На состоявшемся в Санкт-Петербурге II Всероссийском съезде саморегулируемых организаций в строительстве присутствовало 179 делегатов из 215 зарегистрированных СРО в строительстве. Число участников составило более 900 человек.Несмотря на негативное влияние мирового кризиса, строительная отрасль на протяжении последних полутора лет демонстрирует достаточную степень устойчивости. Значительную поддержку отрасли оказали принятые на федеральном и региональном уровне законы по поддержке жилищного строительства, благодаря которым сохранилась базовая инфраструктура жилья и ипотечного кредитования.
Виктор Басаргин, министр регионального развития России:
- В текущем году позитивные тенденции сохранились. Катализатором этого процесса вновь выступает жилищное строительство. За первые месяцы 2010 года темпы роста объемов жилищного строительства составили 101,3%, всего около 6 млн. кв. м жилья. В феврале темпы роста составили 103%, и более 40 субъектов РФ показали сегодня положительную динамику. Высокие темпы жилищного строительства достигнуты в Сибирском, Уральском, Дальневосточном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Кризис во многом активизировал качественные изменения в строительной отрасли. В 2009 году почти 2/3 построенных квартир можно было отнести к жилью эконом-класса. Стабильно росли темпы производства современных строительных материалов.
Вместе с тем до полного восстановления отрасли еще далеко. Средний уровень загрузки производственных мощностей строительных организаций в I квартале 2010 года составил всего 56%. Хотя объем заключенных договоров начиная с января 2010 года стабильно растет, обеспеченность строительных организаций заказами пока не превышает в среднем трех месяцев. Государство предпринимает последовательные шаги по активизации строительного рынка: с участием государства прямо или косвенно строится почти 30% жилья. Осуществляется финансирование строительства более 2,5 тыс. объектов производственного и непроизводственного назначения, реализуется комплекс мероприятий системы государственного регулирования, направленной на повышение эффективности работы отрасли и ее привлекательности для инвесторов. Большинство этих шагов непосредственно связано с интересами саморегулируемых организаций.
В текущем году продолжится увеличение заказов на строительные работы со стороны государства для обеспечения жильем отдельных категорий граждан, будут консолидированы действия государственных участников рынка, причем приоритет в госзаказе будет отдаваться строительству жилья эконом-класса и малоэтажного жилья. С целью активизации спроса на жилье продолжится внедрение механизмов, стимулирующих снижение ставки ипотечного кредитования. Это поможет строительному сообществу получить новые ориентиры по планированию своей деятельности, сформировать портфель заказов, обеспечивающих стабильную работу.
Особое внимание уделено снятию административных барьеров в строительстве. Это коснется территориального планирования, выдачи корректировки технический условий на стадии проектирования и строительства со стороны ресурсоснабжающих организаций, исключающей возможность необоснованных дополнительных требований, внедрения института негосударственной экспертизы, а также возрождение института типового проектирования и создания банка типовых проектов. Не останутся в стороне и организация работы по ведению института персональной аттестации и ответственности главных инженеров и архитекторов проекта, внедрение института обязательного страхования объектов строительства и многое другое. Минрегионом России разработаны правила страхования профессиональной ответственности, рекомендованные для применения в саморегулируемых организациях. Это позволит сократить время прохождения разрешительных процедур уже с 2010 года.
В целях реформирования системы технического регулирования в строительстве в конце 2009 года принят технический регламент о безопасности зданий и сооружений, заложивший основу структуры обновления нормативной базы в строительстве. Сегодня завершается работа над проектом постановления правительства, содержащим перечень национальных стандартов и сводов правил, обеспечивающих выполнение требований технического регламента. Такая работа не проводилась более семи лет. Минрегион России уже частично выделил средства на эти цели. Насколько известно, национальные объединения СРО готовы совместно с государством профинансировать эту работу, которая позволит расширить внедрение новых технологий в строительстве, сократить сроки инвестиционно-строительного процесса.
