Для осуществления на практике идеи энергосбережения и энергоэффективности необходимо за короткий срок провести большое количество энергетических обследований, причем обследований объектов разного уровня сложности, начиная от простейших сельсоветов, где есть в лучшем случае компьютер и десяток лампочек, до предприятий различных отраслей. При проведении этой работы потребуется большое количество энергоаудиторов высокой квалификации.Евгений Зенютич, президент СРО НП «Союз энергоаудиторов»:– Евгений Аркадьевич, расскажите о программе обучения по энергоаудиту. Очень скоро экономике потребуется большое количество специалистов по энергетическому обследованию, которых сейчас нет. Как справиться с этой масштабной задачей?– Задача действительно непростая. Предстоит проделать огромный объем работы, который сегодня определен новым Федеральным законом «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Я бы сказал, что сегодня в России есть хорошая база для подготовки необходимого количества специалистов по проведению энергетического обследования, в первую очередь – это центры энергоэффективности при ведущих региональных университетах. Они имеют значительный опыт обучения энергоаудиторов, имеют профессионалов-преподавателей и методики, отработанные в реальных условиях. Министерство энергетики РФ приказом № 148 от 7 апреля 2010 года определило систему образовательной подготовки энергоаудиторов, в том числе определило перечень базовых образовательных центров в регионах России. Пока только 26 образовательных центров получили право на подготовку энергоаудиторов, но в ближайшее время количество таких центров практически удвоится.
Один из главных критериев при выборе обучающих организаций – наличие образовательной лицензии, так как обучение специалистов в области энергоаудита – это не просто повышение квалификации, но и овладение знаниями в серьезной области, где должны быть преподаватели-специалисты, занимающиеся не только теорией, но и практикой. Неслучайно в перечень обучающих организаций вошли ведущие региональные университеты. При многих университетах действуют центры энергосбережения, где занимаются научными исследованиями, энергоаудитом, разработкой методической документации, то есть выполняют весь комплекс от разработки методики до ее использования в практической работе. В каждом регионе России есть сегодня такие центры, на базе которых и формируется система подготовки энергоаудиторов. Сейчас в Минэнерго РФ поступило еще около 50 заявок от тех организаций и учебных заведений, которые считают, что они могут заниматься обучением энергоаудиторов. Это позволяет надеяться, что в России уже в этом году будет создана сеть образовательных центров, обеспечивающая подготовку и повышение квалификации необходимого числа специалистов по энергоаудиту.
– Как повлияет создание саморегулируемых организаций по энергетическому обследованию на рынок услуг по энергоаудиту?– До выхода федерального закона № 261-ФЗ, которым предусмотрено создание саморегулируемых организаций (СРО) по энергетическому обследованию и определены критерии к организациям, которые занимаются энергоаудитом, не было системы государственной аккредитации энергоаудиторов. В России было зарегистрировано, если не ошибаюсь, всего шесть систем добровольной сертификации в области энергоэффективности. Одна из них, система РИЭР, получившая наибольшее распространение в последние годы, была зарегистрирована в Москве Межрегиональной ассоциацией «Энергоэффективность и нормирование» (МАЭН). В рамках системы РИЭР был создан механизм аккредитации энергоаудиторских компаний. На конец прошлого года на сайте МАЭН было зарегистрировано около 150 таких компаний.
В рамках Закона № 261-ФЗ предусматривается, что саморегулируемая организация по энергетическому обследованию должна включать не менее 25 юридических лиц, в каждой из которых должно быть не менее четырех аккредитованных энергоаудиторов. В настоящее время в Министерство энергетики РФ поступило уже 30 заявок на регистрацию СРО, и половина из них прошла регистрацию. Следовательно, можно говорить, что в России уже зарегистрировано около 400 энергоаудиторских организаций и 1600 энергоаудиторов. Понятно, что в рамках выполнения требований закона, который требует от бюджетных организаций провести первое обязательное энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, эта цифра кажется большой, но она явно недостаточная. Именно поэтому вопрос обучения энергоаудиторов – один из ключевых элементов, связанных с качественным и профессиональным выполнением задач, поставленных правительством. Нужны специалисты, которые владеют методикой проведения энергоаудита, что необходимо для того, чтобы реально оценить эффективность использования энергетических ресурсов.
