Для того чтобы создать единую систему с едиными параметрами по всем регионам, надо создавать единые правила игры. При этом важно учитывать, что регионы абсолютно разные и по количеству проживающего населения, и по объему, и по возможностям. Поэтому при полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе была создана рабочая группа по организации работ в области энергосбережения, энергоэффективности и соответствующая подгруппа, так как наиболее важный и срочный вопрос на сегодня – вопрос проведения энергетических обследований. Федеральный закон был выпущен в ноябре, реализация его должна быть завершена в 2020 году. Прошло уже полтора года, а федеральной составляющей в области контроля и регулирования этого процесса до настоящего момента было недостаточно. Могу привести небольшой пример. Федеральным законом определено, что энергообследование должно быть завершено 31 декабря 2012 года. У нас в округе мы начали проводить работу по этому направлению с августа прошлого года. Мы посчитали дни (880 дней), посчитали количество организаций, в которых должно быть проведено энергообследование (80 тысяч), соответственно, количество объектов, организаций (около 200 тысяч) и количество энергоаудиторов, которые должны провести эту работу за отведенный промежуток времени (больше 10 тысяч человек). Как вы думаете, что произошло за эти полтора года? Сегодня осталось меньше 640 дней и практически те же 200 тысяч объектов. Это значит, что даже сегодня мы должны проводить уже более 300 энергообследований в день, со всеми вытекающими последствиями. Очевидно, что если полтора года у нас пролетели в ходе реализации нашего 261-го ФЗ, то мы и не заметим, как пронесутся оставшиеся девять лет.
В Приволжском округе есть окружной план, который мы подготовили со всеми нашими регионами. В его рамках мы и пытаемся организовать работу. Есть 16 обучающих центров, семь из которых входят в перечень базовых образовательных центров Мин-энерго России. В Мордовии, Саратове и Пензе идет работа по подготовке еще трех таких центров, но этого все равно мало. Сейчас достаточно активно начала проявляться федеральная составляющая. В июне мы планируем проведение Совета при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском округе по вопросам перспектив развития энергетического комплекса в Приволжском округе, причем эту работу мы начали вести совместно с Минэнерго и РЭА. То есть процесс, который, как нам кажется, должен был начаться год назад, начинает реализовываться только сейчас.
Мы предполагаем со всеми нашими регионами подписать соглашение. Сначала это должны быть соглашения между регионом и РЭА, в котором будет определен механизм взаимодействия для решения все вопросов, в том числе одного из самых больных – вопроса финансового обеспечения. В рамках такого соглашения предполагается, что в каждом регионе мы должны будем сформировать соответствующее государственное учреждение, которое будет работать и решать вопросы энергосбережения, энергоэффективности. Должно быть взаимодействие между РЭА, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ и того государственного учреждения, которые будут создаваться. С учетом этих соглашений принято решение подписать аналогичное соглашение по взаимодействию между аппаратом полномочного представителя, округом и РЭА. Все, что необходимо для всей цепочки взаимодействия в системе округа, в системе регионов, Минэнерго и РЭА мы в формальном организационном плане подготовим.
Дальше начинается самое главное для того, чтобы пошла практическая реализация. К сожалению, наши муниципальные образования и руководители предприятий не знают, как работать в области энергоэффективности. Наша задача сегодня объяснить им, что это такое. Сейчас в регионы приходят ходоки. Почему ходоки? У нас сформирована система саморегулирования в области энергоаудита, то, что у нас определено 261-м ФЗ, у нас есть 11 саморегулируемых организаций, куда входят около 300 организаций нашего округа, и еще 111 организаций округа входят в СРО других регионов. Приходят ходоки на предприятия и предлагают провести энергоаудит по более низким ценам. Делают, отправляют в РЭА, где большую часть паспортов не принимают. 2/3 возвращается обратно в регионы. Это будет продолжаться до тех пор, пока соответствующую работу мы не проведем. Достаточно сравнить: 160 паспортов поступило, а объектов 200 тысяч. Какая коррупционная составляющая возникнет через год, когда до 31 декабря 2012 года все они соберутся в узенькое горлышко оформления всех этих энергетических паспортов и будут делать все, чтобы они появились?
Мы еще не говорим о такой мелочи, что 261-й ФЗ охватывает порядка 20–25% энергопотребителей. В законе четко определено: федеральные структуры, муниципальные структуры, там, где идет генерация, где идет распределение и т.д. А что мы делаем со всеми теми, кто в этот список не попал? Ведь нам надо решить вопрос энергосбережения, энергоэффективности в стране. Это значит, что без широчайшего информационного поля, без подключения к этому вопросу СМИ мы эту задачу не решим. Мы с Минэнерго, РЭА и нашими регионами в рамках этих задач будем находить методики и пути решения этой проблемы.