Минрегионом России разработана система укрупненных нормативов цены строительства и показателей стоимости конструктивных решений. Эта система полностью соответствует европейской практике, определяя объем затрат на каждом этапе инвестиционного процесса. С переходом на новую систему можно будет уже с 2011 года отказаться от системы индексации в строительстве и осуществлять нормирование по вновь начинаемым объектам строительства в текущем уровне цен. Всего за 2009–2010 годы Минрегионом изданы и зарегистрированы в Минюсте России 36 правоприменительных актов по вопросам совершенствования системы ценообразования.
В целях повышения инвестиционной активности разработан и утвержден порядок нормотворчества в технической сфере и сфере сметного нормирования, позволяющий участникам рынка, в том числе госзаказчикам и федеральным органам исполнительной власти, мобильно разрабатывать и принимать необходимые нормативы. Свое место в этом процессе могли бы занять и саморегулируемые организации.
Разработан проект стратегии развития промышленности строительных материалов до 2020 года, предусматривающий устранение зависимости от импорта в секторе высокотехнологических стройматериалов, расширение и локализацию ресурсной базы стройматериалов с целью исключения локального монополизма. В настоящее время рассматривается возможность создания национального строительного университета, прорабатываются механизмы стимулирования развития системы среднего и профессионального образования в сфере строительства. Это позволит увязать внедрение новых технологий с одновременной подготовкой и переподготовкой кадров.
Пока еще остается ряд нерешенных вопросов в работе саморегулируемых организаций. И ведется работа, чтобы найти устраивающие государство и строительное сообщество позиции. Должны быть стабильные и общие для всех правила на рынке допуска, выполнения изыскательских проектов, строительных работ, должна быть и единая твердая позиция федеральных органов при разработке нормативных актов в сфере регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Это в первую очередь относится к перечню видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Документ претерпел несколько редакций и в ближайшее время вступит в силу.
Такая же работа проводится по постановлению правительства, устанавливающему требования к допуску на особо опасные, технические сложные и уникальные объекты капитального строительства. Отмечу, что в ходе согласования между федеральными органами власти были ослаблены условия допуска, часть работ отнесена к категории особо опасных только в том случае, если они ведутся на особо опасных объектах. Практическое применение перечня подтвердит или опровергнет правильность этого шага, но строить свою работу необходимо исходя из такой редакции документа. Еще один важный вопрос – это определение статуса и уровня ответственности генерального подрядчика в строительстве. Позиция Минрегиона России в том, что установление повышенного компенсационного фонда в размере 15 млн. рублей не в интересах строительной отрасли, поскольку приведет к ликвидации здоровой конкуренции на рынке, сформировав 10–15 генподрядчиков общероссийского масштаба. Также эта позиция не поддерживается Минюстом, Минприроды и Минфином России, ведь установление компенсационного фонда – это компетенция саморегулируемых организаций, и эта точка зрения будет отстаиваться.
Но в ряде регионов есть примеры недобросовестного подхода к организации работы саморегулируемых организаций, отмечаются попытки отдельных СРО превратить свои организации в лицензионные центры, штампующие фиктивные допуски. Сейчас из 265 тыс. лицензиатов (это по данным лицензионной комиссии) допуск на рынок строительства получили порядка 70 тыс. То есть 195 тыс. организаций реальными строительными организациями не являются. При появлении признаков недобросовестности необходимо принимать быстрые решения по лишению статуса саморегулируемых организаций. А в перспективе, когда авторитет национального объединения будет реальным, возможно будет рассматривать варианты передачи части полномочий по контролю самому национальному объединению.
Неправильно противопоставлять органы власти и строительные сообщества. Сегодня в строительной среде высказывается мнение, что институт саморегулирования оказался не нужен на государственном уровне. Это не так. Минрегион России занял принципиальную позицию по ликвидации неэффективного лицензирования в строительной сфере и переводу отрасли на саморегулирование. Новый институт саморегулирования должен привести к самоочищению отрасли, установлению транспарентности, понятным правилам на строительном рынке, повышению безопасности и качества строительства.