Энергоаудит всегда был начальным, базовым звеном при разработке проектов по энергоэффективности. Однако в современных условиях требования к энергоаудиту и к тем, кто его проводит, существенно изменились. Новшества связаны с изменением действующего законодательства, а также определены документами федерального Министерства энергетики. В первую очередь это коснулось правового статуса энергоаудиторских организаций, которые должны являться членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Именно на саморегулируемую организацию возложены функции контроля за соблюдением требований, предъявляемых к энергоаудиторам со стороны государства.
В частности, законодательно прописаны следующие требования: по итогам энергоаудита должна быть сделана оценка потенциала энергоэффективности, должны быть разработаны мероприятия по повышению энергоэффективности и энергетический паспорт объекта энергоаудита. Результаты энергоаудита дают возможность дальше оценивать работу данного предприятия по эффективности конкретных энергосберегающих мероприятий. Надо иметь в виду, что в соответствии с законом с 2010 года предусмотрено в течение ближайших пяти лет обязательное снижение уровня энергопотребления каждой бюджетной организацией на 15%. Таким образом, проводя энергоаудит, мы фактически фиксируем начальную позицию, от которой имеем возможность оценивать работу предприятия по повышению энергоэффективности.
– Существуют ли разработанные программы по обучению энергоаудиторов?– Программы разработанные есть. Есть и образовательные центры в регионах, на основе которых Минэнерго РФ выстраивает систему обучения. Разработана базовая учебная программа по подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов. Но есть и проблемы. Начнем с того, что программы должны опираться на единую методическую документацию. Но в России пока отсутствуют методические рекомендации, связанные с проведением энергоаудита, которые могли бы выступать в качестве единого нормативного документа. Вот почему каждая организация, проводящая энергоаудит, использует свою апробированную методику.
– Но это может привести к самодеятельности, когда одни аудиторы будут владеть одними инструментами, другие – вторыми, третьи – третьими и в конечном итоге предприятия выберут те организации, с которыми проще работать. – Безусловно, такая опасность существует. Функции контроля за соблюдением требований, предъявляемых к энергоаудиторам со стороны государства, возложены на саморегулируемую организацию (СРО). Согласно требованиям закона саморегулируемая организация отвечает за выполнение разработанных в рамках СРО правил и стандартов по проведению энергетического обследования, за полноту и достоверность информации, представляемой энергоаудиторской организацией. Одним из механизмов контроля за деятельностью энергоаудиторов со стороны СРО является экспертиза отчетной документации, в том числе разработанного по итогам энергоаудита энергетического паспорта. Приказом Минэнерго РФ № 182 от 19 апреля 2010 года определены требования к форме энергетического паспорта, выполнение которых необходимо при проведении энергообследований, относящихся к категории обязательных. Энергопаспорт направляется в СРО, которая направляет его для государственной регистрации в ФГУ «Российское энергетическое агентство». Эта организация является уполномоченным органом Минэнерго РФ, которой поручено формировать государственную информационную систему по энергоэффективности.
Кроме того, при обработке материалов энергоаудита должны быть определены конкретные мероприятия, связанные с повышением энергоэффективности, и дана оценка потенциала энергоэффективности по различным видам энергоресурсов. Фактически в рамках энергоаудита мы позволяем заказчику сформировать основные направления по разработке программы энергосбережения.
– Поясните, пожалуйста: СРО является гарантом юридически, материально или чисто символически? – Как президент СРО «Некоммерческое партнерство «Союз энергоаудиторов», могу сказать, что СРО – это не просто партнерство, которое объединяет группу организаций, занимающихся энергоаудитом и зарегистрированное Министерством энергетики РФ. СРО разрабатывает стандарты и правила проведения энергетического обследования и отвечает за их выполнение членами СРО. Если члены СРО не выполняют требования нормативных актов или правил, принятых в партнерстве, мы имеем полное право исключить их из состава СРО с извещением Минэнерго РФ.
