране спрос на уголь был завтра, строить угольные станции необходимо сегодня. Однако, как отметил Александр Григорьев, такие примеры крайне редки: энергоблок на Березовской ГРЭС в Красноярском крае на 800 МВт, планируемый к постройке в 2014 году, – один из немногих таких проектов. По мнению эксперта, причина заключается в неконкурентоспособности угля по сравнению с газом на большей части территории страны.
Другие затыкиНа саммите определены основные трудности отрасли. Ограничивают рост угольной промышленности России следующие факторы: стагнация потребления отечественной электроэнергетикой и металлургией; влияние внешнего рынка, но больше всего проблем создает отечественная транспортная инфраструктура.
Александр Григорьев прямо назвал транспортную проблему главным ограничением для развития угольной промышленности России. По словам эксперта, ключевыми элементами данной проблемы являются низкая эффективность использования имеющегося вагонного парка и снижение пропускной способности инфраструктуры.
По мнению Григорьева, без решения обозначенных задач – возрождения угольной энергетики, расширения портовых мощностей и разрешения вопросов транспортировки – невозможно дальнейшее успешное развитие как угольной отрасли, так и угледобывающих регионов страны. Решение этих задач силами только самих угольщиков невозможно. Докладчик призвал смотреть на проблему с точки зрения национальных интересов.
Что ж, мнение интересное, но, может быть, оно небесспорно? Однако с очень аргументированным сообщением выступил на саммите коллега Александра Григорьева. Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян в докладе «Системная проблема угольной промышленности» по многим пунктам подтвердил вышесказанное. По мнению Юрия Саакяна, у угольной промышленности России есть системная проблема. И ключевая, наиболее актуальная проблема угольной отрасли – это транспорт. Налицо несоответствие потенциальных возможностей угольной промышленности уровню развития транспортной инфраструктуры по основным направлениям транспортировки угля к потребителям. Истоки проблемы в том, что со времен развала Советского Союза значительно изменились фактическая география и структура угледобычи и углепотребления, изменилась структура поставок, однако пропускная способность инфраструктуры осталась на том же уровне. Колоссальный рост вагонного парка частных операторов не спасает ситуацию, либерализация железнодорожной отрасли привела к значительному ухудшению показателей эффективности использования вагонного парка.
По мнению Юрия Саакяна, самое эффективное решение проблем с парком полувагонов не позволит реализовать цели, заявленные в программе развития угольной отрасли. Пропускная способность железных дорог по основным угольным направлениям достигла предельных значений, а приход на сеть дополнительных 10–20 млн. т угля может привести к ее остановке.
Юрий Саакян указал, в условиях действующих ограничений по росту тарифов на услуги ОАО «РЖД» и существенном перекосе в распределении финансовых поступлений в сторону операторов подвижного состава решение задачи по развитию инфраструктуры без привлечения дополнительных источников финансирования не представляется возможным. Среди наиболее эффективных инструментов финансирования проектов по расширению инфраструктуры докладчик указал на имеющийся положительный исторический опыт использования гарантированных государством облигаций или иных долгосрочных финансовых инструментов для решения задач по развитию железнодорожной сети.
Лопата в кучуИтак, транспорт не везет, конкуренты поджимают, потребители в стране медленно развиваются… Но должно же быть хоть что-то хорошее! И об этом хорошем рассказали представители Енисейской промышленной компании Евгений Юлов, заместитель генерального директора по производству, и Сергей Мельниченко, заместитель генерального директора по строительству. Они рассказали об освоении с нуля, в условиях отсутствия инфраструктуры трудовых и материальных ресурсов одного из участков богатейшего Элегестского месторождения.
Их сообщения прозвучали приятным диссонансом. В 2006–2009 годах была проведена разведка запасов. Пласт угля имеет толщину от 6,5 до 10 м. В соответствии с проектом ЕПК предстоит построить ТЭЦ, шахту и два угольных разреза. К слову, разрезы уже выдают уголь, который компания вывозит автотранспортом по федеральной трассе. Успешно решаются вопросы привлечения трудовых ресурсов, вскрышных работ, которые касаются культурно-исторического наследия и сохранения уникального природного комплекса Ергаки, но особенно интересен проект строительства железной дороги.
