Эксклюзивное интервью губернатора Архангельской области Ильи Михальчука журналу «Энергополис».– Илья Филиппович, энергосбережение и повышение энергоэффективности объявлено одним из приоритетов внутренней политики. Насколько продвинулась Архангельская область в решении этих задач?– Отдельные энергосберегающие проекты были реализованы еще несколько лет назад. Речь, прежде всего, о переводе котельных на газ и возобновляемые источники энергии. В итоге в коммунальной энергетике потребление топочного мазута для выработки тепла сократилось на 160 тыс. тонн, угля – на 63 тыс. тонн, дизельного топлива – на 20 тыс. тонн. Общая экономия в текущих ценах составляет 1,5 млрд. рублей, и это с учетом увеличения потребления других видов топлива.
Но все это локальные мероприятия, эффект от которых фактически чувствуется на конкретных производствах. В масштабах же региона существенных изменений не произошло.
На наш взгляд, главная причина такого положения дел – отсутствие единой политики в этом направлении. Иными словами, нужна структура, которая бы координировала работу. Для этого мы создали государственное автономное учреждение «Региональный центр по энергосбережению». В его задачи, в частности, входит разработка областной программы энергосбережения и энергоэффективности, проведение энергетического мониторинга, разработка проектов усовершенствования систем отопления и электроснабжения. В общем, данная структура позволит систематически и комплексно заниматься вопросами энергосбережения.
– Комплексного подхода, как вы заметили, до недавнего времени не существовало. Вместе с тем предстоит решать достаточно масштабные задачи. Определились ли с приоритетами и какие проекты могут дать ощутимый эффект?– Все приоритеты отражены в Федеральном законе «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». В первую очередь мы собираемся начать с наших бюджетных учреждений. Здесь можно экономить до 400 млн. рублей в год. Кроме того, в этом году должны появиться программы в сфере энергосбережения в государственных и муниципальных учреждениях. Аналогичные документы разрабатываются муниципальными образованиями.
Что касается крупных проектов, то одним из наиболее значимых для региона является проект строительства и реконструкции котельных с применением технологии, основанной на сжигании биотоплива. Он призван повысить эффективность коммунальной энергетики сельских территорий.
Архангельская область – это второй на Северо-Западе регион по запасам древесины. У нас ежегодно образуется до 5 млн. кубометров отходов от лесосечных работ, лесопиления и деревообработки. К примеру, при заготовке древесины харвестерами и форвардерами на делянках остаются ветки, сучья, макушки деревьев. Все это можно пустить не только на производство тех же MDF-панелей, но и использовать в качестве биотоплива. Кроме того, невостребованными остаются около 200 млн. кубометров усыхающих лесов.
Нами подготовлено два варианта концепции проекта, отличающихся главным образом количеством котельных. Наиболее масштабный, и поэтому привлекательный для нас, предполагает строительство и реконструкцию 110 энергоисточников. Его общая стоимость превышает 5 млрд. рублей. Проектом также предусматривается строительство нескольких заводов по производству биотоплива.
Эта идея была рассмотрена и одобрена федеральными структурами, в том числе Министерством энергетики РФ и первым заместителем председателя Правительства РФ В. А. Зубковым. Сегодня мы пытаемся привлечь инвесторов, поскольку только за счет областного бюджета эту задумку в жизнь не воплотить.
Признаюсь, что работа продвигается непросто, но мы не собираемся отказываться. Тем более что реализация всех мероприятий позволит сократить расходы областного бюджета на завоз топлива в районы Крайнего Севера и компенсацию разницы в тарифах. Модернизация коммунальной энергетики замедлит темпы роста энерготарифов. Кроме того, новые предприятия по производству биотоплива и лесозаготовительные подразделения – это дополнительные рабочие места.
Есть и экологические преимущества. Во-первых, мы решим проблему утилизации отходов деревообработки и лесопиления. Во-вторых, полная реализация проекта позволит снизить ежегодные выбросы углекислого газа на 260 тыс. тонн. Этот экологический эффект в какой-то степени должны ощутить и наши соседи из Северных стран. Большой интерес для нас представляет расширение поставок биотоплива за рубеж. Два завода по производству пеллет уже экспортируют свою продукцию в соседние страны.
