Для США и Евросоюза энергетическая безопасность равнозначна национальной.
Евразийская энергетическая политика связана с большим числом приоритетных для США вопросов внешней и энергетической политики, чем любая другая обсуждаемая в Вашингтоне тема.Проблема в том, что вопросам энергетики на евразийском пространстве эта администрация не уделяет на высоком уровне должного внимания. В то время как Москва, Пекин и Тегеран серьезно относятся к связи между внешней и энергетической политикой, Вашингтон предпочитает играть на Евразийском континенте в догонялки.
Со времен Второй мировой войны страны Европы – даже такой влиятельный блок, как Европейский союз, – не имели четкой китайской политики. Однако во время последних зимних праздников китайская государственная энергетическая компания CNPC завершила строительство газопровода, идущего через Среднюю Азию на восточный берег Каспийского моря – в Туркменистан. Одновременно с этим поддерживаемый ЕС консорциум работает над проектом газопровода Nabucco, который должен подойти к газовым запасам Туркменистана с запада. Таким образом, энергетические вопросы превратили Китай в соседа Евросоюза. Энергетическая геополитика заставляет страны НАТО вырабатывать евразийскую политику в отношении Китая.
Китайский прорыв в Среднюю Азию также разрушил планы развития энергетики в еще одной сфере операций НАТО – в Афганистане. Американские компании и Азиатский банк развития давно выступают за прокладку через Афганистан газопровода, по которому газ из Туркменистана поставлялся бы потребителям в Пакистане и Индии. Афганские официальные лица считали, что этот проект будет способствовать стабилизации страны и развитию ее сельских районов и приведет к появлению более 3 000 связанных с энергетикой малых предприятий по всему Афганистану. Однако сейчас вероятнее, что Пакистан и Индия будут получать свой газ по трубопроводу из Ирана, обогащая режим, который, если у него получится осуществить свои ядерные амбиции, вполне способен загнать регион в штопор.
В середине января Евросоюз подписал соглашение в области энергетики с центральным правительством Ирака, согласно которому курдские области страны должны будут снабжать Nabucco газом в дополнение к туркменскому газу. Для потребителей из стран ЕС и НАТО исключительно важно получить доступ к новым газовым ресурсам в связи с отношениями, которые сложились у Запада с еще одной из крупных держав Евразии – Россией. В изрядной части стран Центральной и Восточной Европы зимнее отопление зависит от российского газа, причем Москва пытается использовать это неравенство в отношениях себе на пользу, внося раскол во внешнюю и энергетическую политику Евросоюза и НАТО. С 2006 года споры, возникающие у России с соседними транзитными странами Украиной и Белоруссией, ежегодно вызывали в Европе газовые кризисы. Для некоторых ключевых союзников США, таких как Польша и Румыния, энергетическая безопасность и национальная безопасность сейчас одно и то же.
Россия, Китай и Иран ведут в Евразии все более самоуверенную внешнюю и энергетическую политику. США и Турция раньше сходились во взглядах на вопросы евразийской энергетики, однако теперь Анкара пытается получить самостоятельное влияние в регионе и статус одного из ключевых узлов мировой энергетической системы. Масштабные перемены, происходящие как в технологической, так и в политической сфере, рвут старые расчеты буквально на клочки.
Разработка ранее недостижимых месторождений сланцевого газа в США произвела революцию на энергетическом рынке Северной Америки. Вполне вероятно, что американские потребители сидят на запасах газа, которые способны полностью покрывать их потребности в течение ближайших ста лет. Таким образом, объемы сжиженного природного газа, которые должны были быть направлены в США, будут перенаправляться в Европу и Восточную Азию. Если потребность потребителей в газе будут удовлетворять морские поставки, это отчасти сгладит проблемы евразийской энергетической геополитики. Однако с большой вероятностью это также обострит конкуренцию на континенте: и добывающие, и потребляющие газ страны начнут искать и пытаться разрабатывать такие же сланцевые залежи по всей Евразии.
Белый дом поступил бы правильно, признав обострение обстановки в евразийской энергетической геополитике. Имело бы смысл активнее координировать политику в сфере энергетической безопасности с нашими европейскими союзниками – и с Китаем. Наконец, строя отношения с Россией, мы должны не забывать о проблеме применения нефти и газа в качестве геополитических инструментов.
Энергетика имеет отношение не только к изменению климата и рациональному пользованию ресурсами. В Евразии это ключ к политическому влиянию на стратегическом уровне. Качество политики, которую США ведет на приоритетных с точки зрения национальной безопасности направлениях – афганском, иракском, российском, китайском, – зависит от глубины понимания евразийской энергетической геополитики.
[right]
Александрос Петерсен старший научный сотрудник
Центра Евразии (Eurasia Center)
Атлантического совета (Atlantic Council)[right]