Информация – это важнейшая составляющая для развития общества, конкретного предприятия или какой-то отрасли экономики. Достоверная информация помогает выполнять, контролировать и корректировать выполнение планов. Внедрение ГИС ТЭК в России сталкивается с комплексом проблем. Об их преодолении и перспективах развития IT в важнейшей отрасли рассказывает советник министра по IT Иван Глебов из Министерства энергетики РФ.Сейчас закон о ТЭК прошел первое чтение в Думе. Мы ожидаем, что в 2011 году он будет принят. Государственная информационная система и ее создание связаны со следующими проблемами. В целом информационное пространство, в котором работает власть, то есть государственные органы, очень фрагментарна, нецелостна, существуют административные барьеры между ведомствами и неполнота информации. Свежий пример – ситуация с кризисом в обеспечении топливом населения. Мы помним разные оценки со стороны разных органов исполнительной власти. Затем, когда были прияты меры, связанные с решением проблемы, возникли оценки того, сработали они или нет и как долго будут работать. У премьера была одна точка зрения, у Игоря Ивановича – другая, у Сергея Ивановича – третья.
Что же было реально? Данные по ценам на АЗС собирают ЗДУ ТЭК, РЭА, губернаторы в своих регионах, Росстат. Делают это по разным методикам, с разной частотой, с разных заправок. В итоге выборки получаются разные. Интерпретации ситуации в корне отличаются. На этом примере видно, что у нас в энергетике нет кого-то главного по цифрам, который бы дал реальную картину. Нельзя спросить с одного агентства или ведомства, каковы конкретные цифры. Все приносят свои, выкладывают на стол, и они не бьются. Это одна из ключевых проблем.
С ней связаны другие: дублирование затрат, все занимаются сбором всего и тратят бюджетные средства; обмен между органами государственной власти затруднен; оценки ситуации разнятся… Отношение респондентов вообще неоднозначное, так как запросы сыплются из разных инстанций, те же данные посылаются по разным направлениям. Центр компетенций – АББ, РЭА и т.д. Они борются друг с другом за удержание потоков данных, а не за наличие уникальных компетенций. Соответственно, при попытках свести данные воедино они не сводятся, нет единого НЦИ и согласованных методик учета и т.д.
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности власти – это государственная проблема. Сегодня на первом этапе принимается закон, нормативно-правовая база, чтобы собирать со всех уровней, со всех субъектов ТЭК информацию. Правами сбора будет наделен оператор государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса. Предстоит сформировать орган, отвечающий за создание и эксплуатацию ГИС ТЭК. Подразумевается, что Минэнерго не может само выполнять функции оператора, потому что штат по структуре ограниченный.
Надо сформировать кооперацию на основе действующих центров компетенций, так как системы сбора информации выстроены и разрушать их не будут. По замыслу, они консолидируются. Надо сформировать экспертное сообщество с доступом к сведенным данным из представителей органов исполнительной власти, отраслевых институтов, центров компетенций. Цель – генерация аналитического контента на основе собираемых данных, получение оценок от разных экспертов.
Последний этап – это разработка и запуск системы ГИС ТЭК. Мы ожидаем, что ГИС ТЭК обеспечит формирование официальной, актуальной, достоверной информационной картины ситуации в энергетике, которая будет доступна и рынку, и населению в какой-то своей части. Интеграция всех уровней государственного управления на основе общего и равного доступа к данным, то есть сквозной доступ к базам данных в центрах компетенций субъектов ТЭК в части, касающейся тех конкретных данных, которые прописаны в законе. Там 19 типов данных. Подзаконные акты и формы учета определят полный перечень.
Мы должны обеспечить полное соответствие политике безопасности, потому что существуют нарекания к передаче данных министерства по соблюдению конфиденциальности данной информации. То есть были случаи, когда конфиденциальная корпоративная информация становилась достоянием общественности. Ситуация должна четко отслеживаться.
Должна быть произведена гармонизация, нормализация классификаторов. Мы ожидаем, что будет организовано централизованное управление контроля процесса сбора данных и доступа к ним. Надеемся, что сможем сформировать широкий спектр моделей оценок ситуации на основе собираемых данных. Результатом будет целостная картина состояния ТЭК, его положения в мире, перспективы развития.
Одним из следствий введения закона будет устранение ситуации дублирования сбора данных. Закон прямо предписывает это устранить. Если вы направляете данные по ценам в ФЭС, то после принятия закона вы получите возможность сослаться на закон и сообщать, что данные по тарифам и ценам уже предоставлены государству. То есть данные не должны предоставляться дважды. Это прямая интерпретация закона. Практика покажет, будет все работать или нет.
Границы примерной области определены очень широко, то есть здесь покрываются все отрасли, которые находятся в ведомстве Министерства энергетики (нефть, газ, уголь, электроэнергетика, атомная энергетика, теплоснабжение, возобновляемые источники энергии и энергоэффективность), а также субъекты от федеральных до муниципальных органов исполнительной власти, центры компетенций и хозяйствующие субъекты ТЭК.
