Авторизация


 

«Я благодарен людям, с которыми работаю»

«Я благодарен людям, с которыми работаю»– Леонид Владимирович, вы уже семнадцать лет руководите холдингом «Электрозавод», пришли сюда тридцатитрехлетним молодым человеком. И сразу – управлять огромным коллективом. С историей, с традициями, с орденами Ленина и Красного Знамени. Можете вспомнить первые ощущения, первые мгновения после того, как вы один остались в своем новом кабинете?
– Ощущение бездны… И это при том, что я уже был довольно, как мне казалось на тот момент, опытным руководителем: я несколько лет возглавлял достаточно крупное объединение.
– Вы пришли с командой?
– Знаете, тогда были немного другие времена. Мое назначение обсуждалось в правительстве, потом выборы на собрании в коллективе… Про команду никто не думал. Но со мной пришли люди, очень толковые. С кем-то вместе учился, кого-то знал по предыдущей работе. Большинство из них и сейчас работают в нашей компании. Я ценю людей. В них – залог успеха.
– Похож нынешний «Электрозавод» на тот, на который вы пришли?
– Хороший вопрос. Здесь смотря, с какой стороны взглянуть. Внешне – день и ночь. Вы сами видели: прекрасные корпуса, отличная инфраструктура, новейшее оборудование. Но по духу «Электрозавод» практически не изменился. Здесь был огромный научный потенциал – мы его сохранили. У нас есть конструкторы, технологи – некоторым под 80 лет. И прекрасно работают. Это наш золотой фонд. Люди, благодаря которым сохранилась ШКОЛА! Вот что важно, вот что дало нам возможность сразу поставить себе сложнейшие задачи по модернизации!
Мало кто знает, но еще в 80-е годы было принято закрытое постановление ЦК КПСС (тогда любили все закрытое), по которому к 2005 году мы должны были полностью модернизировать основные фонды всего энергетического комплекса, в том числе и тяжелого энергомашиностроения. Сами понимаете, с распадом Советского Союза все эти планы были убраны в долгий ящик. А за прошедшие 30 лет большая часть энергетического комплекса пришла в негодность. Что нам помогло в этой ситуации спасти «Электрозавод» и сделать его не только лидером в отрасли, но и предприятием, с которым считаются во всем мире? Именно, люди и школа. Мы сейчас абсолютно конкурентны в мире.
– Можно ли говорить, что вы, я имею в виду холдинг, находитесь в русле президентских идей о модернизации?
– Почему в русле? Мы и есть реальное воплощение этих идей. У нас нет ничего старого, только инновации. Только передний край науки, технологий…
– Сейчас любят говорить, что без инвестиций, без вливаний никакая модернизация невозможна.
– Первый шаг в направлении инновационного развития всей отрасли сделал Анатолий Чубайс. Многими его идеями и сейчас жива энергетика. Тогда впервые прозвучали внятно такие слова, как энергобезопасность и энергоэффективность. Надо сказать, что еще в СССР была построена надежная энергетическая система. Не случайно до сих пор и Штаты, и Китай, и Индия изучают наш опыт. Нам удалось не растерять потенциал. А с приходом новой команды руководителей государства эти вопросы постоянно в поле зрения и президента, и премьера. Сейчас в правительстве энергетику курирует заместитель председателя правительства Игорь Иванович Сечин, и именно благодаря его патронату в энергетику пошли очень серьезные финансовые вливания, в том числе и за счет новой системы тарифообразования, так называемой RAB-системы.
– Вы – единственный завод, который, сам развиваясь, строит заводы.
– Заводы строят не заводы, а люди. Люди, которые понимают, что, если хочешь развиваться, нельзя жить только на старых запасах, как бы хороши они ни были. Хотя я уверен, что весь энергетический мир сегодня развивается благодаря фундаментальным исследованиям, знаниям, традициям, заложенным еще в СССР. Мы в свое время объединили две передовые школы трансформаторостроения – московскую и запорожскую. В состав холдинга входит знаменитый Все-украинский (был когда-то Всесоюзным) институт трансформаторостроения (ОАО «ВИТ») – лидер в исследованиях новых конструкций, в изготовлении и испытаниях опытных образцов самого современного энергетического оборудования. У нас есть инжиниринг с разработкой, проектированием, сервисом и производством. Мы провели огромную по объему работу по выстраиванию вертикально интегрированной компании, аналогов которой нет в России. Как оценить то, что мы сделали? Любой труд, хотя бы приблизительно, можно измерить деньгами, верно? Так вот мы вложили за пятнадцать лет в развитие и модернизацию предприятий холдинга более 16,5 млрд. живых денег!