Рассказ о государственно-частном партнерстве в инфраструктурном проекте по строительству железной дороги Кызыл–Курагино порадовал оптимизмом. До сегодняшнего дня транспортное сообщение осуществляется по двум автомобильным дорогам через трудные перевалы Западных Саян. По факту богатый и самобытный регион остается в транспортной изоляции. В соответствии с замыслом железнодорожная ветка в 2016 году свяжет Республику Тыва с материком. Стоимость проекта около 159 млрд. рублей. Пропускная способность дороги протяженностью 402 км составляет 15 млн. т грузов. ЧГП подразумевает, что часть дороги будет государственной (147 км), а остальная часть будет собственностью ЕПК. Предстоит построить 20 станций, более ста мостов, тоннели и галереи. В горах придется взорвать около 55 млн. кубометров скал. Пока что в XXI веке Россия таких дорог не строила. Наверное, это определило, что Владимир Путин в 2011 году лично дал старт работам.
И все было бы прекрасно. Эта железная дорога крайне важна как артерия между Тывой и другими регионами, но, как обычно, есть «но». А оно в том, что все грузы должна принять на себя «трасса мужества» Абакан–Тайшет. И есть опасения, что одного мужества здесь мало. Не факт, что этот участок железной дороги справится с возросшей нагрузкой. А если и справится, то как себя поведет Транссиб?!
Кто пойдет в забой?В деловой части саммита следует особо отметить одно событие первого дня. В третьей сессии состоялась «встреча со звездой». Участниками были представители оргкомитета Молодежного форума лидеров горного дела (МФЛГД), молодые специалисты (победители и призеры мероприятий, организованных Молодежным форумом совместно с Минэнерго России в 2012 году), с одной стороны, и Артем Сальников (начальник управления производственного контроля, промышленной безопасности и охраны окружающей среды ОАО «СУЭК») – с другой.
Состоялся содержательный диалог, в котором опытный горняк откровенно поделился с молодыми людьми своими знаниями. Он рассказал о трудностях и романтике профессии, дал установки на то, как добиться успеха. Привел многочисленные примеры из реальной практики.
Актуальность мероприятия была в том, что отрасль стремительно стареет. Сегодня производство испытывает острый недостаток квалифицированных кадров. Опасные или вредные условия труда, отдаленность угледобывающих районов, невысокая в сравнении с другими добывающими отраслями заработная плата снижают привлекательность профессии горняка для молодежи.
Поэтому самых высоких оценок заслуживает инициатива Артема Королева (помощник заместителя министра энергетики РФ) и тех, кто затеял процесс. Все началось после Всероссийской молодежной конференции «Проблемы недропользования в угольной промышленности», которая прошла в сентябре 2011 года в рамках Кузбасского международного угольного форума «Экспо-Уголь-2011» в Кемерове. Тогда вышла резолюция, в которой в том числе была отмечена роль молодых лидеров в реализации Долгосрочной программы развития угольной промышленности России до 2030 года и Технологической платформы твердых полезных ископаемых. По окончании мероприятия был создан первый оргкомитет, куда вошли молодые горняки из Москвы, Санкт-Петербурга и Кемерова. Сегодня в форум вступило около 500 человек со всей России.
МФЛГД усилиями организаторов превратился в площадку угольной и горнорудной промышленности для личностного и профессионального развития молодых специалистов, реализации молодежных инициатив и обмена опытом, а также пополнения кадрового резерва компаний.
Саммит состоялся. Участие Минэнерго России, РАО «РЖД», Минприроды России, представителей государственных и бизнес-организаций, Монголии, Китая, Украины, Казахстана, Австралии, США, Индонезии и других стран, представителей Комитета по энергетике Евросоюза определило высокий статус мероприятия. Саммит стал крупным событием в угледобывающей отрасли. Обсуждены актуальные темы, связанные с перспективами мировой угольной промышленности, стратегией развития энергетики России до 2030 года, вопросами экспорта угля на международных рынках, долгосрочными контрактами, а также новыми технологиями в области добычи и переработки угля в России и за рубежом.
Александр Шапочкин
Мечты или планы?Будущее вырастает из сегодняшнего дня. Сегодня в России добыча угля ведется в 25 субъектах РФ. Разрабатываются 16 угольных бассейнов. Уголь добывают на 121 разрезе и 85 шахтах. Общая годовая производственная мощность составляет около 383 млн. т. В 2011 году ими добыто более 330 млн. т. Это наивысший показатель добычи угля в постсоветской России. Факт обнадеживает.