– Работа над этим проектом связана с приостановкой региональной программы газификации?– Ни в коем случае. Использовать биотопливо мы планируем в тех населенных пунктах, куда в ближайшие 10 лет газ не придет. Так что проекты между собой не конкурируют, а, напротив, дополняют друг друга. Но решают они одну задачу: сократить потребление завозного угля и мазута.
Что касается областной программы газификации, то она действительно приостановлена. Но это не означает, что мы отказались от ее реализации. На сегодняшний день уровень газификации у нас невысокий. При этом мы реально можем увеличить этот показатель. Сейчас ведется поиск внебюджетных источников, работаем с инвесторами. В прошлом году мы встречались с руководством ТГК-2. Энергетиками был подписан график перевода на природный газ Архангельской ТЭЦ и Северодвинской ТЭЦ-2. Эти теплоэлектроцентрали должны быть переведены на газ в 2010 году.
Так что продолжение газификации – это еще один большой и значимый для нас проект.
– То есть природный газ стратегически важен для региона?– Для нас данный вид топлива – прежде всего стабильность. Стоимость мазута или угля в течение года меняется. При этом прогнозы колебания цен могут отличаться от того, что получится на самом деле. Это рынок, который хоть и функционирует по определенным законам, бывает непредсказуем. Цены же на газ определяются Федеральной службой по тарифам в конце года на предстоящие 12 месяцев. Поэтому при утверждении бюджетов все знают, сколько средств необходимо предусмотреть, чтобы расплатиться с поставщиками.
Кроме того, поставки по трубе объективно надежнее доставки железнодорожным транспортом. Мы с уважением относимся к нашим партнерам-поставщикам, но когда у тебя под боком труба с газом, это удобнее, чем, к примеру, железнодорожный состав, который еще должен подойти к станции и который предстоит разгрузить. Ниже и транспортные издержки.
Я вернусь к первому вашему вопросу – повышению энергоэффективности. На сегодняшний день практически вся электроэнергия и большая часть тепловой вырабатываются мощными электростанциями. Из-за затрат на ее выработку и передачу эта энергия является относительно дорогой. Котельные, работающие на природном газе, имеют более высокий КПД. Кроме того, применение природного газа не требует большого числа вспомогательного оборудования по подаче, подготовке топлива, складированию, что также повышает эффективность процесса производства энергии.
Помимо чистой экономики, имеются и аргументы экологов. Для нас актуальна проблема утилизации отходов, образующихся после сжигания твердого топлива, снижения выбросов сажи, золы, диоксида серы и других загрязняющих веществ в атмосферу.
– Доводы в пользу «голубого топлива» убедительны, но перевод основных мощностей на газ лишает региональную энергетику альтернативы…
– Не совсем так, поскольку полностью отказываться от «традиционных» ресурсов никто не собирается. Мы осознаем, что для большой энергетики единственным технически и экономически возможным резервным топливом может быть мазут. Еще раз подчеркну, речь об изменении топливного баланса в пользу газа, но не о стопроцентном переходе на этот вид топлива. Предприятия энергетики, промышленности и ЖКХ ежегодно потребляют более 1 млн. тонн завозного мазута. Мы стремимся снизить этот показатель и оптимизировать наши расходы.
– Перевод котельных, ТЭЦ на альтернативные виды топлива – это только часть мер, направленных на повышение энергоэффективности. Как быть с потерями при передаче тепловой и электроэнергии?– Очень правильный вопрос, и это действительно серьезная проблема. Причем она актуальна не только для северных регионов, но и для других субъектов. В среднем по стране около 60% основных фондов коммунального хозяйства отслужило нормативный срок. Износ котельных составляет 55%, центральных тепловых пунктов – 50%, тепловых сетей – 62%, около 30% сетей водоснабжения и канализации требуют немедленной перекладки.
Мы осознаем, что нужен комплексный подход. Какой смысл модернизировать и удешевлять производство тепло-, электроэнергии, если мы имеем огромные потери на сетях? Расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25–30%, а иногда и до 50% выше, чем в европейских. Потребители фактически вынуждены оплачивать до 20% потерь по воде, около 15% – по электроэнергии и до 40% – по теплу.
Установка приборов учета снимает нагрузку с населения, позволяя платить за реально потребленные ресурсы, но проблему это не решит. Нужна масштабная реконструкция, на которую ни у региона, ни у муниципальных образований средств нет.
