Мексиканский залив продолжает наполняться нефтью, и проблемы, стоящие перед British Petroleum, становятся еще серьезнее. Рыночная стоимость компании уже уменьшилась вдвое. Если в ближайшее же время не удастся прекратить утечку, гигантская британская нефтяная компания, возможно, будет вынуждена начать распродавать свои активы. И для Великобритании это может стать настоящей катастрофой.
Подобной аварии еще не видел мир. Менее двенадцати недель назад гигантская транснациональная нефтяная корпорация British Petroleum твердо занимала четвертое место в списке крупнейших компаний мира. Бюджет ее внушал уважение: годовые продажи составляли примерно 246 миллиардов долларов (195 миллиардов евро), рыночная стоимость превышала 190 миллиардов, а прибыль с учетом налогов — почти 17 миллиардов.
Страховые компании и пенсионные фонды всех видов считали BP тихой гаванью, островком свободы от рисков в бурном рыночном море. Многие полагали, что компания без проблем переживет даже самый страшный кризис. Казалось, что доходы BP будут сохраняться неизменными, а запасы денег и нефти преставлялись непоколебимыми.
Но 20 апреля — день, когда взорвалась нефтяная платформа Deep Horizon в Мексиканском заливе, — положило конец некогда непоколебимой вере, которую финансовые рынки питали в отношении нефтяного гиганта. BP совершила несколько попыток остановить растекание нефти, но все они провалились. Во вторник представители компании высказывали оптимизм, заявляя, что еще одна мера — установка гигантской «пробки», как утверждается, лучшей, чем ее предшественницы, — способна полностью остановить растекание. Но почти никто не испытывает к этому возбужденного интереса. По оценкам экспертов, каждый день в воду Мексиканского залива извергается свыше шестидесяти тысяч баррелей сырой нефти.
Авария уже стала причиной одной из страшнейших экологических катастроф в истории США, и катастрофа эта будет иметь неизмеримо тяжелые последствия как для живой природы и экосистем, так и для экономики. По оценкам экспертов, на ликвидацию последствий уйдет свыше шестидесяти миллиардов евро. Каждый лишний день, который пройдет до того, как будет найдено решение проблемы нефтяного фонтана, увеличивает опасность, грозящую как природе, так и BP. Теперь уже нельзя исключать и перспективу объявления компании банкротом.
Катастрофа для ВеликобританииНефтяная платформа утонула 22 апреля, и с тех пор BP потеряла порядка половины своей рыночной стоимости. По оценкам некоторых агентств, ее акции по своей ценности равны мусору. Вера общественности в лидерские качества генерального директора Тони Хейворд (Tony Hayward) испарилась практически полностью. Конкуренты BP — французская Total, например, — уже выказывают интерес на случай, если BP будет вынуждена распродаваться по частям. Генеральный директор Total Кристоф де Маржери (Christophe de Margerie) заявил, что в случае продажи активов BP, «конечно же, это будет рассмотрено».
С целью отражения возможных посягательств и избежания продажи активов Хейворд на прошлой неделе ездил на Ближний Восток и даже в еще более отдаленные места. Как утверждается, он попытался убедить обладателей суверенных фондов Катара, Кувейта и Сингапура приобрести большое количество акций BP, чтобы поспособствовать стабилизации положения компании на ближайшие недели и месяцы.
Для Великобритании крах крупнейшей компании в стране стал катастрофой, особенно с учетом момента — премьер-министр Дэвид Кэмерон как раз резко сократил расходы, пытаясь снизить существенный бюджетный дефицит и внешний долг государства. Кэмерон проявил пристальный интерес к катастрофе BP: сформированная правительством экспертная комиссия лихорадочно разрабатывает план выхода из кризисной ситуации. Как сообщается, идет оценка возможных последствий раздела, банкротства компании или даже ее частичной национализации.
Десять тысяч британцев, которых BP обеспечивает работой, — это еще не самая серьезная проблема. На BP ежегодно приходится почти семь миллиардов евро налогов и выплат, поступающих в бюджет Великобритании. К тому же компании принадлежат большие сегменты энергетической инфраструктуры страны.
«Национальная проблема»Еще более зловещим представляется факт, что значительную часть пенсий для британцев обеспечивает BP. Многие британцы, будь то через посредство закрытых акционерных фондов или же напрямую, владеют некоторой частью компании. Пенсионные фонды претерпели серьезный удар из-за лавинообразного падения стоимости компании, не были произведены выплаты дивидендов. Мэр Лондона Борис Джонсон (Boris Johnson) выступил с предупреждением, что финансовые проблемы нефтяного гиганта стали «национальной проблемой».