– К вопросу о строящихся заводах…
– Я не забыл. Со временем, причем еще на начальном этапе развития холдинга, мы поняли, что существующих мощностей нам не хватает: у нас широчайшая номенклатура изделий – более трех с половиной тысяч. От трансформаторов малой мощности до сверхмощных трансформаторов, которых в России еще никто не делал. Было решено строить завод в Уфе. Решение было непростое, многое было поставлено на карту. Справились! Спроектировали, построили, скажем прямо, самый современный или один из самых современных заводов в Европе! А уж в России-то аналогов ему нет, точно.
– Вы едва ли не каждый год сдаете по заводу!
– Так получилось, что действительно сдаем. Но строились-то они не сейчас, строились по четыре-пять лет, и никто не помнит, какими трудами они нам обходились. А в 2009 году сдали Уфимский трансформаторный завод. Интереснейший комплекс, стопроцентное инновационное производство! А какие инвестиции в экономику региона, сколько новых рабочих мест, отчислений в бюджет? Считайте сами!
– Там же, в Уфе, построили завод по производству коммутационного оборудования?
– Да! Но еще в 2010 году открыли завод по производству транспонированных проводов. Создали его вместе с «Москабелем» – это малое, инновационное и, самое главное, импортозамещающее предприятие. Транспонированные провода вообще в России не выпускались. А мы сделали. И сейчас обеспечены проводами на много лет вперед. В этом году открываем завод мощных трансформаторов в Москве. На нем будут изготавливаться новые серии трансформаторов и реакторов на напряжения 500, 750, 1150 кВт… В 2012 году запустим новую производственную площадку в Запорожье, построенную на базе реконструируемых площадей ОАО «ВИТ».
– Как вам удается управлять процессом?
– С философской точки зрения, вы знаете, за каждым пуском, каждым процессом стоят люди. И эти люди, каждый из них, я подчеркну, – личности.
– Так ими и управлять сложнее!
– Нужно создать такую атмосферу, чтобы каждый из них стал твоим единомышленником. Когда процесс отлажен, когда каждый знает свои задачи, увлечен ими, то результат не заставляет себя ждать! В этом сегодня может убедиться каждый, придя на наши предприятия.
– Но руководитель-то – вы! Вы принимаете решения, вы отвечаете, вы говорите «да» или «нет». Кстати, вы легко научились говорить «нет»?
– Знаете, что нужно, чтобы научиться говорить «нет»? Нужно быть честным с самим собой. И научиться прежде всего себе говорить правду. Тогда и людям сможешь правду сказать.
– Вы сказали, что обеспечены заказами на много лет вперед.
– Конечно! У нас 11 тыс. потребителей! Основные наши заказчики – Федеральная сетевая компания, Холдинг МРСК, атомная энергетика, оборонный комплекс… Со многими у нас заключены долгосрочные контракты. Это дает возможность планировать, грамотно распределять силы и средства.
– Но ведь государственная программа развития энергетики корректируется чуть ли не каждый год?
– Это не так. Наоборот, я бы отметил особую точность программы. Вот у меня на полке лежат три тома этой программы. Для нас это руководство к действию. И у наших партнеров то же самое. Особенно четкое планирование в крупнейших энергетических корпорациях, в частности в ФСК ЕЭС. Вообще Олегу Бударгину удалось создать очень крепкую молодую команду. С ними легко работать: ясность, четкость, ответственность.
Я бы сказал, что сейчас государственная программа даже более проработанная, чем была в советские времена. Я уже не говорю об объемах и физических, и финансовых вливаний. Особенно в последние годы.
– Леонид Владимирович, «Электрозавод» – одна из немногих компаний, которая берет на себя и проектирование, и комплектацию, и строительство, и пусконаладку подстанций…
– Сначала мы просто комплектовали энергообъекты оборудованием, затем создали инжиниринговый центр, проектный институт, сервисные подразделения. Сегодня сами проектируем, строим, комплектуем и сдаем заказчику готовый объект «под ключ». Это позволяет браться за большие объемы, планировать нашу деятельность на годы вперед.
– То есть с перспективой на будущее развитие…
– Да, и еще важный момент. Недавно заключили договор с Федеральной сетевой компанией, кстати, по инициативе Бударгина, на продление гарантийного срока трансформаторного оборудования, работающего на энергообъектах ФСК. Идея здесь проста: мы проводим диагностику трансформаторного оборудования, отмечаем предаварийное состояние какого-либо элемента, отслеживаем его поведение и при первой же возможности заменяем его на новый элемент. Параллельно начинаем изготавливать аналогичный тип трансформатора для своевременной замены устаревшего. То есть не дожидаемся поломки всего агрегата или выхода из строя всей подстанции, а своевременно устраняем причину, думаем на шаг вперед и гарантируем за счет этого высокую безопасность и надежность энергетического оборудования. Это совершенно новое решение.
