ООО «Тольяттинский Трансформатор» является одним из крупнейших на постсоветском пространстве изготовителем силовых высоковольтных трансформаторов с установленной производственной мощностью до 30 ГВА. Завод производит все виды трансформаторного оборудования, востребованные на рынке России и зарубежья. О сегодняшнем дне предприятия журналу «Энергополис» рассказал Владимир Чистяков, генеральный директор завода.
– Владимир Сергеевич, кризис, из которого экономика нашей страны постепенно выбирается, был серьезным испытанием для крупных компаний в первую очередь. Таким предприятиям, как ваш завод, непросто в короткий срок диверсифицировать производство. Как «Тольяттинский Трансформатор» переживал этот сложный период?– Кризис – это здорово! Если бы не он, не исключаю, что мы не получили бы отличный заказ от ФСК. Вы же знаете, что на самых разных уровнях власти всегда говорилось о поддержании отечественного производителя, но никаких мер для этого не принималось. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. А если говорить серьезно, то для нашего завода трансформаторы класса напряжения 110 кВ, наша основная продукция, – это наш хлеб, мы производили их еще в советское время, но именно в кризисный период сформировались условия, которые помогли нам больше времени уделять вопросам расширения рынков сбыта. Сейчас мы фактически можем изготовить любую машину и по мощности, и по напряжению.
– Сейчас и в ФСК ЕЭС, и в Холдинге МРСК говорят о том, что пора от покупки трансформаторов переходить к прямому владению трансформатором, то есть просчитывать не только цену покупки, но и цену эксплуатации, обслуживания, ремонтов вплоть до утилизации?– Я совершенно с этим согласен. Буквально полгода назад вместе с главными инженерами МРСК мы обсуждали задачи, требующие решения именно в этом направлении. Мы крайне заинтересованы в прямом владении трансформатором, но я хочу добавить, что мы должны брать на себя кроме всего вышеназванного ответственность и за транспортировку, и за установку, и за монтаж. Мне кажется, назрела необходимость в договоренностях между заводом-изготовителем, железной дорогой и принимающей стороной для того, чтобы груз, весящий сто тонн, был в целости и сохранности доставлен к месту назначения. Потому что если стотонную машину неаккуратно довезти, то у принимающей стороны возникнет к нам много вопросов, которые мы, в свою очередь, адресуем железнодорожникам, но, как правило, никакого ответа от них не получаем. В результате образовался замкнутый круг: невозможно охранять каждую машину, и не с кого спросить за некачественную доставку.
– В 2011 году заводу исполнится 55 лет. За эти годы наработан серьезный опыт по изготовлению важнейшей энергетической продукции.– Действительно, на нашем предприятии задействован полный цикл изготовления трансформаторов, включающий маркетинговые исследования, собственную конструкторскую разработку, технологическую проработку, производство, испытательный центр, шеф-монтаж, сервисные услуги, в том числе ремонт и производство отдельных компонентов. И этими знаниями мы всегда готовы поделиться с теми, кто, пользуясь нашей продукцией, действительно заинтересован в получении полноценной информации.
С нашими коллегами из Холдинга МРСК мы проводим совместные техсоветы, и это очень помогает в решении возникающих в ходе работы вопросов. Есть возможность обсудить текущие проблемы, по прямой линии call-центра найти специалистов, дать консультации по вопросам обслуживания аппаратуры. Я думаю, это единственно правильный подход для решения многих насущных вопросов, которые возникают в процессе эксплуатации оборудования. Радует, что коллеги всегда готовы к конструктивному диалогу.
– На сегодняшний день не только в Тольятти, но и по всей России происходит отток высококвалифицированных кадров на другие предприятия, в другие города. Как вы видите решение этой проблемы? – Ни для кого не секрет, что градообразующим предприятием Тольятти, влияющим на экономику города и работу других предприятий, является
АВТОВАЗ. Сейчас, к примеру, на заводе подъем, а когда АВТОВАЗ начинает активно работать, нам становится труднее найти хороших специалистов. Но меня это скорее радует, чем расстраивает. Мы не относимся к тем людям, которые живут по поговорке «мне хорошо, когда соседу плохо». Мы за то, чтобы все предприятия города и в дальнейшем успешно функционировали.
Конечно, конкуренцию никто не отменял: строятся новые заводы в Колпино и Воронеже, но я с гордостью могу сказать, что, «Тольяттинский Трансформатор» является одним из крупнейших на постсоветском пространстве изготовителей силовых высоковольтных трансформаторов. Кроме того, мы – единственные в России, кто производит переключатели для трансформаторов. Наш завод проектировался и строился как крупнейший в Европе современный комплекс по производству электротехнического оборудования. Хочу сказать, что со дня открытия нашего предприятия мы непрерывно совершенствовали конструкции трансформаторов и осваивали новые технологии, заменили устаревшее оборудование на самое современное, поэтому за время кризиса не только не растеряли, но и нарастили технический потенциал.
