Авторизация


 

Электронное правительство: новая игрушка или рабочий инструмент?

Электронное правительство: новая игрушка или рабочий инструмент?Жан-Жак Кудела,
руководитель G2C-проекта «Поддержка электронного правительства в Российской Федерации»

В информационное пространство, объединяющее сегодня Евросоюз, безусловно, должна быть включена и Россия. На мой взгляд, здесь есть практически все условия для развития инновационного информационного общества, нет одного: доверия со стороны населения. Сегодня это главное препятствие для того, чтобы проект «Электронное правительство» воплотился на практике, так, как это произошло практически в двадцати семи странах – участницах Евросоюза, где электронное правительство – реальная часть демократического общества.

Создание электронного правительства изменяет функционирование самого государства. Это не просто вопрос эффективности работы чиновников. Главная цель – отношения между гражданами и администрацией, понимание того, что обслуживание населения должно быть центральным пунктом всего процесса. Здесь кроется ключ к административной реформе, которая вкупе с электронным правительством обязывает государство реорганизовать свои отношения не только внутри системы между ведомствами, но и с компаниями и гражданами. Чиновники должны постоянно технически адаптироваться к новым ожиданиям граждан. Как в любом современном развитом государстве, в России должны быть сформированы такие условия, при которых администрация, не умеющая и не желающая идти навстречу тем, для на кого на самом деле она создавалась, или теряет свою легитимность, или просто обязана перейти от реагирующего отношения к проективному отношению.

Сегодня администрация технически способна ответить гражданам на самые разные вопросы и предложить действовать в соответствии с определенной ситуацией, но система взаимодействия федеральной, региональной и муниципальной власти в части формирования информационного общества находится в нулевой стадии. Можно сказать, что эта ситуация требует того, что однажды уже называлось ликвидацией безграмотности, – необходимо с миссионерской задачей идти в народ, буквально на пальцах объясняя, для чего нужно создание электронного правительства.

Электронное правительство – это нечто большее, чем администрация плюс информационно-коммуникационные технологии. Это область, где интересы государства, бизнеса и отдельных граждан не просто пересекаются, но и объединяются в электронное информационное общество.

Я руковожу проектом G2C «Поддержка электронного правительства в России». Какая конкретно поддержка была оказана в российских пилотных регионах по электронному правительству? В пилотных регионах были разработаны электронные услуги в соответствии с приоритетами российского правительства: региональные веб-порталы, реестры. Это было требование федеральных властей, это была сфера нашего сотрудничества. Почти два года назад, в 2009 году, Россия и Европейский союз начали совместный проект по поддержке электронного правительства в РФ. На его осуществление Евросоюз выделил 2 млн. евро. Целью проекта были, как я уже сказал, повышение доступности правительственных услуг и административной эффективности. Проект был рассчитан для внедрения на территории всей страны, но для начала в 2005 году Минэкономразвития назвал пилотные регионы Северо-Западного округа, где стартовал проект TASIS: Cанкт-Петербург, Новгородская область, Республика Карелия и Архангельская область. Проект ТАSIS «Развитие интерактивных услуг электронного правительства для бизнеса на Северо-Западе России» реализовался при поддержке Европейского союза в лице правительственной Европейской комиссии в России и был скоординирован с общей стратегией Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Проект G2B-NWR ориентировался, с одной стороны, на органы государственного управления, региональные и муниципальные администрации, с другой – на малые и средние предприятия региона.

Наша деятельность осуществлялась на территории от Балтийского моря до Тихого океана. Проект базировался в Москве, был создан центр передового опыта в области электронного правительства для трех уровней: муниципального, регионального, федерального. Мы работали по всем регионам, конечной точкой был Петропавловск-Камчатский. Следующий результат – это серьезное содействие во внедрении региональных и межрегиональных электронных услуг и, конечно, так как это европейский проект, содействие в улучшении правовой базы. Это был самый непростой момент: устанавливать электронный сервис – это одно, но готовить проект и договариваться о нем – это другое, и это очень непросто.

У нас был выработан следующий подход: оказывать поддержку нашим бенефициарам в министерствах и в регионах в реализации своих задач и в реализации задач, поставленных российским правительством, и передавать знания и опыт, накопленные в этой сфере в европейских странах.

У нас было три региона-союзника, где пока проекты не совсем завершены, – это Астрахань, Камчатка, Петропавловск-Камчатский и Ханты-Мансийск. Плюс четыре пилотных региона с пилотными проектами в Карелии, Калининграде, Ульяновске и Вологде. Четырнадцать регионов мы посетили со своими экспертами с учебными сессиями и воркшопами, где мы учили госслужащих на региональном и муниципальном уровне. Потому что именно от этой категории граждан России зависит, какое влияние наш проект будет иметь на российское общество. В этих регионах и в трех странах: Финляндии, Германии и Ирландии – было проведено 53 конференции и «круглых стола», где говорили об электронном правительстве России.

Мы сделали неплохую работу. За восемнадцать месяцев нашей работой было охвачено около 24 тыс. человек, которых мы идентифицировали. Идентифицировать человека – это знать IP пользователя, знать, как часто он заходил на наш сайт, чем именно интересовался.

Какая конкретно поддержка была в пилотных регионах по электронному правительству? В пилотных регионах у нас были разработаны электронные услуги в соответствии с приоритетами российского правительства. Дальше было, конечно, проведение обучения для внедрения этих новых услуг. Надо обучить людей и госслужащих внутри ведомства, а также показать гражданам, как пользоваться, с позволения сказать, новым гаджетом.

В Петрозаводске, например, очень быстро была запущена в обиход такая услуга, как запись детей в детский сад, потому что это было нужно, социально красиво и неопасно политически. Сейчас идет тиражирование этого опыта в Астрахани. Следующий интересный момент – в Карелии входит в русло практики полный транзакционный сервис, который предоставляет гражданам возможность отправлять запрос властям различного уровня, получить пронумерованный ответ о том, что заявка была принята, чтобы потом была возможность проследить, как и куда заявление было направлено. Здесь интересна полная цепочка: как информация передается от ведомства к ведомству и как с первого момента гражданин может знать, куда пошел запрос, где он находится, на какой стадии решения и так далее. В Калининградской области наработан очень интересный опыт мобильного электронного правительства. В рейтинге российских регионов эта область заняла третье место в Северо-Западном федеральном округе по уровню внедрения электронного правительства. При составлении рейтинга учитывались не только формальные требования, например соблюдение сроков внедрения электронных услуг, но также их востребованность пользователями через подсчет посещаемости порталов государственных и муниципальных услуг. В настоящее время на портале www.pgu.gov39.ru жителям и организациям Калининградской области доступно 437 государственных и муниципальных услуг: от оформления выплаты социальных пособий до услуг лицензирования.

Кроме вышеперечисленного, я хотел бы сказать и о том, что помимо технических тем мы стремились донести до тех, с кем общались, идею о том, что представляет внедрение электронного правительства для любого общества и для их общества. Особенно для российского общества. Нашей целью было помочь людям понять, что в мире произошли глобальные изменения в обществе, что мы входим в новый мир нового типа, где отношения будут горизонтальными, что администрация, повторюсь, здесь должна быть обязана перейти от реагирующего отношения к проективному отношению. Безусловно, Россия догоняет США и Европу, но главное, я уверен в этом, чтобы в России, как и в других европейских странах, приобретала все большее значение социальная направленность политики государства – придать большую прозрачность и эффективность работе госсектора путем вовлечения граждан.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.