Авторизация


 

Кочка зрения. Она сильно мешает внедрению эффективных энергосбергающих технологий в России

Кочка зрения. Она сильно мешает внедрению эффективных энергосбергающих технологий в РоссииСергей Серебренников,
ректор Национального исследовательского университета «МЭИ»

Одна из недавних пресс-конференций в РБК была посвящена энергоэффективности. Гостями этого информационного агентства стали ректор Национального исследовательского университета «МЭИ» Сергей Серебренников, эксперт МТЭЦ этого вуза Александр Кролин, представители Холдинга МРСК и ряда средств массовой информации, в том числе нашего журнала «Энергополис».

Тему пресс-конференции Сергей Серебренников назвал современной и своевременной, потому что сегодня весь мир живет пятью «Э»: экономикой, энергетикой, энергосбережением, энергоэффективностью, экологией. Если говорить о нашей стране, то проблема энергосбережения (или, по-другому, энергоэффективности) является важной в силу многих причин. Одна из них связана с энергоемкостью нашего ВВП. Она более чем в 2,5 раза превосходит энергоемкость стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития. А еще, известно всем, Россия является самой холодной страной в мире. Среднегодовая (или среднеинтегральная) температура нашего государства – 5,5 градуса.

Как отметил ректор МЭИ, сегодня потенциал энергосбережения в целом оценивается в 40–45% от текущего потребления энергии, которая есть у нас в стране. Наибольшая доля в расходовании электроэнергии принадлежит энергоемким отраслям, самому топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству.

Когда всем будет не до лампочки?

Разговор зашел об обыкновенных лампочках, и Сергей Владимирович сказал следующее: «В этой сфере результат, который мы на сегодняшний день получили, вряд ли стоит считать серьезным. Я регулярно встречаюсь с одним из последних руководителей Восточной Германии. Мы с ним работаем вместе в составе Европейского энергетического форума. Несколько лет назад разговаривали о тех проблемах, которые есть у нас, в России, и в Германии. Я сказал, что у нас запретили производство стоваттных лампочек. Он в ответ только улыбнулся: «А у нас за два дня смели не только стоваттные лампочки, но все, которые имели больший номинал. У вас будет то же самое. И появятся лампочки других номиналов». Я тогда не поверил, думал, что наш народ запасается только солью, спичками и сахаром». Но оказалось, прав зарубежный коллега.
К слову, о Германии. Как рассказал Сергей Серебренников, в Берлине, пробурив глубокую скважину, собираются отапливать целый район города геотермальным теплом. В Германии люди вообще очень экономные. И это не только потому, что у них электро-энергия очень дорогая. У нас она тоже недешевая, но у нас ее не экономят. Если не повышать цены на электроэнергию, как можно повышать мотивацию людей на экономию? Как можно в обществе воспитать ответственность за то, что ты используешь?

Отвечая на эти вопросы, Сергей Владимирович неожиданно пришел к выводу, что «иного пути, чем насаждение запретов, наверное, нет». Неправильно, что во всех подъездах в полшестого вечера уже горит свет. Здесь воспитывать, конечно, тоже нужно, но, может быть, надо и власть употребить для того, чтобы ответственные специалисты вовремя включали и выключали рубильник. По поводу воспитания ректор привел такое сравнение: «Есть ли сегодня какие-то книги, фильмы о том, что инженеры делают, чего они добиваются, как это трудно или как это интересно? Их нет. А ведь это было бы полезно. Вспомните, сколько людей было воспитано на фильме «Девять дней одного года» или «Иду на грозу». В этом направлении нам еще многое предстоит сделать».

На вопрос о том, готовы ли сегодня сами энергетики к внедрению энергоэффективных технологий, Сергей Владимирович ответил так. Если смотреть на голые экономические показатели, то энергетикам энергосберегающие технологии вроде бы и не нужны. Ведь чем больше народ потребляет электроэнергии, тем больше платит денег. Но есть и другая сторона. «Я неоднократно общался с руководителями компаний, которые распределяют или передают электроэнергию. Они говорят о том, что если где-то сэкономят, то смогут подключить еще кого-то. А если где-то уменьшается потребление, появляется возможность эту энергию отдать в другое место».

Однако, как заметил Сергей Серебренников, не нужно ждать и надеяться, что сегодня все разом повернутся в сторону энергосбережения. В большинстве энергетики пока мало заинтересованы в том, чтобы скорее внедрялись энергосберегающие технологии. И у подавляющей части населения такая вот психология: мы богаты энергетическими источниками, нам их хватит, и нечего заниматься таким делом, как энергосбережение. Давайте еще накачаем нефти, добудем угля, построим станции и будем еще больше получать энергии. Конечно, такая точка, а правильнее сказать кочка, зрения очень мешает важному делу. Увы, сегодня ни общество в целом, ни конкретный человек в отдельности, как сказал Сергей Владимирович, не озабочены делом сбережения энергии. «Да, мы стараемся прививать это инженерам, школьникам в тех местах, где мы работаем, но сегодня это не является такой программой, которая пронизывала бы и все общество, и каждого человека».