Из действия закона выпадают потребители энергетических ресурсов. Они по закону не обязаны сдавать информацию о потреблении энергоресурсов. Есть программа повышения энергоэффективности, в рамках которой существует отчетность бюджетных организаций. Там она и будет собираться.
Аспекты сбора собираемой информации – это инциденты, связанные с безопасностью; экономика, рынок ценообразования, экология, запасы и потребление, производство, транспортировка и потери энергетических ресурсов. Законом определены 19 данных. Закон сформирован так, что в нем перечислены все существенные аспекты, необходимые Минэнерго или государству. В итоге как в региональном разрезе, так и в целом по России будет сводная информация.
Структура ГИС ТЭК предполагается следующая. Она будет разбиваться на сегменты в соответствии с отраслями. У каждого сегмента будет оператор. Скорее всего, существующий центр компетенций выступит в роли оператора отдельных сегментов. Например, за энергоэффективность будет отвечать РЭА, за нефть, газ, уголь будет отвечать ЗДУ ТЭК, за электроэнергетику – РЭА или АПБМ. Речь о том, чтобы максимально задействовать компетенции существующих организаций и встроить их в новую систему сбора и консолидации информации.
Закон вступит в силу в текущей редакции с января 2012 года, но понятно, что система не будет создана к этому моменту. Видимо, закон придется модифицировать относительно положения о дате вступления в силу. Представляются следующие этапы создания. 2012 год – создание центрального интеграционного сегмента. 2012–2014 годы – создание отраслевых сегментов федерального уровня, интеграция информационных систем органов исполнительной власти, отраслевых центров компетенций, создание региональных компонентов ГИС ТЭК, интеграция с региональными, муниципальными информационными системами. Параллельно начиная с 2012 года должно проводиться внедрение компонент сбора данных на предприятиях ТЭК.
Я попробовал сделать оценку того, как это может повлиять на бизнес, на предприятия. Закон ГИС ТЭК явно запрещает разработку компонент сбора данных за счет предприятий ТЭК. Если с предприятий предлагается собирать какие-то данные, то им должно быть предоставлено программное обеспечение, в рамках которого они смогут отдавать их в ГИС ТЭК. Само оборудование для размещения этих компонент по закону перекладывается на предприятия. Возможно введение новых форм справочников, классификаторов, требований к политикам учета, что тоже косвенно может повлиять на политику учета на предприятиях в сторону усиления.
По закону Министерство энергетики или уполномоченный оператор ГИС ТЭК смогут формировать перечни форм сбора информации, а также справочников и классификаторов. Создаваемый оператор ГИС ТЭК будет ответственен за ведение общих отраслевых справочников и классификаторов в части, касающейся сбора информации для государственных служб.
Как я сказал, на основании этого закона можно надеяться на оптимизацию отчетности в направлении государственных органов относительно тех типов данных, о которых говорит закон. Это определяет запрет повторного сбора одних и тех же данных.
Возникает вопрос, какие стимулы может дать государство для развития IT в ТЭК. Я вижу следующие инициативы государства, которые могут создать определенную активность на предприятиях отрасли. Например, ГИС Энергоэффективность, ГИС ТЭК, информационная система нефтеконтроль, концепция которой была одобрена и будет запущена в будущем году. Интеграция этой системы потребует интеграции учетов на предприятиях добычи, транспортировки и добычи нефти и нефтепродуктов, а также интеграции таможни в систему сквозного контроля перемещения нефтепродуктов.
Сейчас одобрена программа по развитию коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуального учета. Это стимулирует работу. В рамках программы заложено участие предприятий отрасли по установлению средств индивидуального учета. Есть госпрограмма РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики». Не та программа по повышению энергоэффективности, которая уже принята, а более крупная, связанная с применением программно-целевого планирования в целях модернизации энергетики. Там тоже существенным моментом является IT-часть.
На региональном уровне разрабатываются инициативы формирования региональных рынков электроэнергии и мощности тепла. Соответственно, следует ожидать формирования площадок для торговли электроэнергией и теплом. Это тоже некое пространство для применения IT-технологий и дополнительного спроса, создаваемого государством. Формирование рынка выброса – то же самое.
Вечная тема – это совершенствование модели и механизмов работы коммерческих системных операторов оптового рынка электроэнергии и мощности. Там возможны изменения принципов ценообразования и совершенствование расчетных моделей. Сейчас техинспекция ведет работу по сбору необходимых данных по состоянию оборудования. Создаются предпосылки для дальнейшего совершенствования моделей. Процесс находится на контроле государства, деятельность стимулируется. Вот перечень направлений, в которых государство участвует и стимулирует IT-емкие направления.