Смена парадигмыЕфим Басин, президент Национального объединения СРО в строительстве, президент НП СРО «МОС», генеральный директор ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ»:
-На сегодняшний день в различных отраслях экономики страны в соответствии с федеральным законом №148 осуществляется переход от государственного лицензирования к саморегулированию. Статус СРО получили более 400 организаций в области проектирования, изысканий и строительства. Создано три национальных объединения, которые призваны координировать деятельность саморегулируемых организаций. Разрабатываются нормативная база, стандарты и правила саморегулирования, направленные на защиту прав потребителей и повышение ответственности исполнителя опасных работ. Создан координационный фонд в сумме более 20 млрд. рублей. Можно с уверенностью сказать, что переход отрасли на саморегулирование – это свершившийся факт.
Вместе с тем вызывают крайнюю тревогу попытки некоторых чиновников из Минэкономики и ФАСа провести законодательные реформы, сокращающие саморегулирование, выводящие на свободный рынок опаснейшие виды работ, причем эти действия преподносятся под предлогом помощи малому бизнесу. На самом деле все это влечет только проблемы для малого бизнеса. Без подтверждения квалификации небольшие предприятия просто потеряют заказы, а многие уйдут в тень. В системе саморегулирования малый бизнес получает не ущемление прав, а высокую степень защиты. Это подтверждается статистикой: более 90% наших членов – это малые и средние предприятия. Безусловно, малому бизнесу надо помогать, и делать это должно прежде всего государство, но не в предлагаемой чиновниками форме.
Есть и другие угрозы становлению системы саморегулирования – коммерческие саморегулируемые организации, которые открыто начали торговать допусками на рынок. В этой связи строитель обоснованно задает вопрос: а как такие СРО могли появиться? Напрашивается вывод, что Технадзор, мягко говоря, не справился со своей задачей при регистрации СРО. Исправить положение можно, только организовав серьезную проверку таких СРО на предмет их соответствия законодательству.
В связи с недавно принятым законом №384 «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений» после шестилетней борьбы удалось обозначить наконец правовой статус строительных норм и правил (СНиПов) и обязательность применения некоторых из них. К сожалению, многое абсолютно устарело и требует переработки и актуализации, а для этого требуются значительные средства, которых у государства недостаточно. На координационном совете было принято решение, что и национальные объединения примут участие в финансировании этих затрат, и подписаны по этому поводу соглашения между тремя национальными объединениями и министром. Сегодня уже идет активная работа по разработке мероприятий по сокращению административных барьеров для осуществления инвестиционной строительной деятельности.
На первое место мы поставили такое направление, как искоренение коммерциализации отдельных саморегулируемых организаций. Сегодня это реальная угроза самому существованию института саморегулирования. Уповать только на государство здесь нельзя, необходимо организовать регулярный мониторинг деятельности СРО. Результаты мониторинга должны всесторонне анализироваться, рассматриваться коллегиально. Такая работа уже идет. В качестве негативного примера: СРО объединений инженеров-строителей, зарегистрированная в Москве, умудрилась выдать за 2-3 месяца почти 4 тыс. свидетельств и допусков, в то время как это очень непростая работа, и, например, в МОСе за год выдали всего 750 допусков. Интересно, что половину организаций, получивших в этом СРО допуски, по адресам, указанным в реестре, оказалось невозможно найти. Из полученных данных можно сделать только один вывод: это фабрика по штамповке фирм-однодневок. А ведь за них придется отвечать как морально, так и материально всему сообществу. В этой связи предлагается на очередном съезде принять кодекс чести руководителя СРО. Проект готов, в нем сформулированы основополагающие принципы деятельности руководителя СРО. Это декларативный документ, его нарушение не влечет значимых юридических последствий, максимальное наказание – это общественное порицание. Но сам факт возможности такого порицания наверняка удержит некоторые горячие головы от нарушений установленных профессиональным сообществом норм поведения.
Вторым по значимости направлением деятельности СРО предлагается объявить участие национального объединения в техническом регулировании строительства. Закон о техрегулировании фактически не реализовывался семь лет. В результате многие действующие нормативные документы устарели, в них не отражены возможности современных технологий или народного опыта. Это приводит к возникновению ничем не обоснованных административных барьеров, росту себестоимости, является источником коррупции. Необходимо провести колоссальную работу по формированию механизма регулирования, актуализации строительных норм. Поэтому нацобъединение строителей будет выделять средства на разработку и актуализацию нормативной базы техрегулирования.
