Основные задачи проекта «Считай, экономь и плати» – обеспечение условий для стопроцентного внедрения приборов учета потребления энергоресурсов в России и обеспечение платежей за использованные энергоресурсы. Это необходимо для стимулирования процесса энергоэффективности, процесса оптимизации энергопотребления и поставок энергоресурсов.Михаил Слободин, президент ЗАО «Комплексные
Энергетические Системы»:- Я уверен, что для успешного внедрения интеллектуальных сетей процесс не должен быть односторонним. С одной стороны, это инициатива КЭС-Холдинга, так сказать, инициатива снизу, с другой стороны – реализация проекта по созданию в России электрической сети нового поколения, которую начала претворять в жизнь Федеральная сетевая компания. Интеллектуальная электрическая сеть должна будет на технологическом уровне объединить потребителей и производителей электроэнергии с помощью единой автоматизированной системы. Такая система позволит отслеживать и контролировать режимы работы всех участников процесса выработки, передачи и потребления электроэнергии в реальном времени, оперативно реагируя на изменения различных параметров в энергосистеме. А это, в свою очередь, позволит осуществлять электроснабжение с максимальной надежностью и экономической эффективностью.
Надо сказать, что созданием интеллектуальных электрических сетей сегодня озабочены государства с самыми различными экономическими системами, от давно сформировавшихся до развивающихся экономик. Это США, Канада, Индия, Китай, страны Евросоюза. Отдельно хочу сказать об опыте наших итальянских коллег. Мы побывали в Италии, представители компании Enel рассказали нам, что, во-первых, миллионы, затраченные компанией на реализацию проекта, окупились за четыре года, а во-вторых, общий годовой объем сэкономленных средств увеличился на 930 млн. евро по сравнению с 2001 годом, когда программа только-только стартовала. С момента реализации проекта в стране практически в десять раз был сокращен уровень коммерческих потерь. За это время около 31 млн. постоянных клиентов итальянской энергетической компании Enel SpA получили вместо обычных электросчетчиков их интеллектуальные аналоги. Это больше, чем на всей территории США, и самый высокий показатель в мировом масштабе. Еще хочу отметить, что после внедрения в Италии «умных» счетчиков произошло сокращение перебоев в работе сети и связанных с ними издержек. Сэкономленные средства пошли на производство и установку счетчиков, поэтому для потребителей переход на новую систему прошел совершенно бесплатно. Итальянские энергетики, делясь с нами полученным опытом, подчеркнули, что успех подобных мероприятий во многом зависит от их интенсивности. По их мнению, постепенная реализация для осуществления такого масштабного проекта (в размерах одного государства) не подходит. Но мы живем в России, наша страна занимает одну шестую часть всей земной поверхности, это во много раз больше, чем территория Италии. Поэтому мы решили начинать внедрение пилотного проекта «Умные сети» на территории города-миллионника в структуре МРСК Урала, где буквально за последние полгода на 5% сократился объем работающих приборов учета. На сегодняшний день наш парк приборов представлен старыми электромеханическими приборами (85–90%), количество систем учета, которые позволяют дистанционно снимать показания, составляет не более 5–7%, количество систем учета, позволяющее одновременно еще и регулировать уровень энергопотребления, составляет менее 1%. Когда сотрудники энергосбытовых компаний приходят к потребителям и пытаются в ручном режиме снять показания приборов учета, проще говоря, попасть в квартиры, в некоторых случаях их не просто не пускают в дом, но и травят собаками – такова на сегодня специфика общения потребителей и энергосбытовых компаний. Поэтому, на мой взгляд, проект Smart Meeting необходимо внедрять как можно быстрее. У нас есть серьезная возможность перейти сразу от электромеханических приборов к интеллектуальным системам учета. Конечно, потребуется изменение законодательства, поддержка со стороны городской администрации, потребуется совместно с крупнейшей электросетевой компанией – Холдингом МРСК – тиражировать и масштабировать эти проекты для того, чтобы в течение ближайших 5–7 лет подготовить почву для реализации «умных» сетей в целом. Во многом это огромный объем административных, организационных и менеджерских усилий, поэтому нам пригодится опыт наших иностранных коллег как с точки зрения внедрения таких проектов, так и с точки зрения производства систем учета, программного обеспечения. С точки зрения оптимизации серьезный системный эффект возникнет тогда, когда электрическая и информационная части будут работать во взаимосвязи.
Со следующего года мы будем иметь новую модель розничного рынка электрической энергии, нашим потребителям будут предлагаться различные тарифные планы, поэтому за счет модели розничного рынка и за счет технологии Smart Meeting потребители смогут оптимизировать затраты на электроэнергию.