На данный момент остается неясным, придется ли налогоплательщикам «затыкать дыры» или BP сможет спастись сама с помощью привлечения средств из суверенных фондов. Возможно, все будет зависеть от того, сможет ли компания добиться успехов в предотвращении растекания нефти и начать улучшать свою репутацию в глазах общественности. По мнению главного редактора специализирующейся на вопросах энергетики гамбургской информационной службы EID Райнера Вика (Rainer Wiek) и других экспертов, это единственный способ, которым BP может вернуть утраченное доверие со стороны скептически настроенных финансовых рынков и со стороны разгневанного британского правительства, на прошлой неделе выдвинувшего компании очередной ультиматум: повысить прозрачность и прояснить, какие именно меры компания намеревается принять в ближайшие недели.
О том, как сильно упало мнение американцев о BP, можно судить по недавно проведенному газетой Wall Street Journal совместно с телевизионной компанией NBC опросу. По рейтингу одобрения общественностью BP обогнала бывшего иракского диктатора Саддама Хусейна, но лишь на три процентных пункта.
Причины непопулярности BP найти несложно: пренебрежение мерами безопасности, обязательными к исполнению при глубоководном бурении, несостоятельность планов на случай аварии и неоднократно дававшиеся Тони Хейвордом, но оставшиеся невыполненными обещания быстро остановить растекание нефти.
Цена ошибкиУже дважды BP не смогла заткнуть утечку стальным «колоколом», в который должна была стечь нефть перед последующей перекачкой на борт танкера на поверхности Мексиканского залива. Хваленый «убойный» метод, то есть затыкание утечки большим количеством тяжелого материала, тоже не помог.
Миллионы литров сырой нефти продолжают растекаться по открытой акватории океана. Нефтяное пятно, уже равное по площади трем странам Бенилюкса (Бельгия, Люксембург и Нидерланды), угрожает большому количеству прибрежных районов. Ужасно страдают многомиллиардные рыболовецкая и туристическая индустрии американской части побережья залива.
Каждый день BP приходится отдавать порядка ста миллионов долларов для того, чтобы хотя бы частично справляться с последствиями катастрофы. По мнению многих экспертов, компании, возможно, придется выплатить до шестидесяти миллиардов долларов штрафов и компенсаций за ущерб окружающей среде и прочие виды ущерба.
Но даже эти циклопические суммы не отпугивают почти никого из аналитиков. По их мнению, BP легко справится даже с такими расходами, в особенности учитывая, что платежи будут рассрочены на много лет, как уже бывало с аналогичными катастрофами. Более того, не исключено, что средства из суверенных фондов ближневосточных стран помогут BP пополнить свои денежные запасы.
Молитвы и прошенияНо для того, чтобы это произошло, BP должна успешно выполнить свой последний на данный момент план — пробурить аварийную скважину и тем самым остановить растекание нефти.
Но этот так называемый «убойный» метод представляет большую сложность. Для его применения необходим бур, в точности подходящий по сечению под нефтяную скважину шириной порядка двадцати сантиметров (7,9 дюйма), находящуюся на глубине четырех километров под морским дном. Если это будет сделано, то давление в скважине ослабнет и можно будет поместить в нее постоянную «затычку». Есть вероятность, однако, что с первой попытки ничего не получится, а возможен и такой исход, что операция не удастся вообще.
Конечно, для окружающей среды этот вариант — наихудший из всех возможных. При таком сценарии BP придется распродавать прибыльные нефтяные месторождения и бензозаправочные сети, включая, например, Aral, по сниженным ценам. Также возможно объявление банкротом американского дочернего предприятия BP или даже частичная национализация ее в пользу Великобритании.
Премьер-министр Дэвид Кэмерон, судя по всему, уже не готов полностью исключать подобную возможность. На следующей неделе Кэмерон вместе со своим министром энергетики Крисом Хьюном отправится в Вашингтон — обсуждать кризис с представителями администрации президента США Барака Обамы. Главной целью визита станет определение максимального уровня ответственности, которая может быть возложена на BP.
Фрэнк Доумен (Frank Dohmen),
Марко Иверс (Marco Evers)