Еще одним приоритетом деятельности СРО является содействие устранению необоснованных административных барьеров в строительстве. Сегодня это очень важная и актуальная тема. По данным Мирового банка, в настоящее время Россия находится на 197-м месте по бюрократии при получении разрешения на строительство, поэтому сегодня это вопрос обсуждается на всех уровнях власти. Одной из основных проблем является массовое несоблюдение властями всех уровней даже того законодательства, которое сегодня уже существует. На уровне большинства субъектов Федерации и муниципальных образований до сих пор отсутствуют предусмотренные Градостроительным кодексом документы территориального планирования, а на местном уровне даже документы зонированы, что создает неопределенность и повышает риск инвестиционной деятельности. Институт градостроителей и подготовки земельных участков с муниципалитетами не нашел в должной мере своего применения. Власть абсолютно не готова перейти от удобного ей принципа «запрещено все, что не разрешено» к принципу, установленному градостроительной документацией, «разрешено все, что не запрещено». Во многих регионах и городах сохраняются незаконные требования о многочисленных согласованиях проектной документации.
Сохраняется вопрос получения техусловий о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения. Муниципалитеты не спешат разрабатывать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, на основе которых должны открыто и прозрачно определяться тарифы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Практически на всех этапах инвестиционных циклов сохраняется и процветает коррупция. Все это не может не сказываться отрицательно на инвестиционной привлекательности России. Как следствие, строительный комплекс испытывает сегодня глубокий дефицит частных инвестиций. Несовершенство законодательства для государственных нужд и муниципальных существенно снижает эффективность инвестиций в строительство. Федеральный закон №94-ФЗ обеспечил развитие конкурентоспособности в строительной сфере, но в то же время породил множество проблем. Широкое распространение в соответствии с этим законом получил бизнес недобросовестных предпринимателей, устанавливающих демпинговые цены, умышленно срывающие торги. Важнейшая задача СРО – содействовать деятельности правительства по выявлению и устранению необоснованных административных барьеров в строительстве.
Еще один безусловный приоритет деятельности СРО – совершенствование внутренней нормативной базы саморегулирования. Уже организована системная работа по унификации документов саморегулирования, советом НОСТРОЙ утверждена унифицированная система нумерации свидетельств о допусках. Завершена большая работа по утверждению унифицированных требований страхования гражданской ответственности. Рабочей группой при национальных объединениях подготовлено более 70% документов, прежде всего это унифицированные требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность. В этой нелегкой работе, которую необходимо завершить в кратчайшие сроки, принимали участие представители многих саморегулируемых организаций. Разумеется, документы должны содержать одни и те же требования независимо от того, где они будут выдаваться – на Камчатке или, допустим, в Санкт-Петербурге.
Важным приоритетом работы СРО можно считать развитие института страхования сектора саморегулирования. Это молодой институт. До вступления закона ФЗ-48 массовой практики страхования гражданской ответственности в России не было. Этот вид страхования делает первые, но уверенные шаги. Совместными усилиями мы добьемся того, чтобы страховые организации стали реальным влиянием обеспечения безопасности строительства. И тогда, как и во многих развитых странах, на крупных стройках появятся страховые офицеры, которые будут контролировать качество строительства наравне со всеми надзорными органами, которые уже существуют. Однако на современном этапе нельзя не отметить, что качество института страхования еще далеко от необходимого уровня. Достаточно часто встречается фиктивное страхование, не обеспечено реальное страховое покрытие. Это и порождает сомнения правительства в реальности и полезности этого мероприятия. На сегодняшний день разработаны методические рекомендации и унифицированы требования к страхованию, которые уже одобрены Минрегионом и рассмотрены на всех комиссиях. Надо перекрыть все возможные способы заключения фиктивных договоров страхования, дискредитирующих саму систему.