Кроме этого законодательством преду-смотрен имущественный механизм ответственности. В СРО создается компенсационный фонд, посредством которого будут возмещаться издержки, которые заказчик понес из-за некомпетентной работы членов СРО. В рамках СРО должна быть создана единая методическая документация на базе системы стандартов и правил по проведению энергоаудита, а также система контроля и экспертизы результатов деятельности членов СРО. Законом о СРО предусмотрено, что в течение трех лет мы обязаны проверить работу каждой организации, входящей в партнерство и имеющей статус энергоаудиторской организации. Именно поэтому каждая СРО должна иметь свой управляющий орган, который будет профессионально работать и отвечать за результаты деятельности энергоаудиторских организаций.
– На ваш взгляд, Министерство энергетики РФ отстранится в дальнейшем от создания обучающих центров?– Думаю, что не отстранится. Ведь Постановлением правительства № 1830-р утвержден план по реализации Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», которым предусматривается при участии Минэнерго РФ и других заинтересованных ведомств создание региональных и отраслевых обучающих центров. Другими словами, Минэнерго РФ должно создать систему обучения не только энергоаудиторов, но и энергетических менеджеров. Ведь согласно принятому закону на предприятиях должны быть определены ответственные за энергосбережение, четко представляющие, что можно и нужно реально сделать для эффективного использования энергоресурсов. Поэтому направление деятельности обучающих центров имеет широкий спектр задач. Сегодня мы наконец начинаем осознавать, что энергоэффективность – это тот ресурс нашего государства, без которого невозможно выйти на инновационный путь развития экономики. Инновационный путь предусматривает внедрение не просто новых технологий, но и внедрение энергоэффективных технологий.
– Законом определено проведение обязательных энергообследований для бюджетных предприятий и предприятий с долей государственной собственности. Но частные предприятия тоже заинтересованы в энергоаудите?– Законом определен достаточно большой перечень тех предприятий, которые обязаны проводить энергоаудит: здесь и муниципальные предприятия, и предприятия с частью государственной собственности, здесь и организации с регулируемыми видами деятельности. Естественно, что частные организации заинтересованы в повышении конкурентной способности своей продукции. Закон не обязывает их проводить энергоаудит, но конкуренция на рынке, рост тарифов, а значит, и рост энергетической составляющей в себестоимости продукции заставляет эти предприятия искать действия, которые позволят компенсировать или хотя бы уменьшить влияние роста тарифов на энергоносители. Если мы посмотрим на динамику роста тарифов, то увидим их ежегодное повышение на 10–15%. И прогнозы показывают, что эта тенденция в ближайшие годы сохранится. Вот почему любые предприятия, если они заинтересованы в развитии и устойчивой позиции на рынке, обязаны заниматься энергосбережением. Сейчас большинство крупных предприятий при формировании инвестиционных программ выстраивают их приоритеты с учетом реализации долгосрочных программ по энергосбережению. Понятно, что денег потребуется много, поэтому интерес в первую очередь представляет создание инвестиционных компаний, привлечение крупных инвесторов, таких как Сбербанк, Внешэкономбанк. Банки начинают понимать, что в энергосбережение сегодня выгодно вкладывать, здесь есть серьезные ресурсы и значительно снижаются риски при финансировании проектов.
– Энергоэффективность – это еще и социальный вопрос. – Вы правы, рост тарифов бьет по всем слоям населения. Чем это можно компенсировать? Мы можем заставить уменьшить динамику роста тарифов, с одной стороны, тех, кто производит энергоресурсы, уменьшить их потери, а с другой – помочь тем, кто использует эти энергоресурсы, с помощью перехода на энергоэффективные бытовые приборы, лампы. У нас до настоящего времени отсутствует маркировка бытовых приборов по классу энергоэффективности. Например, при выборе типа холодильника мы не принимаем во внимание, сколько он потребляет электроэнергии. Важно, чтобы люди понимали, что есть много простых технологий, которые позволяют экономить электроэнергию, тепло, воду, а значит, и меньше платить за коммунальные услуги. Принятые нормативные акты создают условия, чтобы мы платили не одинаково, «как все», а платили по реально потребленному количеству энергии. Только тогда будет стимул для экономии энергоресурсов, и задача государства – эти стимулы создать и сделать так, чтобы они эффективно работали.
Беседовал Алексей Иванов