О проблемах подготовки современного специалиста энергетической отрасли журналу «Энергополис» рассказал Павел Росляков, проректор по учебной работе Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт (технический университет)».В системе образования многое изменилось. Сейчас около 80% студентов МЭИ идут работать по специальности. Это говорит о том, что в энергетике есть большая потребность в кадрах, хорошие зарплаты и ребята находят свое будущее и могут самореализоваться. Это началось с конца 90-х – начала 2000-х годов, когда молодые люди осознанно пошли в энергетику, у них появился стимул к профессиональному образованию.
Если раньше работодатели не всегда могли сформулировать свои требования к высшему образованию, то сейчас благодаря тесной совместной работе они стали понимать проблемы подготовки специалистов, да и мы стали понимать, что надо готовить специалистов под работодателя. С одной стороны, любой работодатель хочет, чтобы специалистов готовили лично под него, чтобы он не тратил время и деньги на адаптацию специалиста. С другой стороны, мы не можем готовить для конкретной фирмы, потому что мы должны обеспечить мобильность нашего специалиста на рынке труда. Для этого существует Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), который формулирует общие требования к специалисту.
Тем не менее мы совместно с нашими основными партнерами, а это ФСК, МРСК, Системный оператор ЕЭС России, различные заводы по производству энергетического оборудования, отраслевые НИИ, договариваемся об осуществлении целевой подготовки для специалистов. Она заключается в том, что мы проводим практику студентов на этих предприятиях, даем курсовые и дипломные проекты с конкретными темами под этих работодателей. Это позволяет сократить период адаптации.
У работодателей появились определенные требования. Поначалу, когда мы начали работать с РАО ЕЭС, они говорили, что им нужны не инженеры, а экономисты, менеджеры, логисты. Когда появилась новая структура энергетики, они поняли, что потребности в этих специалистах снизились и теперь в большей степени нужны технические специалисты. Чубайс сам прослушал курс лекций в МЭИ. Он понимал, что если он не будет в этом разбираться, то не сможет руководить.
Мы регулярно проводим опросы работодателей и можем уверенно сказать, что их удовлетворяет общая техническая подготовка специалистов МЭИ. Однако, несмотря на это, мы понимаем, что надо смотреть вперед и идти дальше, организовывать опережающую подготовку специалистов, которые будут способны проектировать и эксплуатировать новые высокоэффективные, надежные и экологически безопасные энергетические установки.
– Павел Васильевич, высказывали вам работодатели конкретные пожелания по подготовке специалистов?– Они просили усилить экономическую подготовку. Это связано с тем, что сейчас многие предприятия – это акционерные общества или частные компании, и поэтому вопросы экономики становятся чрезвычайно важными. Кроме того, появилась потребность в технических специалистах, способных управлять проектами и малыми коллективами.
В последние годы возросла потребность в усилении подготовки по иностранным языкам, потому что компании выходят на международный уровень, покупают зарубежное оборудование, все современные компьютерные технологии требуют знания английского языка.
Работодатели высказывают свои пожелания, и мы при разработке Федерального государственного образовательного стандарта, который вступает в действие с первого сентября, большинство этих пожеланий учли.
– Отразился ли переход на двухуровневую систему образования на качестве подготовки специалистов? Как это нововведение сказалось на отрасли?– Безусловно, здесь есть проблемы. Требования к подготовке специалистов все время возрастают, но количество часов не меняется. Большая проблема связана с переходом на двухуровневую систему образования. Основная ступень – это бакалавриат. Так до 2011 года строилась подготовка специалистов: после школы по конкурсу студент приходил в вуз, где пять лет учился, затем выходил на рынок труда. Мы с 1992 года одни из первых перешли на двухуровневую подготовку: вначале бакалавриат, затем 80% студентов шли в специалитет на 1,5 года или 2 года магистратуры, куда шли около 20% студентов. Бакалавр на рынок труда практически не выходил, потому что в бакалавриате подготовить специалиста для энергетики, для эксплуатации и проектирования сложного и опасного оборудования невозможно.
Теперь, в связи с переходом на двухуровневую систему, будет так: основная ступень – 4 года бакалавриата, дальше по конкурсу бакалавр может поступить в магистратуру на 2 года, но в ней количество бюджетных мест ограничено. Государство пока говорит, что госбюджет обеспечит около 20% мест в магистратуре. Остальные должны учиться за свои деньги или за деньги работодателя.
Подразумевается, что бакалавр должен выходить на рынок труда. Первый вопрос, который возникает, – это уровень подготовки бакалавра. Место бакалавра на рынке труда работодателями не определено, хотя планируется, что бакалавров, как специалистов с высшим образованием, будет больше всего на рынке труда. Но это специалист с базовыми техническими, а не с профессиональными знаниями. Бакалавр не сможет сразу после окончания института эксплуатировать энергетическое оборудование. Ему нужна серьезная адаптация.