Сейчас мы пытаемся реализовать проект государственно-частного партнерства «Энергия Белого моря». Он призван объединить в рамках одной управляющей компании имеющиеся мощности генерации, сетевиков и сбыта. Фактически это консолидация интересов трех самостоятельных игроков в рамках одной управляющей компании. 51% акций в новой компании принадлежит правительству Архангельской области, что позволяет проводить единую государственную политику.
Задача в том, чтобы платежи населения, которое оплачивает ресурсы и услуги, работали на развитие местной инфраструктуры и мощностей. Сегодня же непонятно, какие средства и в каком объеме оставляют в регионе энергетики, головные офисы которых расположены за пределами области.
В новой схеме получаемые средства планируется направлять на модернизацию котельных, сетей, существующих в области. Управляющей компанией «Энергия Белого моря» составлен проект комплексной инвестиционной программы по реализации мероприятий, направленных на стабилизацию социально-экономического развития ТЭК и ЖКХ Архангельской области. Фактически это детализированная программа развития ТЭК и ЖКХ муниципальных образований.
На федеральном уровне разрабатывается целевая программа реформирования и модернизации ЖКХ, рассчитанная до 2020 года. Весной она должна быть представлена Правительству РФ. Проект основывается на одном важном документе – комплексной программе развития муниципальных образований, которая у нас уже практически готова. Поэтому в этом вопросе деятельность управляющей компании «Энергия Белого моря» полностью синхронизирована с деталями большой федеральной программы.
– Илья Филиппович, для вас энергетика – это одно из ключевых направлений?– Можно сказать и так, поскольку именно от стоимости энергоносителей, функционирования энергетического комплекса в первую очередь зависит качество жизни. Стоимость кВт.ч и Гкал определяют стоимость коммунальных и многих других услуг. Мы понимаем, что при существенном росте цен на электро- и теплоэнергию не будет хватать средств на развитие производства, не улучшится благосостояние людей. Бюджет будет вынужден нести огромную нагрузку. Так, чтобы максимально замедлить рост тарифов для населения, область ежегодно направляет сотни миллионов рублей в теплоэнергетику и почти миллиард в малую электроэнергетику. Поэтому наша задача – обеспечить развитие региональной энергосистемы так, чтобы, сдерживая рост энерготарифов, мы могли увеличить производственный потенциал, улучшить жизнь людей.
В коммунальной энергетике потребление топочного мазута для выработки тепла сократилось на 160 тыс. тонн, угля – на 63 тыс. тонн, дизельного топлива – на 20 тыс. тонн. Общая экономия в текущих ценах составляет 1,5 млрд. рублей, и это с учетом увеличения потребления других видов топлива.
У нас ежегодно образуется до 5 млн. кубометров отходов от лесосечных работ, лесопиления и деревообработки. Наиболее значимым для региона является проект строительства и реконструкции котельных на биотопливе. Он призван повысить эффективность коммунальной энергетики сельских территорий.
Проект государственно-частного партнерства «Энергия Белого моря» призван объединить в рамках одной управляющей компании имеющиеся мощности генерации, сетевиков и сбыта. Фактически это консолидация интересов трех самостоятельных игроков в рамках одной управляющей компании.
Архангельская область
Область на севере европейской части России. В ее состав входит Ненецкий автономный округ.
Образована 23 сентября 1937 года при разделе Северной области РСФСР.
Входит в состав Северо-Западного федерального округа.
Площадь: 587,4 тыс. км².
Население: 1262 тыс. чел. (2009).
Плотность населения: 2,1 чел./км² (2009),
удельный вес городского населения: 73,4% (2008).
Административный центр области – г. Архангельск.
Основные промышленные центры: Архангельск, Котлас, Северодвинск, Новодвинск, Коряжма, Няндома, Вельск.
Крупнейшие промышленные предприятия Архангельской области
Рыбная промышленность: Архангельский траловый флот.
Лесная, деревообрабатывающая промышленность: Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат.
Целлюлозно-бумажная промышленность: Котласский целлюлозно-бумажный комбинат, Котласский химический завод, Архангельский ЦБК, Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат
Машиностроение: ПО «Севмаш», ЦС «Звездочка», Котласский электромеханический завод, Соломбальский машиностроительный завод.