– Леонид Владимирович, я знаю, что для производства своей продукции при необходимости вы закупаете и иностранные комплектующие, если экономика диктует. А вот трансформаторная сталь – российская?
– Это для нас болезненный вопрос. Мы бы и рады закупать больше отечественной продукции, но, если мы будем ждать, пока наши производители раскачаются, зарубежные коллеги уйдут далеко вперед и мы будем неконкурентоспособны. К сожалению, реалии на сегодняшний день таковы, что российская сталь уступает по своим характеристикам зарубежным аналогам.
– Но ведь закупки идут через конкурсы. А главная составляющая в них – цена.
– Вот именно. Давайте посмотрим на примере распределительных трансформаторов. Производитель, применяя более дешевые материалы, экономит в цене 500–600 долларов, а энергетики получают трансформатор с повышенными потерями и гарантией на три года. Разве это срок для трансформатора? Окончательная цена складывается из множества факторов. Все, что энергетики выигрывают на покупке, теряется в течение срока службы трансформатора, и даже больше. Я считаю, должна не просто рассматриваться цена закупки, а расходы за весь срок эксплуатации оборудования, в том числе потери электрической энергии. Это было бы правильно.
– Леонид Владимирович, в одной беседе нам, конечно же, не охватить всех сторон деятельности такого гигантского многопрофильного холдинга. Но вот что хотелось спросить. У вас огромные планы. Вы не боитесь, что уйдет золотой фонд и некому будет их реализовывать?
– Хочу отметить: не планы! Все, о чем мы говорили, – уже реальность. Это уже заводы, которые действуют. Оборудование, которое уже работает в энергетике. А вот дальше… Вы ведь о молодежи? У нас договоры со многими вузами, в том числе и с МЭИ. Многие наши сотрудники – доктора наук, кандидаты – преподают в вузах, заведуют кафедрами. Талантливую молодежь отслеживаем, приводим на производство. Говорим: все, чему тебя научили в вузе, – это лишь малая часть! Берись за настоящее дело, и мы поможем тебе стать высококвалифицированным специалистом.
– И как вам современная молодежь?
– Мне кажется, они умнее нас, более хваткие, сообразительные, настойчивые… У нас сложился очень правильный, на мой взгляд, баланс: есть старшее поколение, о котором мы говорили, среднее – наша сегодняшняя основа, база, и молодое – с ним связываем надежды. Так что, возвращаясь к вашему предыдущему вопросу, за будущее компании я спокоен.
Мы в начале нашей беседы говорили о роли личности Чубайса в энергетике. Конечно, роль личности – дело большое. Но повторюсь: я хочу, чтобы все, абсолютно все, – не важно, опытные или молодые, – играли свою роль, были значимы для общего дела.
– К слову, о личностях. Вам удается отдохнуть?
– Нечасто и немного, но, конечно, удается. Свободное время люблю посвятить чтению книг. Сколько помню себя, это было моим любимым занятием. Люблю активный отдых на воде, скорость, катера – какой русский не любит быстрой езды? Еще свободное время по мере сил и возможности посвящаю возрождению исконно русских ремесел и промыслов. У нашей страны и народа богатейшая история и огромное культурное наследие. К сожалению, многое сейчас уже утеряно, многие культурные традиции забыты. Возрождение и сохранение этого культурного пласта, на мой взгляд, наша общая задача.
– Вы с детства хотели стать руководителем, производственником?
– Честно? Нет, никогда. Мне казалось, что я человек более гуманитарного склада. Может быть, я мог бы стать сценаристом, режиссером… Но вот жизнь так сложилась: возглавляю промышленный холдинг. И не жалею. В работе руководителя есть очень много от режиссера и сценариста. Если в коллективе тебе удалось создать гармонию, если твоя компания функционирует, как швейцарские часы, то удовлетворение от проделанной работы сравнимо с получением «Оскара» за лучший фильм. И я благодарен людям, с которыми работаю: они дают мне возможность испытать это чувство.
– Последний вопрос. Я понимаю, что вы не одинокий человек: семья, успешный сын, дочка, доставляющая радость… Но вот если бы вам, опытному, сильному руководителю, представилась возможность спросить у кого-то совета, к кому бы вы обратились?
– Конечно, к маме! К сожалению, это понимаешь, только когда последний из родителей уходит…

Беседовал главный редактор журнала
Алексей Иванов
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.