– Верно ли, что Министерство образования и науки копирует западную систему, хотя она не показала себя лучше, чем наша старая система? – Система бакалавриат-магистратура – система англо-американская. Но там для того, чтобы поступить в университет в бакалавриат после средней школы, необходимо проучиться два года и закончить higt school (высшую школу). Это – первые два курса нашего института. В иностранных технических университетах не изучают физику и химию, математику. Курсы базовых наук даются в higt school. В итоге: 2 года higt school, 4 года бакалавриата и еще магистратура. Это нормально. У нас же хотя и 12-летнее образование, но уровень школьной подготовки падает, и первый год нам приходится доучивать студентов. Как мы будем обеспечивать технический прорыв? Непонятно, что об этом думают наши руководители, сокращая возможность получить образование в магистратуре.
– Как бы вы оценили уровень западных специалистов по сравнению с нашими?– Это неоднозначный вопрос, потому что есть выпускники, а есть специалисты, которые проработали в компаниях. Если сравнивать уже проработавших несколько лет специалистов западных и наших, то благодаря нашей системе образования наш специалист более широко подготовлен, у них более узко. У них по каждому разделу есть свой специалист. Получается, что проблему решает группа специалистов. Наши специалисты более широко подготовлены, но не так глубоко.
Что касается выпускников наших и зарубежных вузов, то мне трудно сравнивать. У каждого есть свои плюсы. Их студенты заинтересованы в получении знаний, потому что знают, что от качества полученного образования будет зависеть их карьера, материальное положение. У наших студентов такой продуманной, осознанной связи нет.
– На Западе существует такое понятие, как лифтинг: если студент будет в чем-то отличаться, то его возможность продвинуться наверх в компании, в которую он придет, значительно выше. Как в российских компаниях относятся к возможности продвижения студентов вверх по служебной лестнице?– Это зависит от атмосферы в компании. Сейчас компании начинают об этом задумываться, это видно по тому, как разрабатываются корпоративные кодексы. У нас тоже есть корпоративный кодекс. Мы несколько лет назад сформулировали для себя моральные принципы студентов и сотрудников МЭИ.
Кадровые службы серьезных компаний подходят к этому вопросу серьезно. Например, ФСК – крупная, продвинутая компания. Мы в прошлом году организовали День ФСК в МЭИ. Приехало руководство, их выступление вызвало колоссальный интерес у студентов. После этого было движение с обеих сторон: мы организовали практику студентов в ФСК на реальных объектах, на подстанциях, организовали два студенческих строительных отряда, компанией были созданы прекрасные условия для работы и проживания. Председатель правления Олег Бударгин по итогам работы лично вручал грамоты студентам. Естественно, что эти студенты туда пойдут работать. Это хороший пример активного, заинтересованного работодателя.
Мы последние годы потратили на то, чтобы работодатели поняли свое место и ответственность в системе подготовки кадров. Работодателям необходимо вкладывать в высшее образование. Мы плотно работаем с ними потому, что в отраслях появляется много новых направлений, а мы должны осуществлять опережающее обучение студентов. Учебников по новым технологиям нет, да и, пока напишешь учебник, технология устареет. Мы привлекаем специалистов из компаний для прочтения лекций, так как они находятся на острие этого процесса. У нас около 30% преподавателей – это специалисты из промышленности, научно-исследовательских институтов, энергетических компаний.
Очень важный момент, на который мы обращаем особое внимание, – плановые, целенаправленные стажировки преподавателей. Нужно ездить на объекты, знакомиться с передовыми технологиями и оборудованием. Такие стажировки позволяют подготовить современные учебные пособия, по-новому читать лекции и проводить лабораторные работы. Только так можно готовить грамотного и перспективного современного специалиста.
– Вы с оптимизмом смотрите в будущее тех людей, которых вы готовите?– Конечно, я считаю, что у них, особенно сейчас, хорошие перспективы. Есть амбициозные планы по развитию российской энергетики, наших выпускников в энергетике ждут, они востребованны, для них есть интересная работа. Многие студенты на последних курсах начинают работать, они уже знают, где будут дальше трудиться. У нас 80% выпускников работают по специальности. За два года только девять выпускников МЭИ зарегистрировались на бирже труда, а мы выпускаем ежегодно около 1500 молодых специалистов. В Москве нашему выпускнику с высшим образованием можно найти работу. На каждого выпускника в среднем к нам поступает 2-3 заявки от работодателей. Работодатели, прежде чем получить студента, работают с ним несколько лет. С третьего курса они приглашают студентов к себе на практику, вкладывают деньги в лаборатории. Так что в будущем наших студентов мы уверены.
Беседовал Алексей Иванов