Мы по-прежнему тесно сотрудничаем с университетами и отраслевыми институтами. Мы продолжали работать и работаем с НИИ независимо от того, в какой бывшей союзной республике находится интересующий нас институт. Связи, к счастью, сохранились, несмотря на сложнейший постсоветский период, когда отношения внутри огромной страны рвались практически по живому.
– Владимир Сергеевич, в постперестроечный период интерес к так называемым рабочим профессиям упал до нуля. Идут сегодня к вам на производство молодые специалисты? – У нас сейчас среди топ-менеджеров (а это начальники отделов, заместители главного конструктора) есть несколько молодых сотрудников, которым 25–28 лет. Они могут решать серьезные, большие задачи наравне с опытными руководителями, поэтому я оптимистично смотрю вперед, в будущее нашего завода. Ведь можно назначить на руководящий пост кого угодно, мы прекрасно знаем, как это происходило…
– И происходит до сих пор, к сожалению…– Затем мастерски развалить производство (это в России национальный вид спорта). Но наш золотой запас и опора – это талантливая молодежь. Пока нельзя сказать, что на заводе происходит полноценная смена поколений. Но, хотя речь идет о десяти-пятнадцати молодых специалистах, не может не радовать тот факт, что у нынешних студентов возрос интерес к техническим специальностям, в связи с чем возобновился набор на соответствующие факультеты. А ведь совсем недавно существовала кафедра в Тольяттинском политехническом институте, его выпускники работали и продолжают работать у нас на заводе. Сто пятьдесят человек, среди них есть асы, помнящие каждую машину, которую они делали. Наш главный инженер Валентин Иванович Рябов действительно знает производство от и до. Есть группа конструкторов, занимающихся разработкой новых конструкций с учетом современных материалов и технологий. В последнее время благодаря техническому перевооружению мы улучшили характеристики выпускаемых предприятием изделий, по некоторым позициям увеличили объем выпуска. Сделано многое, но предстоит сделать еще больше.
– Как вы оцениваете уровень не только конечной заводской продукции, но и уровень самого производства по сравнению с иностранными?– Трансформаторостроение – это одна из немногих областей, в которой мы способны конкурировать с Западом, особенно по соотношению «цена-качество». Я не говорю, что наши трансформаторы намного лучше, чем у наших европейских коллег, но я был на крупных зарубежных заводах и могу сказать, что кое-где станки стоят менее современные, чем у нас. И кстати, хочу попутно сказать о том, что к нам поступают запросы с просьбой проконсультировать о возможности ремонта наших трансформаторов выпуска 72-го года. По идее, они уже должны быть списаны в утиль, но они работают до сих пор и не собираются разваливаться. Для нас это лучшая реклама. А современная замечательная западная техника работает от звонка до звонка, без всякого запаса прочности. Я как энергетик заявляю, что самое главное – это надежность, это и первое, и второе, и третье. Только после того, когда обеспечена надежность, можно говорить про эффективность, про коммерческую выгоду. Но надежность – это главное.
– Подводя итог нашей беседе, хочу задать вопрос на засыпку: что самое важное в жизни завода? – Безусловно, управление производством в целом. Как процессом. Здесь нет ничего второстепенного – использование того или иного материала или трудового ресурса влияет на конечный результат. Главное – правильно поставить задачу и сформулировать ее, чему мы стремимся научить весь управляющий персонал. Начальников цехов, например.
Я сам вопросами управления производством начал заниматься еще в девяносто четвертом году на Саратовском подшипниковом заводе. Тогда достижением для нас была покупка одного компьютера на целый цех, и, когда однажды в цех залезли воры через окно и компьютер украли, это был траур. Представьте, как я был поражен, когда приехал в «Мосэнерго» и увидел компьютеры на каждом столе в качестве печатных машинок. Мы ведь по собственной инициативе закупили регистраторы – «Роботроны», заменили у них начинку и с помощью этих перепрофилированных устройств начали считать зарплату, управлять внутрицеховыми процессами, регистрировать количество деталей и прочее, и прочее. Это было, если можно так сказать, началом, а сегодня на «Тольяттинском Трансформаторе» полностью внедрена система управления ресурсами предприятия – SAP.
На самом деле любое крупное предприятие, по сути, огромный корабль, и, если капитан дает зад-ний ход, он не может развернуться сразу, а еще несколько километров движется по инерции вперед. Поэтому для нас оптимальный вариант – саморегулирование, когда система практически самоорганизуется, двигаясь к поставленной цели с минимальными сбоями. Это, конечно, идеал, но к нему нужно стремиться.
И еще об одном мне хочется сказать: очень хорошо и правильно, что сегодня начал возрождаться интерес к профессии инженера. Современное оборудование требует высококвалифицированного обращения. В советские времена существовал термин «специалист широкого профиля», и наши заводские инженеры должны быть именно такими профессионалами: не только грамотными компьютерщиками, но и специалистами по металлу, по оборудованию.
То, что развитие страны зависит от того, на каком месте находится сегодня инженер, – это не громкие слова. Чем выше будет поднят престиж профессии инженера, тем быстрее наша экономика будет развиваться, и мы перестанем все время догонять развитые государства.
Беседовал Алексей Иванов