В настоящее время ведется работа по созданию и обустройству новых центров угледобычи на базе Эльгинского (Южно-Якутский бассейн), Апсатского (Забайкалье), Элегестского и Межегейского (Республика Тыва) месторождений. Там будут созданы углехимические и энергетические комплексы, включающие угольные разрезы, шахты, предприятия по переработке сырья и транспортную инфраструктуру. На саммите мы получили информацию об освоении бассейна в Тыве. Поверим, что и в других регионах процессы идут.
В части собственности тоже есть ясность. Осуществлена приватизация угольных активов, вся добыча угля осуществляется акционерными обществами с частной формой собственности. Сформировались акционерные общества и холдинги, владеющие угольными активами. Шахты, добывающие коксующийся уголь, интегрированы в металлургические холдинги. Наиболее крупные 16 компаний, в том числе пять угольно-металлургических, обеспечивают около 78% совокупной добычи угля в стране.
А что же завтра? Еще не высохли чернила на важном документе. Долгосрочная программа развития угольной отрасли на период до 2030 года утверждена Правительством РФ 24 января на совещании в г. Кемерово. Там рассмотрели вопрос «Об итогах реструктуризации и перспективах развития угольной промышленности». Проводил его тогда еще председатель Правительства РФ Владимир Путин. Программа состоит из восьми подпрограмм. Она учитывает мероприятия действующих федеральных целевых программ, отраслевых стратегий и уже принятые решения правительства в отношении отрасли. В основе документа – оценка перспектив спроса на российский уголь. Учтена прогнозируемая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков. Объем бюджетных средств на реализацию программы составляет менее 9% от общего объема ее финансирования (251,8 млрд. из 3,7 трлн. рублей), таким образом, планируется выйти на новый уровень государственно-частного партнерства. Это озадачивает. Так ли легко расстанется частник с такой прорвой денег?
В программе много и других интересных цифр. Например, предполагается, что к 2030 году добыча угля вырастет до 430 млн. т. Это – грубо – плюс 100 млн. т. А вот добывать его будут на 82 разрезах и 64 шахтах. То есть количество действующих разрезов и шахт уменьшится как раз на треть! Уровень производительности труда (добыча угля на одного занятого) увеличится фантастически. Он в пять раз превысит показатель 2010 года (9000 т и 1880 т соответственно). Явственно слышны фанфары, трубы и барабаны…
За весь период действия программы будет введено 505 млн. т новых и модернизированных мощностей по добыче угля – при выбытии 375 млн. т мощностей неперспективных и убыточных предприятий. Но самое главное (вдохнуть! не дышать!) ожидается сокращение уровня износа основных фондов с 70–75 до 20%. Насколько же дисциплинированным станет частный капитал, что в такие короткие сроки (за свой, заметьте, счет!) заменит устаревшее оборудование: горнопроходческие комплексы, экскаваторы, самосвалы… Нет, сократить персонал они смогут, тут и к бабке не ходи. А вот где и за какие деньги он достанет волшебную воду для омоложения основных фондов?
Читаем документы дальше. Произойдет снижение транспортных затрат (надо полагать, тарифы будут не просто заморожены?) и повышение эффективности поставок угля. Средняя дальность перевозки угольной продукции сократится в 1,2 раза, в том числе на внутреннем рынке в 1,4 раза. Так получается, что некоторые страны географически окажутся ближе к действующим шахтам и разрезам. Ладно, не будем злословить, это новые объекты приблизятся к тем странам. Понятно, это Якутия и Дальний Восток у нас, а Китай, Корея и Япония – внешний рынок. Сформируются новые центры добычи угля, произойдет смещение угледобычи на восток страны. Доля Восточной Сибири возрастет с 25,8 до 32%, Дальнего Востока – c 9,7 до 15,2%. Конечно, хотелось бы еще, чтобы эти страны подогнали свои планы развития под нашу программу…
Да, строил и я коммунизм. Планов громадье было. Правда, и сроки были не столь определенными. А тут 2030 год. Осталось всего 18 лет. Мы ведь и дожить до этой даты можем…
Виктор Санин