Отдельно нужно отметить роль аппарата национального объединения. Его задача – обеспечить работу всероссийского съезда, совета, комитетов, координаторов, а также обеспечить исполнение принятых решений. Аппарат ни в коем случае не вправе подменять национальные объединения, его полномочия ограничены организационной функцией. Вместе в аппарате должны работать специалисты высокого класса. Сегодня аппарат уже почти укомплектован согласно штатному расписанию, утвержденному советом 24 декабря. Уже видны реальные результаты его работы, но для выполнения всех поставленных задач его необходимо усилить. Таким образом, возникает четкая система координации работы в строительной отрасли, где оптимально должны сочетаться отраслевые и региональные принципы управления. Несомненно, нам удастся наладить такую работу, и мы станем серьезными помощниками государству в выработке решений, учитывающих все многообразие строительной деятельности в России.
Саморегулирование – залог здоровья стройобществаОлег Толкачев, член Совета Федерации, председатель Комиссии по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:
Создание саморегулируемых организаций, распределяющих полномочия между государством и бизнесом, – это старт программы государствен-но-частного партнерства в масштабах всей страны. Это та задача, которую президент Российской Федерации озвучил в своем послании 12 ноября прошлого года. И сегодня Совет Федерации будет использовать СРО для решения тех вопросов, которые стоят перед национальным объединением строителей.
Здоровье стройобщества во многом зависит от избавления от недобросовестных организаций. И пора уже заняться этой работой на уровне национального объединения. Потому что, если положение не улучшится, аварии буду продолжаться. Стандарты и требования, которые саморегулируемые организации предъявляют к своим участникам, не позволяют подобным фирмам существовать на свободном строительном рынке. И при грубых нарушениях организация имеет все шансы быть исключенной из партнерства, что является самым серьезным последствием.
На сегодняшний день наиболее банальной причиной исключения предприятий из реестра СРО является простая неуплата членских взносов. На втором месте – чрезмерное количество нарушений технических норм и правил, нанесение ущерба третьим лицам при выполнении работ. Участники СРО могут лишиться своего членского билета и из-за нарушений внутреннего регламента СРО и других стандартов. Но пока саморегулирование только вступает в силу, начинает свой путь, а предприниматель адаптируется к условиям, поэтому никаких карательных мер еще не было предпринято.
В конце прошлого года в адрес Совета Федерации поступало большое количество писем со всей страны, авторы которых настаивали на сохранении института лицензирования, выражали недовольство и сомнения в самой идее создания саморегулируемых организаций.
С начала этого года таких писем поступило всего два. Но все равно они заставляют внимательно посмотреть на существующую проблему. С одной стороны, появилась большая защищенность малого бизнеса, с другой – стали активно продаваться допуски на выполнение работ, связанных с повышенной опасностью, и форма этих продаж приняла весьма специфический характер. За некие откатные суммы предоставляются готовые фирмы, на которые можно оформить строительный контракт, что приводит к уходу значительной части компаний в тень, что, конечно, не повышает безопасность строительства.
Еще одна проблема для малого бизнеса – это мнение о том, что СРО видит своей основной задачей сбор денег за право на работу. Однако не надо упускать из виду тот факт, что существует множество мелких фирм, занимающихся ремонтом, отделочными работами, которые для продолжения своей деятельности на законной основе обязаны вступать в СРО. Такие фирмы, конечно, не могут конкурировать с гигантами, но вход на рынок стоит для них столько же. Поэтому, я думаю, пока для небольших строительных организаций имеется два выхода: либо свернуть свою деятельность, либо работать по недействительной лицензии, что уголовно наказуемо по 171-й статье УК Российской Федерации.
Поэтому крупному состоявшемуся бизнесу следует предложить либо отработать несколько компаний по одной документации, либо подумать о том, как брать персонал в более крупную организацию. В связи с чем сайт национального объединения строителей должен стать источником информации, таким клубом скорой правовой помощи для участия в строительном рынке. Учитывая важность задач, стоящих перед национальным объединением строителей, есть смысл подумать об официальном периодическом издании, которое должно иметь статус моста, на котором будет объявляться вся официальная информация.
Что касается законотворчества, необходимо поработать на существующей юридической базе, посмотреть судебную правоприменительную практику,
проанализировать состоявшиеся страховые случаи. В Совете Федерации создана рабочая группа по работе с 94-м законом. Возглавляет эту группу хорошо известный в стране Николай Иванович Рыжков. Уже удалось провести заметное количество поправок, поэтому весь алгоритм работы с 94-м законом ясен, но, прежде чем вносить какие-либо поправки, их надо до конца осмыслить и понять.