От школьников до пенсионеров

Ректор университета рассказал собравшимся о тех направлениях в энергосбережении, которыми занимается это высшее учебное заведение. В 1991 году МЭИ первым среди вузов создал научно-технологический инновационный центр энергосберегающей техники и технологий. Сегодня это признанная фирма на рынке услуг в области энергосбережения и Москвы, и всей России. Это одно из самых крупных научных подразделений университета. Гордостью центра являются энергоавтобус, свой тепловой пункт и своя трансформаторная станция, где проходят различные исследования, прежде чем те или иные разработки попадут к потребителям. На базе МЭИ организованы СРО, некоммерческое партнерство, международный центр. Университет занимается подготовкой специалистов не только на очной форме обучения, тут ведется и большое послевузовское образование. Есть интересная программа «От семи до семидесяти», ориентированная на самый разный возраст: начиная от школьников и заканчивая пенсионерами.

Эксперт МТЭЦ МЭИ Александр Кролин охотно откликнулся на просьбу журналистов более подробно рассказать об упомянутой программе

«7-70». Ее разрабатывали для различных категорий потребителей разных видов энергии. На первом этапе был разработан курс энергосбережения для московских школ. Этот курс прочитали для 5–6-х классов всех районных школ столицы. Была разработана тетрадь по энергосбережению, в которой школьники выполняли все домашние задания, а затем сдавали зачет.

Александр Александрович согласился с журналистами, что такой интересный проект не должен замыкаться только на Москве. Его планировали распространять и на другие города России. Но к сожалению, материальной поддержки проект пока не находит.

Свои ноу-хау испытывают на себе

Сергей Серебренников рассказал, что в вузе действует институт проблем энергетической эффективности, который направлен на подготовку специалистов в этой области. Они умеют выполнять инженерные проекты, которые позволяют экономить любые виды энергии. Важному делу в вузе обучают и по таким специальностям, как «Электроэнергетические сети и системы», «Электрические станции». К слову, конкурс на такие специальности в прошлом году вырос почти в два раза!

В МЭИ разрабатывают немало научных конструкторских решений. Они, как с гордостью сказал Сергей Владимирович, очень востребованы, и не только на российском рынке. Так, например, одним из специалистов вуза разработан генератор для малой ГЭС на 3 МВт. Его производят и продают в Аргентину на малые реки. А в Москве большинство районных тепловых станций сегодня обеспечены шумопоглощающими устройствами, которые разработаны в МЭИ. Результатами работы специалистов МЭИ сегодня пользуются такие известные во всем мире компании, как «Силовые машины», ЛМЗ, «Шнайдер Электрик», «Сименс».

Александр Кролин привел еще такой пример. В вузе провели полную автоматизацию центрального теплового пункта, который запитывает четыре здания и бассейн. Эту работу выполнили в 1999 году. Раньше при проектировании центральных тепловых пунктов в системе горячего водоснабжения использовали бойлеры, трубчатые теплообменники. Они занимали в подвалах большую площадь. Коллеги-датчане предложили поставить оборудование по повышению энергоэффективности, в частности автоматизировать систему подачи горячей воды. Единый контроллер отныне устанавливал нужный расход воды в здании в зависимости от температуры окружающего воздуха. В этом проекте нашла свое место разработка специалистов МЭИ – ноу-хау по очистке воды от примесей на входе в пластинчатый теплообменник, который был поставлен взамен огромного трубчатого и занял примерно 1 кв. м вместе с установленными на нем приборами. Мониторинг энергопотребления вели в течение отопительного сезона. Была получена экономия около 20% по тепловой и 35% по электрической энергии. С 1999 года по сегодняшний день в тепловом пункте не проводили капитальных ремонтов, более того, не было чистки теплообменника, что говорит об эффективности разработки специалистов МЭИ. Мероприятия в целом по водоснабжению привели к тому, что сейчас этот параметр как расходный практически не рассматривается.

Руководители вуза ратуют за принятие закона о качестве электроэнергии. Сергей Серебренников по этому поводу дал такое объяснение. Давно известно, что качество электроэнергии сильно влияет на работоспособность, на надежность любой аппаратуры, любой электросистемы или сети. Другое дело, что в этом процессе, влияющем на качество, может быть виноват не только поставщик, но и потребитель. Вот почему эти проблемы должны быть решены законодательно.

Сергей Рогожук
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.