Авторизация
 

Оптимизация системы

Оптимизация системыМихаил Слободин, президент ОАО «КЭС-холдинг», возглавляет проект «Считай, экономь и плати» в рамках рабочей группы по энергоэффективности при Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Проект «Считай, экономь и плати» предполагает формирование бережливой модели потребления энергоресурсов, включая установку приборов учета и предоставление различных механизмов для экономии потребления коммунальных ресурсов. Я отвечаю за формирование идеологии проекта, за стимулирование инициативы на местах, если можно так выразиться. Проект направлен на то, чтобы довести уровень оснащенности приборами учета тепла, воды, электричества, газа в жилых домах до 85–90% и обеспечить 100% оплаты энергоресурсов, стимулировать энергосбережение среди потребителей. Мы ориентируемся на комплексные счетчики (тепло, вода, электричество, газ), интегрированные системы регулирования энергопотребления и дистанционное снятие показаний.

Если внимательно посмотреть на всю цепочку целиком: генерация, транспортировка и сбыт энергоресурсов, – станет понятно, что сегодня эти звенья все вместе работают крайне неэффективно. А ведь если использовать даже часть потенциала энергоэффективности, то можно сэкономить около 40% в так называемом живом секторе. И новый проект в общем и целом создает достаточно серьезный стимул для реальной экономии не только в потребительском секторе, но и для ресурсоснабжающих организаций.

Сегодня мы являемся одними из тех, кто в первую голову занимается энергоэффективностью и энергосбережением в комплексе, включая интересы потребителей. Занимаемся разработкой институциональной базовой поддержки системы учета и регулирования энергопотребления. Стимулироваться будут комплексные продукты, которые можно регулировать, особенно тепловая энергия (например, количество подачи тепла будет меняться в зависимости от температуры окружающего воздуха), в меньшей степени это будет касаться воды, газа и электричества.

Конечно, в проекте найдет соответствующее отражение положение о системе передачи данных, которая автоматически интегрируется в систему учета и позволяет в определенном режиме получать информацию о том, как работает вся система целиком. Это даст уникальную информацию для будущей оптимизации, существенным образом сократит коммерческие потери, то есть, говоря прямо, воровство. А это на самом деле будет означать снижение нагрузки на тех потребителей, которые, условно говоря, не воруют и платят вовремя. Кроме того, обязательно будет стимулироваться бережное отношение к энергоресурсам через систему нормативов, систему тарифообразования, через систему введения специальных социальных норм. Сейчас обсуждается тема социальной нормы по электричеству, газу и теплу. Закон требует доработки. Нужно учитывать то, как он будет взаимодействовать с муниципальными властями и управляющими компаниями, которые сегодня в отдельных случаях больше и лучше разбираются в ситуации, чем муниципальные власти, отстающие по некоторым вопросам.

В проекте есть пункт об обязанности энергоснабжающих организаций устанавливать приборы учета. Но пока нет возможности целевым образом воздействовать на управляющие компании, поскольку сейчас это большая слабоструктурированная масса, которую составляют руководители компаний со своим представлением о том, что и в каком порядке будет внедряться в быт наших граждан. Поэтому пришлось выбрать ресурсоснабжающие организации и на них возложить обязанность по установке приборов учета с последующей компенсацией со стороны тех же жителей в том случае, если потребители сами приборы учета не установят. Я уверен, такая ситуация должна подвигнуть потребителей на самостоятельную установку приборов учета, потому что рано или поздно сложится ситуация, когда без приборов и с приборами мы будем платить совершенно разные деньги. Сегодня у нас существует норматив на безучетное потребление, фактически отражение средней температуры по больнице. Соответственно, только там, где потребление ниже норматива, у потребителя есть стимул установить прибор учета. Там, где потребление существенно выше норматива, даже речи не идет об установке соответствующего прибора. Но даже установленные приборы почему-то перестают работать.

Я знаю, о чем говорю, потому что КЭС работает в 16 регионах, мы поставляем тепловую энергию 15 млн. потребителей. Поэтому нужно вводить дифференцированный тариф при наличии приборов учета и ужесточение штрафных санкций при их отсутствии для ресурсоснабжающих организаций либо менять идеологию нормативов. И в этом смысле либо будем менять идеологию нормативов, то есть они будут уже больше штрафными с введением и с поэтапным повышением, либо будем вводить дифференцированный тариф при наличии приборов учета и отсутствии приборов учета с ужесточением штрафных санкций для ресурсоснабжающих организаций в случае, если не работают их приборы учета. Должна быть двусторонняя экономическая мотивация. Основа идеологии, конечно, стопроцентная оплата за энергоресурсы. Ведь если ваш сосед просто не платит, у него получается стопроцентная экономия. И стимул беречь энергию у такого человека ниоткуда не возникнет, и ничего с ним нельзя сделать.