Реформирование отрасли: новый этапМартин Шаккум, председатель Комитета Госдумы по промышленности и земельным отношениям:
Если раньше для решения возникающих вопросов можно было обойтись Гражданским и Градостроительным кодексом, то сегодня вся законодательная база в области строительства потребовала самого существенного обновления. Первый этап реформирования у нас пришелся на 2004 год. Было принято 27 законов, из них такие важные, судьбоносные для строительной отрасли, как Градостроительный кодекс, Жилищный кодекс, 214-й закон о долевом участии в строительстве, 210-й закон об основах регулирования тарифов, и многие другие.
С 1 января 2009 года уже совершился переход от системы лицензирования к саморегулированию в строительной отрасли. В общей сложности создано около 400 саморегулируемых организаций, действуют три национальных объединения, и процесс этот сегодня набирает обороты, идет укрепление как саморегулируемых организаций, так и национальных объединений. Но в то же время правоприменительная практика, реальные события на строительном рынке заставляют нас серьезно задуматься о пробелах в законодательстве, о том, что не все было учтено при принятии законов.
Главная проблема – это возникновение так называемых мошеннических СРО, которые, по сути дела, саморегулируемыми организациями не
являются, а, прикрываясь статусом, штампуют допуски и торгуют этими фальшивками. Чтобы положить конец этим негативным явлениям, в первую очередь необходимо наделить полномочиями национальные объединения по проверке саморегулируемых организаций. Дать возможность им в случае выявления неоднократных, системных грубых нарушений законодательства при выдаче допусков приостанавливать членство в национальном объединении с соответствующим прекращением действия всех допусков, выданных данной организацией. В законе должно быть более четко и жестко прописано о необходимости членства саморегулируемой организации в национальном объединении. Сегодня, с одной стороны, такая запись в законе есть, но невступление в национальные объединения еще пока правовых последствий за собой не влечет.
Приказом Минрегиона перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, будет дополнен такими понятиями, как генпроектировщик и генеральный подрядчик. Но эти определения необходимо закрепить законодательно, поэтому подготовлены соответствующие поправки в закон о градостроительной отрасли. Учитывая то, что именно от работы генподрядчиков и генпроектировщиков в основном зависит безопасность зданий, сооружений, мы считаем необходимым установить для них повышенный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемых организаций. Речь не идет о космических цифрах, поскольку надо всегда помнить, что саморегулируемая организация не отвечает за качество соответствующей работы своих членов. Она отвечает только за соблюдение технических регламентов, за безопасность и за причинение вреда третьим лицам. Поэтому безмерно завышать компенсационный фонд просто не имеет смысла, в том числе и потому, что перечень таких случаев, конечно же, серьезно ограничен. Скорее всего, размер выплаты будет дифференцированным в зависимости от объемов выполняемых работ или от объема тендеров, в которых компании участвуют. Сейчас строители должны выплачивать в компенсационный фонд СРО 300 тыс. рублей при условии, что застраховали свою профессиональную ответственность. В ближайшее время будут внесены поправки в законы о СРО, где национальным объединениям будут переданы полномочия по проверке деятельности подведомственных им организаций. Если будут выявлены системные нарушения, то деятельность таких СРО будет остановлена, а все выданные ими допуски аннулированы. Необходимо укрепить эту обязанность законодательно – от этого будет зависеть качество строительных работ, безопасность зданий и сооружений.
Без ключевого участия национального объединения СРО не могут быть решены следующие пункты: обсуждение вопросов внесения изменений в Градостроительный кодекс, касающихся деятельности СРО; установление точного перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства; принятие постановления правительства об установлении минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. За последние десять лет серьезно устарела и требует скорейшей актуализации нормативно-правовая база в строительной отрасли (это касается СНиПов, ГОСТов и других нормативно-технических документов). Все созданные национальные объединения СРО должны заниматься формированием и разработкой такой базы как в строительстве, так и в проектировании и изысканиях.