Поэтому совместно с Минрегионом и Минэкономразвития будут разработаны определенные меры, связанные с более жесткой дисциплиной с точки зрения платежей за коммунальные услуги. Ситуация, конечно, неприятная, но без этого энергосбережение и энергоэффективность стимулировать будет тяжело. Что касается финансовых механизмов, то здесь ситуация следующая. Мы сейчас обсуждаем несколько вариантов стимулирования, в частности по установке приборов учета. Это субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым ресурсоснабжающими организациями на установку приборов учета, гибкое тарифное меню для потребителей, повышение санкций за долги по платежам. Должны заработать рыночные механизмы, главный принцип которых – обеспечение возвратности по крайней мере денег, взятых в долг. То есть бесплатных федеральных денег в том виде, как было раньше, – «отдали и забыли», в режиме энергосбережения не будет, и это идеологически правильно. Потому что наша задача – в рамках таких пилотных проектов создать технологию, которую можно тиражировать, сформировать проекты, которые будут работать в масштабах страны. Но без выстроенной экономической системы этого не получится.

Отдельно хочу сказать о том, что КЭС-Холдинг сегодня участвует в пилотном проекте «Энергоэффективный город». Мы выбрали Воркуту, город с населением 120 тысяч человек. Проект предусматривает реконструкцию тепловых пунктов и насосных станций, частичную перекладку тепловых сетей на основе передовых технологий. Оптимизация затронет не только коммунальную инфраструктуру, но и городской транспорт, и наружное освещение. В городе будет вестись серьезная целевая пропагандистская кампания по поводу экономии энергоресурсов. Цель, которую мы ставим в рамках этого проекта, – в доходах населения доля на оплату коммунальных услуг не должна вырасти ни на процент в течение пяти лет. Это означает, что ухудшения жизни граждан в связи с возможной реформой жилищно-коммунального хозяйства или чего-нибудь в этом роде не произойдет. Но так будет только в том случае, если горожане будут бережно относиться к энергоресурсам. Тот, кто, условно говоря, тратит их направо и налево, несомненно, будет платить больше. С сожалением вынужден констатировать тот факт, что про закон об энергоэффективности пока знает 1-2% людей.

А экономия начинается тогда, когда уровень энергетической грамотности достаточно высок для того, чтобы практически все жильцы у себя в квартирах поставили приборы учета. Напомню, что программа наша называется «Считай, экономь и плати» и ее основная цель – доведение количества приборов подомового учета до 90% минимум. Потому что, когда начинается поквартирный учет энергоресурсов, начинаются другие деньги.

В целом мы готовы рассматривать предложения по реализации приборов поквартирного учета минимум на 10 млн. квадратных метров, для того чтобы отработать технологические решения. Если говорить про домовой учет, то он позволяет оптимизировать систему целиком, убрать конфликты по поводу нормативов между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, которые сегодня возникают сплошь и рядом. И на самом деле позволяет оптимизировать всю инфраструктуру дома. А введение одновременно еще и режима регулирования энергопотребления, безусловно, только на этом этапе позволяет примерно на 10% снизить энергопотребление в доме. А пока мы нашу систему по привычке регулируем форточками.


КЭС-Холдинг
(«Комплексные энергетические системы») – крупнейшая российская частная компания, работающая в сфере электроэнергетики и газораспределения. Создана в 2002 году.

Основные направления ее деятельности – генерация, энерготрейдинг и ритейл. Стратегические активы холдинга – это ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7, ТГК-9, ряд региональных энергосбытовых компаний, а также ГАЗЭКС – компания, работающая в сфере газораспределения и газоснабжения России и Украины. Суммарная установленная электрическая мощность ТГК, где КЭС-Холдинг является стратегическим акционером, составляет 15,767 тыс. мегаватт, тепловая мощность – 67,799 тыс. гигакалорий в час.

72 электростанции КЭС работают в Коми, Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Удмуртии, Пермском крае, Владимирской, Ивановской, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Свердловской и Ульяновской областях. Компании КЭС обслуживают более 10 млн. физических лиц и порядка 60 тыс. предприятий.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.